Что такое «грех мшелоимства»?

Мшелоимство происходит от древнерусского слова мшел, что означает корысть, прибыль, вещь. Суть этого греха — в стремлении к накопительству лишних, ненужных вещей и привязанности к ним. Также в ряде случаев под мшелоимством подразумевают разного рода вымогательство и взяточничество.






Святитель Игнатий (Брянчанинов) особенно предостерегал от уклонения в мшелоимство монахов, поскольку по его мнению, излишества в монашеской келье отвлекают сердце от Бога, а также возбуждают «мечтательность, противодействующую преуспеянию духовному». А преподобный Лев Оптинский писал, что «сия немощь (мшелоимство — ред.), по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия». Почему? — потому что человек, его самочувствие и душевное состояние ставятся в зависимость от наличия у него той или иной вещи. Стремление к обладанию пленяет душу, порабощает ее, ведь как писал апостол Петр, кто кем побежден, тот тому и раб (2Пет 2:19).
Грех мшелоимства поражает не только монахов. Особенно актуален он для жителей экономически развитых стран современного мира. Мшелоимство как никакой другой грех характеризует общество потребления, залог процветания которого — в стимулировании потребительского спроса, а проще говоря, в том, чтобы побудить людей покупать как можно больше вещей, в том числе тех, в которых они абсолютно не нуждаются. На эту задачу работает гигантская индустрия. В итоге в таком обществе происходит подмена ценностей, когда достоинство и статус человека определяются не его личными качествами и добродетелями, а наличием у него различных вещей, и чем их больше, тем более полноценным ощущает себя потребитель.
Мшелоимство может проявляться в различных формах. Это и шопоголизм, когда мы становимся эмоционально зависимы от процесса покупки вещей, и пристрастие к определенным брендам, и погоня за новинками, и вообще приобретение товаров в количестве большем, чем нужно для просто комфортной жизни. Если все это становится содержанием жизни человека, если наличие или отсутствие какого-то предмета влияет на наше душевное состояние — способно вызвать эйфорию или вызвать подавленность и зависть к тем, кто им обладает — пора бить тревогу и бежать на исповедь. Кому-то может даже понадобиться не только вразумление духовника, но и профессиональная психологическая помощь, поскольку пристрастие к вещам может принять формы тяжелой зависимости.
Великий пост — отличный повод, чтобы начать бороться с мшелоимством. Нужно только следовать рекомендациям о том, как следует его проводить. В это время мы призваны больше времени посвящать молитве, чтению духовной литературы, чаще посещать богослужения, служить ближним и удаляться от соблазнов. Если ответственно подойти к этому, то акцент в нашей жизни неминуемо сместится с ее материальной на духовную составляющую. Отодвинув в сторону обычную житейскую суету, сделав паузу в погоне за удовольствиями и развлечениями, человек получает возможность наконец всмотреться в свою душу и разгрести скопившиеся в ней греховные завалы. А, сделав это, иным взглядом посмотреть на окружающий мир и сделать шаг к освобождению из плена лишних вещей.
Источник
« Непростые вопросы о старчестве
Протоиерей Борис Глебов: воспоминания о блокаде... »
  • +4

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.