Зачем и когда в храме следует креститься во время службы?
Крестное знамение — видимый знак нашей принадлежности к христианской вере. Осеняя себя крестом, христианин свидетельствует, что он верит в искупительный подвиг Христа, Который своей смертью избавил человечество от губительных последствий первородного греха.
История Церкви показывает, что обычай креститься возник в первые века христианства. Некоторые исследователи усматривают его начало в апостольских общинах. Во всяком случае, к последней трети второго столетия христиане уже активно использовали крестное знамение и далеко не только во время богослужения. Раннехристианский апологет Тертуллиан (155/165–220/240) в трактате «О венце воина» пишет об этом как о распространенной и глубоко укоренившейся практике: «при всяком успехе и продвижении вперед, при всяком входе и выходе, когда мы одеваемся и обуваемся, перед купаниями и перед приемами пищи, зажигая ли светильники, отходя ли ко сну, садясь ли или принимаясь за какое-либо дело, мы осеняем свое чело крестным знамением».
Правда, то, как крестились древние христиане, отличалось от того, как это делаем сегодня мы. Анализируя христианские источники первых веков, историки полагают, что долгое время крестное знамение накладывалось на чело, т. е. лобную часть головы. Помимо уже цитируемого выше Тертуллиана, сведения об этом содержатся, например, у святителя Амвросия Медиоланского, блаженного Августина, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви. Такие малые кресты могли наноситься отдельно на грудь, плечи и иные части тела, а также окружающие предметы. Как пишет преподобный Ефрем Сирин, «животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю — постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».
Интересно, что древние христиане крестились одним пальцем, а не тремя, как делаем это мы. Эволюция перстосложения (в разные времена христиане использовали для крестного знамения один, два или три пальца) была связана с тринитарными и христологическими спорами, и количество пальцев было призвано в разные времена подчеркнуть правильное исповедание веры в Единого Бога, Троицу или существование во Христе двух природ — Божественной и человеческой.
Сегодняшний обычай крестного знамения, когда мы складываем три первых пальца руки вместе, а два последних прижимаем к ладони, одновременно выражают нашу веру в Святую Троицу и две природы Христа.
Со временем сформировался обычай осенять себя крестным знамением в определенные моменты богослужения. Церковный устав подробно прописывает, когда нужно креститься без поклонов, когда с поясными, а когда с земными поклонами.
Так, принято креститься после каждого прошения на ектении, при окончании возгласа священника, во время чтения или пения Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»), трикратного «Аллилуия», когда произносится «Приидите, поклонимся...», и т. д. Также православные христиане традиционно осеняют себя крестным знамением при входе в храм и выходе из него.
Чтобы не вдаваться тут в детальное описание всех богослужебных поводов для того, чтобы перекреститься, можно порекомендовать новоначальным христианам ориентироваться на священника или диакона и, во избежание путаницы, креститься вместе с ними. Со временем же можно более подробно прочитать об этом в церковном уставе или найти выдержки из него на эту тему в Интернете и брошюрках, которые продаются в любом храме.
История Церкви показывает, что обычай креститься возник в первые века христианства. Некоторые исследователи усматривают его начало в апостольских общинах. Во всяком случае, к последней трети второго столетия христиане уже активно использовали крестное знамение и далеко не только во время богослужения. Раннехристианский апологет Тертуллиан (155/165–220/240) в трактате «О венце воина» пишет об этом как о распространенной и глубоко укоренившейся практике: «при всяком успехе и продвижении вперед, при всяком входе и выходе, когда мы одеваемся и обуваемся, перед купаниями и перед приемами пищи, зажигая ли светильники, отходя ли ко сну, садясь ли или принимаясь за какое-либо дело, мы осеняем свое чело крестным знамением».
Правда, то, как крестились древние христиане, отличалось от того, как это делаем сегодня мы. Анализируя христианские источники первых веков, историки полагают, что долгое время крестное знамение накладывалось на чело, т. е. лобную часть головы. Помимо уже цитируемого выше Тертуллиана, сведения об этом содержатся, например, у святителя Амвросия Медиоланского, блаженного Августина, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви. Такие малые кресты могли наноситься отдельно на грудь, плечи и иные части тела, а также окружающие предметы. Как пишет преподобный Ефрем Сирин, «животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю — постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».
Интересно, что древние христиане крестились одним пальцем, а не тремя, как делаем это мы. Эволюция перстосложения (в разные времена христиане использовали для крестного знамения один, два или три пальца) была связана с тринитарными и христологическими спорами, и количество пальцев было призвано в разные времена подчеркнуть правильное исповедание веры в Единого Бога, Троицу или существование во Христе двух природ — Божественной и человеческой.
Сегодняшний обычай крестного знамения, когда мы складываем три первых пальца руки вместе, а два последних прижимаем к ладони, одновременно выражают нашу веру в Святую Троицу и две природы Христа.
Со временем сформировался обычай осенять себя крестным знамением в определенные моменты богослужения. Церковный устав подробно прописывает, когда нужно креститься без поклонов, когда с поясными, а когда с земными поклонами.
Так, принято креститься после каждого прошения на ектении, при окончании возгласа священника, во время чтения или пения Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»), трикратного «Аллилуия», когда произносится «Приидите, поклонимся...», и т. д. Также православные христиане традиционно осеняют себя крестным знамением при входе в храм и выходе из него.
Чтобы не вдаваться тут в детальное описание всех богослужебных поводов для того, чтобы перекреститься, можно порекомендовать новоначальным христианам ориентироваться на священника или диакона и, во избежание путаницы, креститься вместе с ними. Со временем же можно более подробно прочитать об этом в церковном уставе или найти выдержки из него на эту тему в Интернете и брошюрках, которые продаются в любом храме.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.