О Чистом четверге Страстной недели

Чистым четверг Страстной седмицы был назван в народе. В церковном календаре он называется Великим, как и прочие дни предпасхальной недели, посвященные воспоминаниям о важных евангельских событиях. В Великий Четверг Церковь молитвенно переживает Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии, умовение Спасителем ног ученикам, молитву Господа в Гефсиманском саду и предательство Христа Иудой. Вместе с Великой Пятницей этот день — один из самых содержательно насыщенных в церковном году.
Чистым этот день называется, скорее всего, в память о том, как Иисус — Господь и Спаситель мира — в знак глубочайшего смирения и чтобы подать пример того, как надо вести себя по отношению к ближним, омыл ноги своих учеников. «Это был безмолвный, но наглядный завет уходящего Учителя Своим ученикам — завет смирения и взаимного служения, без всякого превозношения одного перед другим», — комментирует этот евангельский сюжет архиепископ Аверкий (Таушев). В подражание Христу чин умовения ног совершается в четверг Страстной седмицы в кафедральных соборах Русской Православной Церкви, когда архиерей умывает ноги двенадцати священникам.





Николай Ге. Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад

Из сказанного видно, что Великий Четверг никак не связан с покраской яиц, уборкой дома, стиркой и походом в баню. Более того, богослужения этого дня настолько уникальны по своему содержанию, что, не приходя в храм, оставаясь дома и погружаясь в быт и суету, человек духовно обкрадывает себя. Безусловно, чистота в доме, особенно к празднику Пасхи, — важная вещь, однако об этом можно позаботиться заранее, например в среду, или распределить уборку на несколько дней так, чтобы она не становилась основным занятием и могла выполняться в свободное от богослужений и работы время. Гораздо важнее — чистота в душе и ее подготовка для встречи с воскресшим Спасителем.
Думаю, что многие христиане старались держать эту цель в голове в течение всего Великого поста, сознательно ограничивали себя в удовольствиях и развлечениях, посещали богослужения и проводили больше времени в молитвенной сосредоточенности. Эти усилия не нужно оставлять и в Великий Четверг. Наоборот, хорошо бы постараться как можно глубже погрузиться в евангельский и богослужебный контекст этого и двух последующих дней. Ведь когда мы читаем Евангелие, вслушиваемся в слова молитв и песнопений, приступаем к Святому Причастию, то не просто вспоминаем о произошедшем две тысячи лет назад, но становимся свидетелями последних дней Христа и входим в опыт Его учеников, участвовавших в Тайной Вечери, наблюдавших за страданиями Спасителя.
Великий пост учит нас правильно расставлять приоритеты. Да, мы живем в материальном мире с его проблемами и заботами, должны думать о себе, своих близких, создавать приемлемые условия для существования. Но Христос призывает нас не в этом полагать сокровище нашей жизни. Он благословил служение Марфы, которая заботилась о том, чтобы принять и накормить Его и апостолов, но поставил выше Марию, которая использовала это время, чтобы слушать Слово Божие: Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк 10:42), — сказал Господь. В этом смысле дни Страстной седмицы — своего рода экзамен за весь период Великого поста. Где будет наше сердце в это время — со страдающим и воскресшим Христом или с пылесосом?
Источник
« Тело и Кровь Христовы: о таинстве Евхаристии
Великий четверг и его 12 Евангелий »
  • +5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.