В Москве проходит выставка «Монументальное искусство в Церкви»
Когда церковное искусство в России только начинало возрождаться, не было иконописных факультетов и школ. Зато было много только что возвращённых Церкви полуразрушенных храмов, которые нужно было восстанавливать, чтобы в них совершались богослужения. Художники того времени, часто имея за плечами академическое образование, учились собственно церковному искусству по книгам, глядя на великие подлинники.
«Вход Господень в Иерусалим», Александр Корноухов
С тех пор прошло более тридцати лет… Увидеть, какой путь за это время проделало церковное искусство, можно на выставке-фестивале «Монументальное искусство в Церкви», которая пройдет с 10 по 17 июня 2022 года в выставочном зале Московского Союза художников на Кузнецком мосту, 11.
«Св. Юлия», Андрей Давыдов
То есть светских работ на тему христианства там не увидишь. «Мы принципиально исключили из отбора самовыражение на христианские темы, – говорит Дмитрий Трофимов, генеральный продюсер выставки, художественный руководитель мастерской «Царьград». – Никаких картин на религиозную тему. Только церковное искусство, получившее благословение клириков. Даже если работа вызывает споры, но участвует в выставке – это значит, что она была одобрена кем-то из священноначалия».
По экспонатам можно проследить историю возрождения и развития церковного искусства во всей его полноте. Есть работы из больших, знаковых для русского православия храмов, в том числе из Храма Христа Спасителя, храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре, Кронштадтского Морского Никольского ставропигиального собора, собора Воскресения Христова (Главный храм Вооружённых Сил России). Есть работы из церквей поменьше, но появление, восстановление, украшение каждой из них важно само по себе. Ведь это еще одно место, где совершается Божественная литургия, где верующие объединяются в соборной молитве, и этой молитве помогают и росписи, мозаики…
Мозаичная роспись нижнего храма Собора во имя Воскресения Христова (главный храм Вооруженных сил России), Шабалина Д.В., Леонтьев М.С.
Церковное искусство, как и искусство в целом, основано на преемственности. И выставка это хорошо показывает. Ученики Народного художника России Евгения Максимова — Игорь Самолыго, Светлана Васютина, Ирина Дворникова, Лариса Гачева — когда-то работали с ним над воссозданием росписей Храма Христа Спасителя, храмов Свято-Введенской Оптиной пустыни, а теперь они уже сами обучают студентов в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Так что на выставке покажут свои работы уже три поколения художников.
Если человек со стороны услышит от церковного художника «я работаю в рамках канона», то он может вообразить себе подневольного мастера, который вынужден творить в прокрустовом ложе ограничений. Но почти все иконописцы говорят, что напротив, именно канон дает огромную свободу творчества.
Особенно хорошо это понимаешь, когда видишь рядом такие разные работы ярких художников: Александра Лавданского, Александра Чашкина, священника Андрея Давыдова, Александра Солдатова, Зураба Церетели, Петра Стронского, Никиты Нужного, Александра Корноухова, безвременно ушедшего Александра Соколова. У каждого – узнаваемый стиль, но при этом все их произведения созданы в рамках церковной традиции. Они не только впитали, но и обогатили её.
И ведь произведением можно считать не только отдельную икону или целый иконостас, но и общее решение храмового пространства. В выставке участвуют преимущественно мастера-монументалисты. Они умеют работать не только с плоскостью иконной доски или храмовой стены, а с образом всего внутреннего храмового убранства. Здесь не должно быть дисгармонии, несоответствия росписей архитектуре, ошибок в композиции, ведь это будет отвлекать верующих от молитвы, а не помогать ей.
Господь Саваоф – эскиз к росписи купола Храма Христа Спасителя, Евгений Максимов
Эти вопросы будут обсуждать ведущие художники, искусствоведы, священники на круглых столах, которые пройдут в рамках выставки. 10 июня состоялся круглый стол «Канон, традиция и поиски современного языка». 14 июня — «Проблема стилистического единства архитектуры, храмовой росписи и иконы». 16 июня — «Страховка от уничтожения. Как сохранить церковное искусство: юридические и технологические аспекты».
