Ликбез: о таинстве Евхаристии

Причастие – это Таинство, во время которого мы принимаем в себя под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы.
Причащению предшествует Литургия. Часто меня спрашивают: «Зачем ходить в храм? Ведь молиться Богу, даже свечи ставить можно и дома?» Молиться, класть поклоны – да. Но смысл церковного богослужения – в совершении величайшего Таинства, заповеданного Самим Христом, – Таинства Причащения.
Мы берем хлеб и вино и молимся (не только священник, весь храм), чтобы Бог силой Своей «претворил», то есть, сделал их Телом и Кровью. И это не наша благочестивая самодеятельность. Это заповедь Самого Христа. Совершив первое Причастие, он сказал апостолам: «сие творите в Мое воспоминание». Слово «воспоминание», употребленное в оригинале, можно было бы перевести как «утверждая Присутствие».
Вот и творим. И является к нам Христос каждый раз, когда мы совершаем Литургию и становятся хлеб и вино, обычные земные продукты, величайшей Святыней – Самим Воскресшим Господом Иисусом Христом.
Как это происходит?

Пусть ответит нам святой Иоанн Дамаскин: «Тело воистину объединяется с Божеством, тело, родившееся от святой Девы, но объединяется не так, что вознесшееся тело нисходит с неба, а так, что самый хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Божию. Если же ты доискиваешься способа, как именно это делается, то тебе достаточно услышать, что с помощью Св. Духа, подобно тому, как Господь, при содействии Св. Духа, составил Себе и в Себе, плоть от Святой Богородицы. Более мы ничего не знаем, кроме того, что Слово Божие истинно, действенно и всемогуще, а способ (преложения хлеба и вина в Тело и Кровь) неисследим. Можно сказать еще и так, что подобно тому, как хлеб через вкушение и вино, и вода через питье естественным образом прелагаются в тело и кровь вкушающего и пьющего и не делаются другим телом, по сравнению с прежним его телом, так и хлеб Евхаристии, вино и вода через призывание и наитие Св. Духа сверхъестественно претворяются в Тело Христово и Кровь…»




На фотографии – священник совершает Проскомидию. Во время Проскомидии мы приготавливаем к Таинству хлеб и вино.




Вот эта частица, особым образом изъятая из просфоры (специально выпеченного хлеба), станет после схождения благодати Божией, призванной нашей молитвой, Телом Христовым.




После приготовления «вещества» для Таинства, то есть, хлеба и вина, мы переносим их на Престол. Эта церемония называется Великим входом.



Священник молится о том, чтобы Дух Святой сошел на хлеб и вино. Мы видим воздетые вверх руки – знак особо торжественной и глубокой молитвы.



Диакон, который помогает священнику при совершении богослужения, указывает орарем (специальной лентой, висящей у него на левом плече) на хлеб и на вино. От лица всех верующих диакон обращается к священнику со словами: «Благослови, владыко, святый хлеб… святую Чашу…».



На этой фотографии мы видим, как священник разламывает Агнец – частицу, ставшую Телом Христовым, вместившую огонь Божества. Это называется «раздробление» Агнца. Агнец раздробляется на четыре части. Одной частью причащаются священнослужители, тремя остальными – миряне.



Здесь как раз видно, как священник раздробляет частицы на более мелкие, для Причащения мирян. Когда частицы раздроблены, их всыпают в Чашу с Кровью Христовой.



Сначала причащаются священнослужители. Они берут в руки Частицу Тела Христова и молятся о прощении грехов, преклонившись на Престол.



Затем испивают из Чаши. Такой способ Причащения называется «Причащение под двумя видами (Телом и Кровью) раздельно». Примерно до XI века так причащались и все христиане. Сначала им давалась Частица, затем все подходили и испивали из Чаши. Ложечкой, как сейчас всех, в то время причащали больных и детей. Но примерно с XI века Причастие совершается привычным нам способом. Это гарантирует более благоговейное и осторожное отношение к святыне.



Прихожане причащаются, сложив руки на груди крестообразно. Святой Иоанн Дамаскин заповедует: «Будем приступать к Причастию с пламенным желанием и, сложив крестообразно руки, принимать тело Распятого. Устремив глаза, уста и тело, причастимся Божественного угля, чтобы огонь находящейся в нас любви, воспламененный этим углем, сжег наши грехи и осветил наши сердца и чтобы мы приобщением божественного огня воспламенились и были обожествлены».
Здесь как раз святой Иоанн упоминает о принятии Частицы Тела в сложенные крестообразно ладони. Но сегодня, как мы знаем, руки складываются на груди. У Чаши мы не крестимся, чтобы ненароком не толкнуть Чашу.



По установившейся практике, сначала причащаются младенцы, затем дети, потом взрослые. (В некоторых храмах соблюдается старинная традиция, что из взрослых сначала причащаются мужчины, затем женщины. Это старинная византийская традиция, но не древнехристианская).
Когда причащается младенец, его нужно положить на правую руку (как при кормлении грудью), лицом вверх. Диакон будет поддерживать платом (специальным платком для отирания уст) под подбородком, чтобы капли Крови Христовой не пролились на одежду.



Дети, как и взрослые, причащаются, сложив крестообразно руки на груди. Каждому причастившемуся отирают уста, и причастник целует низ Чаши. Руку священника, держащего Чашу, никогда не целуем, чтобы ненароком не толкнуть!



Здесь мы видим, как девочке дают Частицу Тела Христова, напитанного Кровью…



…А здесь – как причастнице отирают уста платом.



После детей причащаются взрослые.
И дети, и взрослые, подходя к Чаше, называют свое полное имя: Елена, Алексей и т.д. Постараемся приучить детей, что он не только Данечка, но и Даниил, не Тима, а Тимофей и проч. Ребенок должен знать, что его имя – имя прославленного святого, должен знать житие своего святого и помнить, что он сам призван стараться подражать своему святому покровителю.



Но Таинство Причащения совершается не только в храме.
…Раз в году, в Великий Четверг (Четверг Страстной недели), мы служим праздничную Литургию, потому что именно в этот день Христос установил Таинство Причащения.
И в этот день, помимо обычного Причастия, заготавливаются Частицы для Причащения больных, так называемые «запасные Дары». Их высушивают и хранят в позолоченной шкатулке («Дарохранительнице») на Престоле. И вот этими запасными Дарами мы причащаем христианина, если тот не может прийти в храм.
Если человек болен, с ним случилось какое-то несчастье, он умирает или просто не может прийти в храм, но хочет причаститься, священник берет Частицу Даров в Дароносицу и приходит к этому верующему. Сначала исповедует его, а потом причащает.
На фотографии – исповедь больного человека.



Исповедь закончена. Священник, держа в руках маленькую Чашу, читает положенные молитвы.



Причастие

Священник Константин Пархоменко
« Почему священники облачены в чёрные одежды?
Россия — Николина земля »
  • +10

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Слава Господу!!! Спасибо за такую замечательную статью. Причастие Таин Христовых- самое чудесное соединение со Христом.