Пятое воскресенье по Пасхе называется Неделей о самаряныне. В этот день вспоминается беседа Иисуса Христа с самарянкой, произошедшая у колодца в самарийском городе Сихарь (Сихем).
По мнению святых отцов, эта женщина, бывшая из народа, с которым иудеи не общались, и жаждавшая истины, символизирует собой язычников, которые в дальнейшем будут просвещены светом Евангелия. Кроме того, самарянка – это еще и образ грешного человека, но человека, который желает познать истину и способен на искреннее покаяние.
Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье – 22 мая.
Воскресенье, 22 мая 2022 года, о самаряныне
Что известно о самарянке
В Евангелии не раскрываются подробности того, как звали самарянку, беседовавшую с Христом, и кем она была. Однако Священное Предание сохранило для нас некоторую информацию о ней. Так, согласно Преданию, пережив истинное покаяние и духовное возрождение после беседы с Господом, впоследствии эта женщина крестилась с именем Фотина (Светлана). Вместе с младшим сыном Иосией она проповедовала Евангелие в родной Самарии, а также в Африке и Италии. Старший сын этой женщины Виктор служил в Римской армии при Нероне, но в гонениях на христиан участия не принимал. Наоборот, он покровительствовал им, а потом и сам стал проповедовать Христа.
Семья Фотины открыто исповедовала свою веру в Спасителя. За это саму Фотину с сыновьями и сестрами пытали, а потом посадили в темницу. Однако и там семейство продолжало проповедовать о Господе.
По приказу Нерона с Фотины содрали кожу, бросили в колодец, а затем достали и снова заключили в темницу. Спустя время Нерон еще раз потребовал от женщины, что бы она принесла жертву идолам. Предание сообщает, что святая Фотина плюнула императору в лицо и сказала: «Нечестивейший слепец, заблуждший и безумный человек! Неужели ты считаешь меня столь неразумной, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принесла жертву подобным тебе слепым идолам?!»
В ответ на это Нерон приказал снова бросить мученицу в колодец, где она и предала дух Господу. Мужество, стойкость, а также чудеса, явленные при мучениях Фотины, многих привели тогда к вере.
Традиции праздника
В молитве к святой мученице Фотине упоминается ее способность врачевать лихорадку. Кроме того, согласно житию святой, она исцелила военачальника Севастиана от «лютой болезни», которая, скорее всего, тоже была некоей формой воспаления с высокой температурой. В обоих случаях, вода для исцеления человеческого организма играет важную роль. Но и в духовном смысле, тот колодец, из которого женщина брала воду во время беседы со Спасителем, символизирует собой исцеляющий Источник воды живой – Самого Христа.
Сегодня во многих храмах после Литургии служат краткий молебен святой Фотине, обращаясь к ней с молитвой.
Молитва святой мученице Фотине
О, святая мученица Фотино! Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великую с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангелие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящия муки укрепил и утешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши, в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодезь брошена, душу свою Господу предала еси.
Услыши нас, святая Фотино, духовною красотою воссиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных, и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою неослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Милостиваго, во все века. Аминь.
Кондак Недели о самаряныне
Верою пришедшая на кладязь самаряныня,/ видя Тя премудрости воду,/ еюже напоишася обильно,// Царствие вышнее наследова вечно, яко присносла́вная.
Тропарь Недели о самаряныне
Светлую воскресения проповедь/ от Ангела уведевша Господни ученицы/ и пpадеднее осуждение отвеpгша,/ апостолом хвалящася глаголаху:/ испpовеpжеся смерть,/ воскресе Христос Бог,// даpуяй миpови велию милость.
День памяти святых
Пророк Исаия (VIII в. до Р.Х.)
Пророк Исаия, 16 век, Россия
Святой пророк Исаия жил за 700 лет до Рождества Христова и происходил из царского рода. К пророческому служению он был призван Самим Богом в правление иудейского царя Озии. Пророчествовал около 60 лет, а скончался мученически, будучи перепилен деревянной пилой. Один из четырех великих пророков. Самые известные его пророчества – о рождении Иисуса Христа от Девы и страданиях Спасителя за грехи мира.
Преподобный Иосиф Оптинский (1911)
Преподобный Иосиф Оптинский, 19 век
Один из сонма великих старцев XIX-XX веков из знаменитой Оптиной пустыни недалеко от города Козельск Калужской области.
Наследие оптинских старцев является духовным кладезем русского православия. Одной из тем, которой уделяли внимание в своих поучениях преподобные отцы, стала молитва. Важность молитвы для человека и, в частности, для его спасения, условия, при которых она совершается наиболее благоприятно, а также духовные уровни молитвенного пути – все эти темы, так или иначе, отражены в их наследии.
Преподобный Шио (Симеон) Мгвимский (VI в.) (Груз.)
Преподобный Шио, 1882
Мученик Христофор (ок. 250)
Мученик Христофор, 18 век, Россия
Святой первых веков христианства, когда были особенно жестокие гонения по последователей Господа Иисуса Христа. Яркой особенностью этого святого является то, что на иконах его изображают с головой собаки.
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087)
Святитель Николай. 15 век, Россия
Изначально мощи великого христианского святого пребывали в Мирах Ликийских в Малой Азии. Купцы из Бари перевезли их в Италию, спасая от поругания турками, а также желая иметь святыню в своем городе. При этом они опередили своих извечных конкурентов – венецианцев, которые также желали доставить святыню к себе.
В Бари мощи Николая Чудотворца в торжественной обстановке встретило множество духовенства и верующих. Для постоянного пребывания мощей в Бари даже возвели храм в честь святителя Николая. С тех пор святыня постоянно пребывает в этом итальянском городе.
Служба святителю Николаю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Бари, составлена в 1097 году русскими священнослужителями (по другой версии – одним из них) – иноком Киево-Печерской обители Григорием Черноризцем и епископом Переяславским Ефремом.
Священномученик Димитрий Воскресенский, пресвитер (1938);
священномученик Василий Колосов, пресвитер (1939)
Священномученик Димитрий Воскресенский до 1937 года служил в храме святителя Николая села Анастасово в Чувашии. Арестован по ложному доносу в октябре 1937 года. Скончался в одной из алатырских колоний 22 мая 1938 года.
Священномученик Василий Колосов в 1930-е годы служил в Преображенском храме в селе Струпна Зарайского района. Был арестован 27 сентября 1937 года и заключен в одну из тюрем Коломенского района. 13 октября 1937 года был приговорен к 10 годам заключения. Скончался в тюрьме 22 мая 1939 года и был похоронен в безвестной могиле.
В годы безбожия верность Господу Иисусу Христу своей жизнью засвидетельствовало неисчислимое множество священнослужителей и мирян.