О чём мог бы рассказать бесноватый, исцелённый Иисусом Христом?
Как и почему люди теряют веру? Кто пускает в человеческую душу бесов? Священник Константин Камышанов размышляет о евангельском рассказе об исцелении бесноватого.
Христос молча посмотрел в глаза жителям города Гадары. Они посмотрели в лицо Иисуса, подумали и попросили Его уйти.
Странная история путешествия.
Иисус оставил народ, которому проповедовал и который был рад слушать Его. Зачем-то пошел ночью по волнам бушующего озера Кенирет. Мог бы и берегом. Или вообще перелететь просто так. Пришел к людям города Гадара, которые Его не звали и прогнали. Затем пошел к священнику, у которого умирает дочь.
Какое странное и хаотичное путешествие…
Сегодня Церковь внимательно слушает повесть, взятую из средины этой цепи событий, нанизанных на одну логическую нить, демонстрацию сущности веры и формы ее обретения и способа потери народом, клиром, общиной и личностью.
Сумма этих сюжетов дает нам понять особенность веры, заключающуюся в том факте, что сосудами веры является не только личность, но весь народ и Церковь. В этой сумме повествования содержится протоидея симфонии. А стержень симфонии – формы существования и потери веры.
Сегодня мы слушаем историю о том, как потеряли веру жители Гадары, обменяв ее на запретный бизнес на свиньях. Чуть раньше мы видели, как тонул апостол Петр, только что шедший по воде и усомнившийся в Боге. Еще раньше мы видели, как после Христовой проповеди никто из народа не пошел за Ним. Не пошли именно как народ. Не приняла Христа городская община Гадары. Глумились над Иисусом слуги священника. Все они испытали на себе последствия утраты веры…
Как? И что же такое вера?
Вера — это знание человека о Боге, которое он получает всем своим существом, а не одним только разумом. Вера — это принятие в себя Бога. Вера — это видение себя перед Богом.
Господь в цепочке повествования показал несколько сосудов веры: народ, клир, общину и личность.
Богу важен народ. Христос проповедовал не как Будда в тишине леса перед случайными посетителями, а перед народом. Значит, Он предполагал не только веру индивидуума, но веру народа, который нужно рассматривать как надличностный организм и сущность. Народная вера была утрачена в результате порочной жизни всего народа. Значит, вера обретается и теряется образом жизни.
Богу важны священники. Христос принес потерянную веру в дом священника. Значит, вера может быть найдена и потеряна в церкви в службе и обряде
Богу важна община. Община потеряла веру, нарушив заповеди. Значит, и в исполнении заповедей можно приобрести и утратить веру.
Богу важна личность. Потеря и обретение веры личностью зависит от личного позиционирования человека перед Богом и от желания видеть и беседовать с Господом.
Эта информация нам важна ввиду протестантского сквозняка, гуляющего сегодня по нашей церкви. Суть этого Лютерова поветрия в том, что не важна служба и обряд, не важен народ, не важны священники, не обязательны суровые заповеди. А важно самоощущение того, есть ли у тебя в душе Бог или нет. Важно, что думаешь о своей вере. И если, ты решил, что она есть, то Бог тебя спасет. Хотя и спасать не от чего. Бог благ, и ада нет. Слова о том, что Бог может быть нелицеприятен и допустить душу до ада, якобы выдуманы священниками, которые стараются пасти народ не любовью, а страхом. И главное — божественная свобода личности — личное дело каждого, и никто мне тут не указ: ни святые отцы, ни священники, ни богословы, ни царь и не герой.
А теперь на сцену сегодняшнего рассуждения в Евангелии о бесноватом выступает сам бесноватый, которого исцелил Христос.
И что мы видим? Этот убогий человек, который бежит от народа, из общины, удаляется заповедей, но….узнает Христа. А бесы гонят его в пустыню, и он живет в гробах! Он в одиночестве живет в гробах, а бесы ждут его смерти. Вне народа, вне церкви, вне общины — он как муха в сетях паука, который верно приближает ее к смерти. А то, что бесы ждут смерти, не вызывает сомнений и показывает эпизод с гибелью стада свиней.