Для верующих людей, потому что храмовое искусство – это часть полноты жизни Церкви.
Для художников – профессионалов. Светские коллеги увидят, что церковное искусство – это большая и интересная часть современного художественного процесса. Церковные художники смогут познакомиться с творчеством друг друга, ведь обычно они работают на разных объектах – в разных уголках страны, а то и мира, и просто не в курсе, над чем работают товарищи по цеху. Обмен опытом очень полезен и обогащает не только самих художников, но и в итоге искусство в целом.
Для священнослужителей, которые смогут увидеть, каким разным может быть церковное искусство.
«Прп. Макарий», Максим Шешуков
«Выставка не даст однозначного ответа на вопрос, какое оно, современное церковное искусство, – говорит Дмитрий Трофимов. – Потому что оно разнообразно и находится в развитии. А вот показать этапы его пути, направление дальнейшего движения, думаю, у нас получится».
«Вход Господень в Иерусалим», Александр Корноухов
С тех пор прошло более тридцати лет… Увидеть, какой путь за это время проделало церковное искусство, можно на выставке-фестивале «Монументальное искусство в Церкви», которая пройдет с 10 по 17 июня 2022 года в выставочном зале Московского Союза художников на Кузнецком мосту, 11.
«Никаких картин!»
Подобные масштабные выставки, на которых можно увидеть современное церковное искусство в таком объеме (более 100 художников, более 300 работ) проходят достаточно редко. Уникальность же этой выставки в том, что её устроитель – светская профессиональная организация — Московский Союз художников (МСХ). И сама выставка приурочена к 90-летию МСХ. Для участия отбирались работы – росписи, мозаики, иконы, — созданные исключительно для Церкви и зачастую уже находящиеся в храмовом пространстве.«Св. Юлия», Андрей Давыдов
То есть светских работ на тему христианства там не увидишь. «Мы принципиально исключили из отбора самовыражение на христианские темы, – говорит Дмитрий Трофимов, генеральный продюсер выставки, художественный руководитель мастерской «Царьград». – Никаких картин на религиозную тему. Только церковное искусство, получившее благословение клириков. Даже если работа вызывает споры, но участвует в выставке – это значит, что она была одобрена кем-то из священноначалия».
Учителя, ученики и ученики учеников…
До сих пор существует мнение, что церковное искусство – это копирование образцов прошлого и не более того. Копирование, конечно, имеет место и на этапе ученичества, и когда заказывают точный список той или иной иконы. Но все-таки художник, находящийся внутри Церкви, который освоил мастерство, просто не может не создавать уже по-настоящему творческие произведения, опираясь на церковную традицию. И именно такие работы как раз представлены на выставке. «Мы не брали копии, даже очень качественные, – говорит Дмитрий Трофимов, — поскольку наша задача – показать людям, в том числе коллегам–художникам, что церковное искусство – это сочетание высокого профессионализма и творчества».По экспонатам можно проследить историю возрождения и развития церковного искусства во всей его полноте. Есть работы из больших, знаковых для русского православия храмов, в том числе из Храма Христа Спасителя, храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре, Кронштадтского Морского Никольского ставропигиального собора, собора Воскресения Христова (Главный храм Вооружённых Сил России). Есть работы из церквей поменьше, но появление, восстановление, украшение каждой из них важно само по себе. Ведь это еще одно место, где совершается Божественная литургия, где верующие объединяются в соборной молитве, и этой молитве помогают и росписи, мозаики…
Мозаичная роспись нижнего храма Собора во имя Воскресения Христова (главный храм Вооруженных сил России), Шабалина Д.В., Леонтьев М.С.
Церковное искусство, как и искусство в целом, основано на преемственности. И выставка это хорошо показывает. Ученики Народного художника России Евгения Максимова — Игорь Самолыго, Светлана Васютина, Ирина Дворникова, Лариса Гачева — когда-то работали с ним над воссозданием росписей Храма Христа Спасителя, храмов Свято-Введенской Оптиной пустыни, а теперь они уже сами обучают студентов в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Так что на выставке покажут свои работы уже три поколения художников.
