«Побеждаются естества уставы»: богослужение в день Успения
Святая Церковь прославляет блаженную кончину и всякого праведника, потому что эта кончина есть конец его земных трудов и подвигов и начало безсмертной жизни и славы Небесной; но преимущественно ублажает она всечестное преставление честнейшей Херувимов Пресвятой Матери Господа. Успение Богоматери есть одно из величайших торжеств Церкви, к которому и приготовляемся особенным постом.
Сие событие, после Вознесения Господня, есть славнейшее для самой Церкви Небесной, которая восприняла Душу, во всем человеческом роде святейшую и блаженную, и всерадостное для Церкви земной, потому что Матерь Божия, вознесенная во славу Небесную, отселе сделалась могущественнейшей и неусыпной защитницей и помощницей всех верующих на земле.
Посему, воспоминая Успение Богоматери, Святая Церковь прославляет его торжественными и сладостными песнопениями. «О чудо! — восклицает Церковь (на стихирах вечерни) — Источник жизни полагается во гробе и гроб делается лествицею к Небу!» Обращаясь же к Самой Виновнице торжества, поет: «Дивны тайны Твои, Богородице! Ты явилась престолом Всевышняго, и ныне преставилась от земли к Небу; Успение Твое славят Власти и Престолы, Начала и Господства, Силы, Херувимы и Серафимы; земнородные же радуются о Божественной славе Твоей». Вспоминает и чудесное собрание апостолов к святейшему одру великой Усопшей, как «по мановению Божиему восхищенные на высоту на облаках, богоносные апостолы от всех стран достигли пречистаго и живоначальнаго тела». Умственные взоры верных возводятся к миру горнему, и они созерцают, как «превышшия Небесныя Силы, пришедши со своим Владыкой, Богоприятное и Пречистое тело предсылают и невидимо вопиют к превышшим чиноначалиям: се, Всецарица Богоотроковица прииде, возьмите врата и поднимите Матерь присносущнаго Света!»
Три паримии, усвоенные праздникам Богородичным, читаются и в настоящий праздник: первая (Быт. 28: 10-17) представляет лествицу Иаковлеву, соединяющую Небо с землей, изображая тем одушевленную лествицу, которой сошел на землю Сам Сын Божий. Вторая (Иез. 43: 27; 44: 1-4) говорит о таинственных вратах храма, виденного Иезекиилем. Врата сии, зрящие на восток, затворены, и Дух Святый возвещает, что они всегда затворены будут и никтоже пройдет сквозь их, яко Господь Израилев вошел ими, и будут затворены; вот преобразование девственной Матери Господа, Которая и прежде Рождества, и в Рождестве, и по Рождеству была и пребыла непорочной Девой! Третья паримия (Прем. 9: 1-11) изображает премудрость, создавшую Себе дом и уготовившую для нас трапезу. По разумению Святой Церкви, премудрость есть Сын Божий, а дом Его, первее всего, есть Пресвятая Дева, вместившая в Себе Невместимаго.
На литии и стиховне опять торжественные песни, но уже соединяемые с молениями. Они славят высшую Небес и славнейшую Херувимов Всенепорочную Невесту и Матерь Того, в Ком благоволение Отца, свещу Неприступного Света, спасение верных и упование душ наших. «Днесь небо простирает недра, приемля рождшую всеми Невместимаго, и земля источник жизни, отдающи благословение, украшается благолепием. Вси поклонимся Ей молящеся: сроднаго присвоения не забуди, Владычице, верно празднующих Твое Успение!.. Спаси нас, исповедающих Тя, Богородицу, от всякаго обстояния, — Мати Творца всех Христа Бога, Того молящи не престай о нас, — христианский род вознеси и спаси души наша!»
На утрене слышим еще более хвалебных и молитвенных песен превознесенной Богоматери. Во время полиелея, при свете многих светильников, храм оглашается торжественным величанием: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое!» Лик, повторяя сей стих, сопровождает его словами святого псалмопевца Давида, которые приличествуют одушевленному селению и кивоту Божию — Богоматери: «Воскликните Господеви вся земля! Бысть в мире место Его и жилище Его в Сионе. Освятил есть селение Свое Вышний. Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоя!»
Евангелие — общее праздникам Богородичным. Это сказание о свидании Богоотроковицы с праведной Елисаветою, когда Пресвятая Дева устами сродницы Своей, по внушению Святаго Духа, наречена Матерью Господа, и Сама, исполненная Того же Духа, пророчествала: се бо, отныне ублажат Мя еси роди; яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его (Лк. 1: 39-49, 56).
