Что значит выражение «постимся постом приятным» и для кого должен быть «приятен» этот пост?
Фраза «постимся постом приятным» содержится в стихире, которая поется на вечерней службе в первый день Великого поста. Будучи вырванной из контекста, она может создать иллюзию, будто пост должен быть для постящихся легким, необременительным и даже приносящим наслаждение.
Развитие кулинарного искусства, изобилие самых разных продуктов в магазинах, изысканные «постные меню» в ресторанах позволяют сегодня превратить пост, который в бытовом сознании чаще всего означает отказ от скоромной пищи, в настоящее гастрономическое удовольствие. Но какой смысл в таком «приятном» посте? Ответ: никакого.
Полностью стихира, из которой взята упомянутая фраза, звучит так: «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост — от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Если всего этого будет меньше, то пост будет истинным и благоприятным!» То есть пост должен быть приятным не нам, но Богу.
И слово «приятный» тут тоже нуждается в пояснении. В данном контексте оно связано не столько с удовольствием, сколько с глаголом «принимать». В греческом языке, с которого была переведена эта великопостная стихира, имеется прямая связь слова δεκτός (которое и переведено на русский язык как «приятный») с глаголом δέχομαι — «принимать», «воспринимать», «слышать». То есть приятный — это тот, который будет услышан и принят Богом.
В описании приятного поста мы не находим ни одного упоминания о еде. Акцент делается исключительно на духовной жизни и борьбе со страстями. Гастрономические же ограничения призваны в этом помочь. Каким образом? Дело в том, что воздержание в пище помогает нам обратить внимание на духовную, самую важную составляющую нашей человеческой природы. Сознательно отказываясь от излишеств в пище, человек ставит на место свои животные импульсы и отдает приоритет духовным целям. Пост учит нас подчинять желания и инстинкты разуму и воле, а разум и волю — слову Божию. Именно такой пост Церковь называет приятным Богу.
В древности отказ от мясной и молочной пищи имел еще одну функцию. Дело в том, что постная пища — а под ней подразумевалась простая, незамысловатая еда — стоила дешевле скоромных блюд. Эту разницу в стоимости святые отцы призвали использовать в благотворительных целях. «Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для тебя съел бедный вместо тебя. Для тебя это вдвойне благо: и сам ты постишься, и другой не голодает», — писал святитель Иоанн Златоуст. В наше время ситуация изменилась и разница в стоимости постных и непостных продуктов не такая большая. Но мы можем экономить на других вещах: шопинге, развлечениях — и пускать сэкономленные средства на благотворительность.
Размышляя о посте и пытаясь следовать постной дисциплине, важно помнить, что пост сам по себе не цель, но средство, которое помогает нам внутренне измениться, освободиться от страстей, укрепить волю, возвысить дух и тем самым приблизиться к Богу и воссоединению с Ним.
Развитие кулинарного искусства, изобилие самых разных продуктов в магазинах, изысканные «постные меню» в ресторанах позволяют сегодня превратить пост, который в бытовом сознании чаще всего означает отказ от скоромной пищи, в настоящее гастрономическое удовольствие. Но какой смысл в таком «приятном» посте? Ответ: никакого.
Полностью стихира, из которой взята упомянутая фраза, звучит так: «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост — от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Если всего этого будет меньше, то пост будет истинным и благоприятным!» То есть пост должен быть приятным не нам, но Богу.
И слово «приятный» тут тоже нуждается в пояснении. В данном контексте оно связано не столько с удовольствием, сколько с глаголом «принимать». В греческом языке, с которого была переведена эта великопостная стихира, имеется прямая связь слова δεκτός (которое и переведено на русский язык как «приятный») с глаголом δέχομαι — «принимать», «воспринимать», «слышать». То есть приятный — это тот, который будет услышан и принят Богом.
В описании приятного поста мы не находим ни одного упоминания о еде. Акцент делается исключительно на духовной жизни и борьбе со страстями. Гастрономические же ограничения призваны в этом помочь. Каким образом? Дело в том, что воздержание в пище помогает нам обратить внимание на духовную, самую важную составляющую нашей человеческой природы. Сознательно отказываясь от излишеств в пище, человек ставит на место свои животные импульсы и отдает приоритет духовным целям. Пост учит нас подчинять желания и инстинкты разуму и воле, а разум и волю — слову Божию. Именно такой пост Церковь называет приятным Богу.
В древности отказ от мясной и молочной пищи имел еще одну функцию. Дело в том, что постная пища — а под ней подразумевалась простая, незамысловатая еда — стоила дешевле скоромных блюд. Эту разницу в стоимости святые отцы призвали использовать в благотворительных целях. «Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для тебя съел бедный вместо тебя. Для тебя это вдвойне благо: и сам ты постишься, и другой не голодает», — писал святитель Иоанн Златоуст. В наше время ситуация изменилась и разница в стоимости постных и непостных продуктов не такая большая. Но мы можем экономить на других вещах: шопинге, развлечениях — и пускать сэкономленные средства на благотворительность.
Размышляя о посте и пытаясь следовать постной дисциплине, важно помнить, что пост сам по себе не цель, но средство, которое помогает нам внутренне измениться, освободиться от страстей, укрепить волю, возвысить дух и тем самым приблизиться к Богу и воссоединению с Ним.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.