Мы знаем, что Бог благ по отношению к природе и ко всему сущему. Так зачем же он позволил погубить несчастных невиновных животных? Какой странный и суровый поступок…
Христу пришлось пожертвовать свиньями ради того, чтобы наглядно показать народу, не способному к рефлексии, что туда, где нет Бога, приходит сатана. Жаль свиней, но людей еще жальче.
Туда, где нет Бога, приходит сатана. Туда приходит дьявол и приносит смерть. Бесы ничего не могут создать, они питаются душами и каплями духа, вложенными в творение Богом. Они погубили свиней, а не Бог. И они ждали смерти убого бесноватого.
В бесноватом показана трагедия человека, ставшего пленником бесов. И показана примета такого состояния — гипериндивидуальность. Впрочем, эта зацикленность на себе есть признак общей богооставленности. Могут сказать, что душевнобольной или сумасшедший не виноват в своей болезни. Мы стали нечутки к духовной области. Душевнобольной, умалишенный и бесноватый – это абсолютно разные вещи. Да, часто болезнь вызвана соматическим повреждениями головного мозга и нервной системы. Таких людей ошибочно принимают за бесноватых. Они не бесноватые. Они просто больные.
Но в нашем случае житель гробов был именно бесноватым – человеком, пустившим в себя бесов. Сумасшествие в этом случае происходит не от повреждения вещества мозга, оно индуцировано страстями. И основная причина этого – жуткое сатанинское самолюбие и зацикленность на себе любимом.
Бесноватые — это и пьяницы, и блудники, и человекоубийцы, и маньяки. Основная причина потери себя – это чрезмерная любовь к себе. Пьяница, блудник, гордец — потому злодеи и бесноватые, что в них нет духа Божественной любви, а есть любовь только к себе и своей плоти.
По определению одного богослова, любовь — это перенесение центра тяжести личности с себя на другого, с Я на Не-Я. И напротив, признак смерти любви — перенесение центра тяжести жизни полностью на себя.
Болезненная любовь к себе, приводящая к беснованию, отчужденности, приближающей к смерти, проявляется тогда, когда человек теряет из вида Бога и любовь к Нему. То есть, тогда становится бесноватым, когда теряет веру. Потому что там, где нет Бога, вселяется дьявол. И никак по-другому.
Если рассматривать сюжет о бесноватом с точки зрения веры, то он органично вплетается в общий ход повествования, органично обрамляется смежными происшествиями, и все они вместе дают цельную картину произошедшего. Нет никакого хаоса в бросках Христа по стране. Все истории выстраиваются в одну логическую цепочку, в разговор об одном и том же – о потере веры и способах ее сохранения.
В бесноватом мы видим крайнюю степень утраты веры – стояние у границы смерти. Он лишен помощи народа, церкви и общины. Он стоит один на один с легионом бесом. Как вам кажется, он сможет выстоять?
Народ, церковь, община, личность — есть совместные и нераздельные способы хранения веры или разные сосуды одной веры.
Вера рождается при внимательном наблюдении за жизнью, как у праведного Авраама.
Вера хранится в заповедях, как у пророка Моисея.
Вера, растет в служении, как у Захарии.
Вера даруется при личном стремлении к Богу, как у апостола Павла.
И все эти формы веры гармонично связаны и взаимообусловлены. Деформация любой из них, или ее устранение, непременно негативно отразится на всех остальных формах удержания веры.
Процветавший народ, не узнавший Христа, был рассеян и почти истреблен. Зато убогий бесноватый исцелился и спасся. Он припал к Иисусу и желал остаться с Богом навечно, но Бог повелел ему: “Возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог”. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
Что собственно Христос сотворил? О чем тот должен был рассказать?
Он должен был поведать городу о том, что Иисус вернул ему видение Бога, то есть веру. Об этой вере — своем личном опыте обретения знания о Боге, доставшемся ему поверх рационального рассуждения, он и должен был рассказать жителям города. Кроме того, ему надлежало поведать о том, что жизнь без Бога, вне заповедей, вне верующего народа, вне церкви – есть или смерть свинская, или жизнь в гробах в муках и ожидании смерти. От чего спаси нас, Господи.