После сего, как бы в исполнение пророчественных слов Богоматери, два канона, один Космы Маюмского, другой Иоанна Дамаскина, ублажают пречестное Успение и воспевают славу и величие Ее. Первый певец воспевает, как невещественные чины и апостолы сопровождают тело небошественное (песнь 1-я); как апостолы со страхом прикасаются к Богоприятному селению, а руки одного дерзновенного (еврея) осуждает на посечение Сам Бог, сохраняющий честь кивота одушевленного (песнь 3-я); как небо земное вселяется в Небесное и Нетленное Селение (песнь 4-я). Вот «облаком носимый, Апостольский лик от концев собирается послужить Тебе, облаку легкому, от коего Всевышний воссиял — Солнце правды находящимся во тьме и сени» (песнь 5-я). «Царь всех Бог дарует Тебе, Мати Божия, то, что превыше естества: сохранив Тебя Девой в Рождестве, во гробе тело Твое соблюдает нетленным, воздая Тебе честь, как Сын Матери» (песнь 6-я). «Законы естества побеждаются в Тебе, Чистая Дево: Рождество девствует и смерть предобручает жизнь; по Рождестве Дева и по смерти жива, Ты всегда спасешь, Богородице, Твое наследие!» (песнь 9-я).
Подобным образом и другой песнотворец изображает таинство и славу Успения Пренепорочной. В святом восторге он призывает все земные и небесные существа, — да славят Препрославленную. «Девы отроковицы, с пророчицей Мариамиею воскликните ныне исходную песнь: бо Дева Богоматерь преставляется к Небесному селению» (песнь 1-я). «Да вострубят ныне трубы богословов, да огласится воздух, сияя безмерным светом, да поют Ангелы Успение Пречистой Девы» (песнь 5-я). «Да вострубят трубой духовной небесныя горы, да радуются холмы, и да играют божественныя апостолы: Царица к Сыну преставляется, с Ним царствующая (песнь 7-я).
Весь канон заключается молитвенной песней: «Приими от нас песнь исходную, Мати Живаго Бога, и светоносною Твоею и Божественною осени благодатию; Императору победительная, христолюбным людем мир, оставление грехов поющим, и душам спасение подающи».
После канона еще повторяется, но уже в более краткой картине и более тихом песнопении, изображение Преславного Успения. В краткой светильничной песне с умилением слышим глас Самой Преблагословенной Девы, знаменующий последний день Ее земной жизни: «Апостоли, от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманстей веси, погребите тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой!»
Потом в стихирах хвалитных описывается это чудесное совокупление апостолов, которые «в едином лике предстали пресвятому телу и, погребше Его честно, глас Гавриилов воспели: радуйся, благодатная Дево, Мати безневестная, Господь с Тобой!»
Некоторые песни, слышанные нами на утрене, повторяются в нужных местах и на литургии. Так, часть канона (песнь 3-я из первого, песнь 6-я из второго канона) читается на блаженных (то есть вместе с известными стихами о блаженствах Евангельских: Мф. 5: 3-12).
По входе поются тропарь и кондак праздника. Вместо «Достойно» поем ирмос 9-й песни: «Побеждаются естества уставы…».
Сие событие, после Вознесения Господня, есть славнейшее для самой Церкви Небесной, которая восприняла Душу, во всем человеческом роде святейшую и блаженную, и всерадостное для Церкви земной, потому что Матерь Божия, вознесенная во славу Небесную, отселе сделалась могущественнейшей и неусыпной защитницей и помощницей всех верующих на земле.
Посему, воспоминая Успение Богоматери, Святая Церковь прославляет его торжественными и сладостными песнопениями. «О чудо! — восклицает Церковь (на стихирах вечерни) — Источник жизни полагается во гробе и гроб делается лествицею к Небу!» Обращаясь же к Самой Виновнице торжества, поет: «Дивны тайны Твои, Богородице! Ты явилась престолом Всевышняго, и ныне преставилась от земли к Небу; Успение Твое славят Власти и Престолы, Начала и Господства, Силы, Херувимы и Серафимы; земнородные же радуются о Божественной славе Твоей». Вспоминает и чудесное собрание апостолов к святейшему одру великой Усопшей, как «по мановению Божиему восхищенные на высоту на облаках, богоносные апостолы от всех стран достигли пречистаго и живоначальнаго тела». Умственные взоры верных возводятся к миру горнему, и они созерцают, как «превышшия Небесныя Силы, пришедши со своим Владыкой, Богоприятное и Пречистое тело предсылают и невидимо вопиют к превышшим чиноначалиям: се, Всецарица Богоотроковица прииде, возьмите врата и поднимите Матерь присносущнаго Света!»
Три паримии, усвоенные праздникам Богородичным, читаются и в настоящий праздник: первая (Быт. 28: 10-17) представляет лествицу Иаковлеву, соединяющую Небо с землей, изображая тем одушевленную лествицу, которой сошел на землю Сам Сын Божий. Вторая (Иез. 43: 27; 44: 1-4) говорит о таинственных вратах храма, виденного Иезекиилем. Врата сии, зрящие на восток, затворены, и Дух Святый возвещает, что они всегда затворены будут и никтоже пройдет сквозь их, яко Господь Израилев вошел ими, и будут затворены; вот преобразование девственной Матери Господа, Которая и прежде Рождества, и в Рождестве, и по Рождеству была и пребыла непорочной Девой! Третья паримия (Прем. 9: 1-11) изображает премудрость, создавшую Себе дом и уготовившую для нас трапезу. По разумению Святой Церкви, премудрость есть Сын Божий, а дом Его, первее всего, есть Пресвятая Дева, вместившая в Себе Невместимаго.