Если человек со стороны услышит от церковного художника «я работаю в рамках канона», то он может вообразить себе подневольного мастера, который вынужден творить в прокрустовом ложе ограничений. Но почти все иконописцы говорят, что напротив, именно канон дает огромную свободу творчества.
Особенно хорошо это понимаешь, когда видишь рядом такие разные работы ярких художников: Александра Лавданского, Александра Чашкина, священника Андрея Давыдова, Александра Солдатова, Зураба Церетели, Петра Стронского, Никиты Нужного, Александра Корноухова, безвременно ушедшего Александра Соколова. У каждого – узнаваемый стиль, но при этом все их произведения созданы в рамках церковной традиции. Они не только впитали, но и обогатили её.
Заглянуть в мастерскую
В храмах мы видим уже готовый результат творчества, окончательный вариант художественных поисков. А ведь всегда хочется посмотреть, как мастер мыслил, придумывал образы, композицию. Специалисты исследуют древние иконы с помощью современных технологий, чтобы под слоями краски увидеть первоначальный рисунок, проанализировать, как иконописец проводил, искал линию… С современниками проще, ведь есть эскизы, подготовительные картоны. И на выставке можно будет их увидеть, как бы заглянуть в мастерскую и проследить путь создания произведения.И ведь произведением можно считать не только отдельную икону или целый иконостас, но и общее решение храмового пространства. В выставке участвуют преимущественно мастера-монументалисты. Они умеют работать не только с плоскостью иконной доски или храмовой стены, а с образом всего внутреннего храмового убранства. Здесь не должно быть дисгармонии, несоответствия росписей архитектуре, ошибок в композиции, ведь это будет отвлекать верующих от молитвы, а не помогать ей.
Задать «больные вопросы»
Церковное искусство живёт и развивается, поэтому в его сфере просто не может не возникать острых вопросов. Например, как далеко может зайти новаторство? Что одобряет Церковь из сделанного художниками для храмов, а что нет? Обязательно ли в храме, скажем, эпохи классицизма и росписи должны быть выполнены в таком же стиле? Насколько защищены церковные художники и их произведения? Может ли роспись быть сбита только по желанию нового настоятеля? Как защитить храмовые росписи и иконы от копоти и загрязнений?Господь Саваоф – эскиз к росписи купола Храма Христа Спасителя, Евгений Максимов
Эти вопросы будут обсуждать ведущие художники, искусствоведы, священники на круглых столах, которые пройдут в рамках выставки. 10 июня состоялся круглый стол «Канон, традиция и поиски современного языка». 14 июня — «Проблема стилистического единства архитектуры, храмовой росписи и иконы». 16 июня — «Страховка от уничтожения. Как сохранить церковное искусство: юридические и технологические аспекты».
Для кого выставка?
Для всех, кто любит и ценит изобразительное искусство. На выставке будут представлены не только росписи, иконы, мозаики, но и церковная скульптура, керамика, витражи.Для верующих людей, потому что храмовое искусство – это часть полноты жизни Церкви.
Для художников – профессионалов. Светские коллеги увидят, что церковное искусство – это большая и интересная часть современного художественного процесса. Церковные художники смогут познакомиться с творчеством друг друга, ведь обычно они работают на разных объектах – в разных уголках страны, а то и мира, и просто не в курсе, над чем работают товарищи по цеху. Обмен опытом очень полезен и обогащает не только самих художников, но и в итоге искусство в целом.
Для священнослужителей, которые смогут увидеть, каким разным может быть церковное искусство.
«Прп. Макарий», Максим Шешуков
«Выставка не даст однозначного ответа на вопрос, какое оно, современное церковное искусство, – говорит Дмитрий Трофимов. – Потому что оно разнообразно и находится в развитии. А вот показать этапы его пути, направление дальнейшего движения, думаю, у нас получится».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.