Почему ангелов принято изображать с крыльями?
Ангелы — существа духовные и бесплотные, то есть не обладающие телом и иной материальной атрибутикой. Однако действительно, практически на всех на иконах и фресках ангелы изображаются с крыльями, которые служат их своего рода отличительным признаком. Откуда возникла эта традиция?
Архангел Гавриил. Благовещение. Македония, 14 век
Из Священного Писания следует, что ангелы открывались людям в образе прекрасных юношей или неких сущностей, непременно имевших крылья — два или больше. Самые известные ветхозаветные описания подобных видений оставили пророки Исаия и Иезекииль. Исаия повествует о серафимах, окружавших Господний престол: у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал (Ис 6:2). А Иезекиилю принадлежит один из самых удивительных по своей символической насыщенности рассказов об ангельском мире, полный необычных таинственных образов, приводивших в изумление многих толкователей. Пророк описывает четырехкрылых херувимов, антропо- и зооморфных существ с лицами льва, быка и орла, одушевленные колеса, имевшие глаза. И у всех были крылья.
Архангел Гавриил. Михаил Милютин. 17 век
Крылья — это символ, метафора, которые указывают на свойства, отличающие ангелов. Во-первых, на их духовную сущность — ангелы словно летают, парят в воздухе, где-то наверху, принадлежат небесному, а не земному миру. Во-вторых, на стремительность и быстроту, свойственную духовным существам. С древнегреческого языка на русский слово ὁ ἄγγελος переводится как «вестник». Ангелы возвещают людям волю Божию и делают это без промедления. Именно в силу ассоциаций, которые вызывают крылья в человеческом сознании, они, дополняя образы ангелов в их видениях людям, несут символическую информационную нагрузку в соответствии с особенностями нашего восприятия. В «Точном изложении православной веры» святой Иоанн Дамаскин так объясняет это: «Ангел есть сущность… бестелесная… каковой сущности вид и определение знает один только Создатель. <...> они являются людям достойным, которым Бог пожелает, чтобы они являлись, не таковыми, каковы они суть, но в измененном виде, смотря по тому, как могут видеть смотрящие. <...> Преображаются же они, во что бы только ни повелел Господь Бог, и таким образом являются людям, и открывают им Божественные тайны».
Собор Михаила Архангела. Греция. 17 век
Важно помнить, что многие святые отцы учат с осторожностью относиться к видениям из духовного мира. «Чувственное видение духов» может быть очень опасным явлением, которое способно ввести духовно незрелого человека в прелесть, соблазн, привести его к погибели. В образе ангелов перед нами могут запросто предстать посланцы сатаны. Об этом предупреждал еще апостол Павел, по словам которого, сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их (2 Кор 11:14). Поэтому, как писал святитель Игнатий Брянчанинов, «общее правило для всех человеков состоит в том, чтобы никак не вверяться духам, когда они являются чувственным образом, не входить в беседу с ними, не обращать на них никакого внимания, признавать явления их величайшим и опаснейшим искушением. Во время этого искушения должно устремлять мысль и сердце к Богу с молитвою о помиловании и об избавлении от искушения. Желание видеть духов, любопытство узнать что-нибудь о них и от них есть признак величайшего безрассудства и совершенного незнания нравственных и деятельных преданий Православной Церкви».
Архангел Гавриил. Благовещение. Македония, 14 век
Из Священного Писания следует, что ангелы открывались людям в образе прекрасных юношей или неких сущностей, непременно имевших крылья — два или больше. Самые известные ветхозаветные описания подобных видений оставили пророки Исаия и Иезекииль. Исаия повествует о серафимах, окружавших Господний престол: у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал (Ис 6:2). А Иезекиилю принадлежит один из самых удивительных по своей символической насыщенности рассказов об ангельском мире, полный необычных таинственных образов, приводивших в изумление многих толкователей. Пророк описывает четырехкрылых херувимов, антропо- и зооморфных существ с лицами льва, быка и орла, одушевленные колеса, имевшие глаза. И у всех были крылья.
Архангел Гавриил. Михаил Милютин. 17 век
Крылья — это символ, метафора, которые указывают на свойства, отличающие ангелов. Во-первых, на их духовную сущность — ангелы словно летают, парят в воздухе, где-то наверху, принадлежат небесному, а не земному миру. Во-вторых, на стремительность и быстроту, свойственную духовным существам. С древнегреческого языка на русский слово ὁ ἄγγελος переводится как «вестник». Ангелы возвещают людям волю Божию и делают это без промедления. Именно в силу ассоциаций, которые вызывают крылья в человеческом сознании, они, дополняя образы ангелов в их видениях людям, несут символическую информационную нагрузку в соответствии с особенностями нашего восприятия. В «Точном изложении православной веры» святой Иоанн Дамаскин так объясняет это: «Ангел есть сущность… бестелесная… каковой сущности вид и определение знает один только Создатель. <...> они являются людям достойным, которым Бог пожелает, чтобы они являлись, не таковыми, каковы они суть, но в измененном виде, смотря по тому, как могут видеть смотрящие. <...> Преображаются же они, во что бы только ни повелел Господь Бог, и таким образом являются людям, и открывают им Божественные тайны».
Собор Михаила Архангела. Греция. 17 век
Важно помнить, что многие святые отцы учат с осторожностью относиться к видениям из духовного мира. «Чувственное видение духов» может быть очень опасным явлением, которое способно ввести духовно незрелого человека в прелесть, соблазн, привести его к погибели. В образе ангелов перед нами могут запросто предстать посланцы сатаны. Об этом предупреждал еще апостол Павел, по словам которого, сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их (2 Кор 11:14). Поэтому, как писал святитель Игнатий Брянчанинов, «общее правило для всех человеков состоит в том, чтобы никак не вверяться духам, когда они являются чувственным образом, не входить в беседу с ними, не обращать на них никакого внимания, признавать явления их величайшим и опаснейшим искушением. Во время этого искушения должно устремлять мысль и сердце к Богу с молитвою о помиловании и об избавлении от искушения. Желание видеть духов, любопытство узнать что-нибудь о них и от них есть признак величайшего безрассудства и совершенного незнания нравственных и деятельных преданий Православной Церкви».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.