Не пинай ближнего своего: Сергей Худиев — о болезни обличительства

Я знал одного человека, который очень боролся за правду и «обличал непотребства» (его выражение). Он был православным, потом католиком, потом мигрировал между различными протестантскими общинами, и везде ситуация развивалась по той же схеме, или, как говорят психологи, паттерну.
Сначала был медовый месяц — ему все нравились, он всем нравился, такой открытый, щедрый, ревностный христианин, пламенеющий для Господа, потом человек обнаруживал «непотребства» и начинал их «обличать». Другие члены общины сначала приходили в недоумение — чего это он? Потом, как добрые христиане, в раздумия о своих грехах — может, и правда мы в чем-то не правы, человек-то раньше хорошо себя показывал? Потом нарастающие обличения непотребств принимали уже явно неадекватный характер, и, с большой нервотрепкой и скандалом, борец удалялся, чтобы появиться где-то еще и начать все сначала. Это было каким-то явным душевным расстройством, но когда человеку пытались объяснить, что проблема не в «непотребствах» окружающих, а в нем самом, он яростно отвергал такую возможность. Во всех конфликтах, которые неизбежно возникали у него со всеми, он был полностью прав и чист — борец за правду, страдающий от притеснений со стороны лицемеров и негодяев.



Он не один такой — я наблюдал и другие подобные случаи, хотя не так близко; когда человек охвачен страстью к обличительству, к тому, чтобы указывать ближним на их пороки и недостатки, в религиозной среде он приобретает словарь и массу полезных библейских (и отеческих) цитат для сокрушения зубов грешников. Это определенного рода нездоровье — и у психиатров есть для этого специальный термин. Но главная проблема тут в том, что человек в упор не видит своей проблемы — хотя он явно в гораздо более бедственном состоянии, чем все, кого он обличает.
Это — патология. Но где начинается патология не вполне ясно; устойчивая дурная привычка может возникать и у людей вполне здоровых психически, и даже у определенных социальных групп. Одна из таких привычек — как раз страсть тыкать ближних носом в их предполагаемые или реальные грехи.
Эта страсть существует в двух изданиях — светской, в глянцевой обложке, и в церковной, в строгом коричневом переплете. Светские издания обожают скандалы — особенно, с участием религиозников. Нет ничего упоительнее греха ближнего, особенно если ближний на что-то такое высоконравственное претендовал. Но в религиозной среде еще хуже. Упоение грехами ближнего (причем иногда непроверенными сообщениями о грехах ближнего) поставляется в заслугу — как же, я обличаю зло! А Вы меня не одобряете, значит, продались злу!





Давайте подумаем, что такое обличение. Обличение отличается от радостного пинания своих ближних как своими целями, так и своими методами. Цель обличения — примирение, восстановление отношений человека с Богом и ближними. Подлинный обличитель хочет не затоптать, не уничтожить, не заклеймить, он ищет восстановить и уврачевать то, что было повреждено грехом. Как говорит Господь: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего». Цель — приобрести согрешившего брата, и первое, о чем стоит подумать, это с какой целью я обличаю, чего я хочу этим добиться. Другая особенность подлинного обличения — это его методы. Обличение — это что-то, что Вы высказываете виновному лично. Это то, что требует личной встречи. Потом, в случае неудачи, надо обращаться к «двум или трем братиям», потом — к Церкви.
То есть Вам следует лично поговорить с Вашим ближним, и сказать ему: «Вася, ты вчера выпил лишнего и публично проповедовал ересь нечестивого Евтихия, осужденного отцами Ефесского Собора, отцов же хулил как невежд, несведущих в Писании, чем привел в большое смущение остальных посетителей ресторана. Подумай о душе своей, брат!» Если Вася упрется в своем злочестии, следует призвать двух или трех братьев, затем — обратиться к Церкви.
Не следует распространять в социальных сетях рассказы о том, что Вася — злейший еретик, а тем более выкладывать записи его еретических речей.
Иначе получается что-то совсем другое, служащее не к приобретению братьев, а к разрыву отношений, не к созиданию, а к разорению. Всякий раз, когда Вы захотите публично обличить в сетях грехи Ваших братьев — подумайте, а обличение ли это вообще.

Сергей Худиев
Источник
« Мария, возьми посох!
Житие Алексия Писанюка »
  • +5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.