И дай нам Господи быть верными чадами святой Церкви, добрыми сынами верующего народа и просто людьми, любящими Тебя, Господи.
Христос молча посмотрел в глаза жителям города Гадары. Они посмотрели в лицо Иисуса, подумали и попросили Его уйти.
Странная история путешествия.
Иисус оставил народ, которому проповедовал и который был рад слушать Его. Зачем-то пошел ночью по волнам бушующего озера Кенирет. Мог бы и берегом. Или вообще перелететь просто так. Пришел к людям города Гадара, которые Его не звали и прогнали. Затем пошел к священнику, у которого умирает дочь.
Какое странное и хаотичное путешествие…
Сегодня Церковь внимательно слушает повесть, взятую из средины этой цепи событий, нанизанных на одну логическую нить, демонстрацию сущности веры и формы ее обретения и способа потери народом, клиром, общиной и личностью.
Сумма этих сюжетов дает нам понять особенность веры, заключающуюся в том факте, что сосудами веры является не только личность, но весь народ и Церковь. В этой сумме повествования содержится протоидея симфонии. А стержень симфонии – формы существования и потери веры.
Сегодня мы слушаем историю о том, как потеряли веру жители Гадары, обменяв ее на запретный бизнес на свиньях. Чуть раньше мы видели, как тонул апостол Петр, только что шедший по воде и усомнившийся в Боге. Еще раньше мы видели, как после Христовой проповеди никто из народа не пошел за Ним. Не пошли именно как народ. Не приняла Христа городская община Гадары. Глумились над Иисусом слуги священника. Все они испытали на себе последствия утраты веры…
Как? И что же такое вера?
Вера — это знание человека о Боге, которое он получает всем своим существом, а не одним только разумом. Вера — это принятие в себя Бога. Вера — это видение себя перед Богом.
Господь в цепочке повествования показал несколько сосудов веры: народ, клир, общину и личность.
Богу важен народ. Христос проповедовал не как Будда в тишине леса перед случайными посетителями, а перед народом. Значит, Он предполагал не только веру индивидуума, но веру народа, который нужно рассматривать как надличностный организм и сущность. Народная вера была утрачена в результате порочной жизни всего народа. Значит, вера обретается и теряется образом жизни.
Богу важны священники. Христос принес потерянную веру в дом священника. Значит, вера может быть найдена и потеряна в церкви в службе и обряде
Богу важна община. Община потеряла веру, нарушив заповеди. Значит, и в исполнении заповедей можно приобрести и утратить веру.
Богу важна личность. Потеря и обретение веры личностью зависит от личного позиционирования человека перед Богом и от желания видеть и беседовать с Господом.
Эта информация нам важна ввиду протестантского сквозняка, гуляющего сегодня по нашей церкви. Суть этого Лютерова поветрия в том, что не важна служба и обряд, не важен народ, не важны священники, не обязательны суровые заповеди. А важно самоощущение того, есть ли у тебя в душе Бог или нет. Важно, что думаешь о своей вере. И если, ты решил, что она есть, то Бог тебя спасет. Хотя и спасать не от чего. Бог благ, и ада нет. Слова о том, что Бог может быть нелицеприятен и допустить душу до ада, якобы выдуманы священниками, которые стараются пасти народ не любовью, а страхом. И главное — божественная свобода личности — личное дело каждого, и никто мне тут не указ: ни святые отцы, ни священники, ни богословы, ни царь и не герой.
А теперь на сцену сегодняшнего рассуждения в Евангелии о бесноватом выступает сам бесноватый, которого исцелил Христос.
И что мы видим? Этот убогий человек, который бежит от народа, из общины, удаляется заповедей, но….узнает Христа. А бесы гонят его в пустыню, и он живет в гробах! Он в одиночестве живет в гробах, а бесы ждут его смерти. Вне народа, вне церкви, вне общины — он как муха в сетях паука, который верно приближает ее к смерти. А то, что бесы ждут смерти, не вызывает сомнений и показывает эпизод с гибелью стада свиней.