На литии и стиховне опять торжественные песни, но уже соединяемые с молениями. Они славят высшую Небес и славнейшую Херувимов Всенепорочную Невесту и Матерь Того, в Ком благоволение Отца, свещу Неприступного Света, спасение верных и упование душ наших. «Днесь небо простирает недра, приемля рождшую всеми Невместимаго, и земля источник жизни, отдающи благословение, украшается благолепием. Вси поклонимся Ей молящеся: сроднаго присвоения не забуди, Владычице, верно празднующих Твое Успение!.. Спаси нас, исповедающих Тя, Богородицу, от всякаго обстояния, — Мати Творца всех Христа Бога, Того молящи не престай о нас, — христианский род вознеси и спаси души наша!»
На утрене слышим еще более хвалебных и молитвенных песен превознесенной Богоматери. Во время полиелея, при свете многих светильников, храм оглашается торжественным величанием: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое!» Лик, повторяя сей стих, сопровождает его словами святого псалмопевца Давида, которые приличествуют одушевленному селению и кивоту Божию — Богоматери: «Воскликните Господеви вся земля! Бысть в мире место Его и жилище Его в Сионе. Освятил есть селение Свое Вышний. Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоя!»
Евангелие — общее праздникам Богородичным. Это сказание о свидании Богоотроковицы с праведной Елисаветою, когда Пресвятая Дева устами сродницы Своей, по внушению Святаго Духа, наречена Матерью Господа, и Сама, исполненная Того же Духа, пророчествала: се бо, отныне ублажат Мя еси роди; яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его (Лк. 1: 39-49, 56).
После сего, как бы в исполнение пророчественных слов Богоматери, два канона, один Космы Маюмского, другой Иоанна Дамаскина, ублажают пречестное Успение и воспевают славу и величие Ее. Первый певец воспевает, как невещественные чины и апостолы сопровождают тело небошественное (песнь 1-я); как апостолы со страхом прикасаются к Богоприятному селению, а руки одного дерзновенного (еврея) осуждает на посечение Сам Бог, сохраняющий честь кивота одушевленного (песнь 3-я); как небо земное вселяется в Небесное и Нетленное Селение (песнь 4-я). Вот «облаком носимый, Апостольский лик от концев собирается послужить Тебе, облаку легкому, от коего Всевышний воссиял — Солнце правды находящимся во тьме и сени» (песнь 5-я). «Царь всех Бог дарует Тебе, Мати Божия, то, что превыше естества: сохранив Тебя Девой в Рождестве, во гробе тело Твое соблюдает нетленным, воздая Тебе честь, как Сын Матери» (песнь 6-я). «Законы естества побеждаются в Тебе, Чистая Дево: Рождество девствует и смерть предобручает жизнь; по Рождестве Дева и по смерти жива, Ты всегда спасешь, Богородице, Твое наследие!» (песнь 9-я).
Подобным образом и другой песнотворец изображает таинство и славу Успения Пренепорочной. В святом восторге он призывает все земные и небесные существа, — да славят Препрославленную. «Девы отроковицы, с пророчицей Мариамиею воскликните ныне исходную песнь: бо Дева Богоматерь преставляется к Небесному селению» (песнь 1-я). «Да вострубят ныне трубы богословов, да огласится воздух, сияя безмерным светом, да поют Ангелы Успение Пречистой Девы» (песнь 5-я). «Да вострубят трубой духовной небесныя горы, да радуются холмы, и да играют божественныя апостолы: Царица к Сыну преставляется, с Ним царствующая (песнь 7-я).
Весь канон заключается молитвенной песней: «Приими от нас песнь исходную, Мати Живаго Бога, и светоносною Твоею и Божественною осени благодатию; Императору победительная, христолюбным людем мир, оставление грехов поющим, и душам спасение подающи».
После канона еще повторяется, но уже в более краткой картине и более тихом песнопении, изображение Преславного Успения. В краткой светильничной песне с умилением слышим глас Самой Преблагословенной Девы, знаменующий последний день Ее земной жизни: «Апостоли, от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманстей веси, погребите тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой!»
Потом в стихирах хвалитных описывается это чудесное совокупление апостолов, которые «в едином лике предстали пресвятому телу и, погребше Его честно, глас Гавриилов воспели: радуйся, благодатная Дево, Мати безневестная, Господь с Тобой!»
Некоторые песни, слышанные нами на утрене, повторяются в нужных местах и на литургии. Так, часть канона (песнь 3-я из первого, песнь 6-я из второго канона) читается на блаженных (то есть вместе с известными стихами о блаженствах Евангельских: Мф. 5: 3-12).
По входе поются тропарь и кондак праздника. Вместо «Достойно» поем ирмос 9-й песни: «Побеждаются естества уставы…».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.