Мы знаем, что Бог благ по отношению к природе и ко всему сущему. Так зачем же он позволил погубить несчастных невиновных животных? Какой странный и суровый поступок…
Христу пришлось пожертвовать свиньями ради того, чтобы наглядно показать народу, не способному к рефлексии, что туда, где нет Бога, приходит сатана. Жаль свиней, но людей еще жальче.
Туда, где нет Бога, приходит сатана. Туда приходит дьявол и приносит смерть. Бесы ничего не могут создать, они питаются душами и каплями духа, вложенными в творение Богом. Они погубили свиней, а не Бог. И они ждали смерти убого бесноватого.
В бесноватом показана трагедия человека, ставшего пленником бесов. И показана примета такого состояния — гипериндивидуальность. Впрочем, эта зацикленность на себе есть признак общей богооставленности. Могут сказать, что душевнобольной или сумасшедший не виноват в своей болезни. Мы стали нечутки к духовной области. Душевнобольной, умалишенный и бесноватый – это абсолютно разные вещи. Да, часто болезнь вызвана соматическим повреждениями головного мозга и нервной системы. Таких людей ошибочно принимают за бесноватых. Они не бесноватые. Они просто больные.
Но в нашем случае житель гробов был именно бесноватым – человеком, пустившим в себя бесов. Сумасшествие в этом случае происходит не от повреждения вещества мозга, оно индуцировано страстями. И основная причина этого – жуткое сатанинское самолюбие и зацикленность на себе любимом.
Бесноватые — это и пьяницы, и блудники, и человекоубийцы, и маньяки. Основная причина потери себя – это чрезмерная любовь к себе. Пьяница, блудник, гордец — потому злодеи и бесноватые, что в них нет духа Божественной любви, а есть любовь только к себе и своей плоти.
По определению одного богослова, любовь — это перенесение центра тяжести личности с себя на другого, с Я на Не-Я. И напротив, признак смерти любви — перенесение центра тяжести жизни полностью на себя.
Болезненная любовь к себе, приводящая к беснованию, отчужденности, приближающей к смерти, проявляется тогда, когда человек теряет из вида Бога и любовь к Нему. То есть, тогда становится бесноватым, когда теряет веру. Потому что там, где нет Бога, вселяется дьявол. И никак по-другому.
Если рассматривать сюжет о бесноватом с точки зрения веры, то он органично вплетается в общий ход повествования, органично обрамляется смежными происшествиями, и все они вместе дают цельную картину произошедшего. Нет никакого хаоса в бросках Христа по стране. Все истории выстраиваются в одну логическую цепочку, в разговор об одном и том же – о потере веры и способах ее сохранения.
В бесноватом мы видим крайнюю степень утраты веры – стояние у границы смерти. Он лишен помощи народа, церкви и общины. Он стоит один на один с легионом бесом. Как вам кажется, он сможет выстоять?
Народ, церковь, община, личность — есть совместные и нераздельные способы хранения веры или разные сосуды одной веры.
Вера рождается при внимательном наблюдении за жизнью, как у праведного Авраама.
Вера хранится в заповедях, как у пророка Моисея.
Вера, растет в служении, как у Захарии.
Вера даруется при личном стремлении к Богу, как у апостола Павла.
И все эти формы веры гармонично связаны и взаимообусловлены. Деформация любой из них, или ее устранение, непременно негативно отразится на всех остальных формах удержания веры.
Процветавший народ, не узнавший Христа, был рассеян и почти истреблен. Зато убогий бесноватый исцелился и спасся. Он припал к Иисусу и желал остаться с Богом навечно, но Бог повелел ему: “Возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог”. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
Что собственно Христос сотворил? О чем тот должен был рассказать?
Он должен был поведать городу о том, что Иисус вернул ему видение Бога, то есть веру. Об этой вере — своем личном опыте обретения знания о Боге, доставшемся ему поверх рационального рассуждения, он и должен был рассказать жителям города. Кроме того, ему надлежало поведать о том, что жизнь без Бога, вне заповедей, вне верующего народа, вне церкви – есть или смерть свинская, или жизнь в гробах в муках и ожидании смерти. От чего спаси нас, Господи.
И дай нам Господи быть верными чадами святой Церкви, добрыми сынами верующего народа и просто людьми, любящими Тебя, Господи.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.