На пользу ли? Евгений Дорофеев — о современном паломничестве
Для чего люди ездят в паломничество? Что лучше – поехать в паломничество или просто отдохнуть? Размышляет священник Евгений Дорофеев, клирик Покровского храма села Кудиново.
В любом серьезном деле важен не столько сам процесс, сколько цели и результат. Паломничество — не исключение. Если путешествие стимулирует личность на осмысление своей жизни, если человек привозит с собой то, что помогает ему еще более укрепиться в вере, тогда это прекрасно. Но если вечным путешествием подменяется духовная жизнь сама по себе, это никуда не годится. То есть паломничество как средство – это хорошо, а паломничество как цель – плохо.
Постоять в очередиВ теме паломничества имеются интересные нюансы. Вспомним, как недавно в нашу страну одну за одной везли святыни. И к каждой тянулось огромное количество страждущих. Люди самоотверженно выстаивали многочасовые очереди, выдерживали дневные и ночные стояния. Что об этом можно сказать? С одной стороны, прекрасно: потрудились телом, озарились душой. А с другой – не заменили ли самоистязанием в очереди искреннее покаяние?
Опять же, необходимо вспомнить уникальность христианства.
Какие бы святыни в виде чего угодно ни присутствовали «где-то там далеко», какие бы святые источники ни растекались по планете, мы с вами в нашем самом близком храме за каждой Литургией соприкасаемся с самой важной святыней – Телом и Кровью Господа Иисуса Христа.
Да, как бы удивительно это ни звучало, в нашем «самом обыкновенном» храме, с «самым обыкновенным» батюшкой, происходит самое важное чудо из чудес – святая Евхаристия. И чудо под боком, и ехать никуда не надо!
Есть, например, источник — сразу восстанавливает здоровье, а вот то дерево — и супруга забеременеет. И действительно, (массовые случаи подтверждают) чудеса происходят! Но происходят они, безусловно, не потому что святыни «особенно заряжены» благодатью, у нас ведь не магия… Желания исполняются, потому что Всемилостивый Творец, сжалившись над нашей немощью и маловерием, по Своей великой милости дарует нам требуемые блага. Зная, что некий видимый образ необходим человеку для укрепления в вере, Святой Дух сходит на апостолов в виде зримых образов — огненных языков (были и еще причины, но наличие видимого образа — одна из них).
Кстати, именно поэтому возникает вопрос самарянки ко Христу о том, «где должно поклоняться». И Христос удостоверяет правильность мнения иудеев о Иерусалимском храме: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4:22). Но к вышесказанному Христос добавляет: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (4:21). «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (4:22-24)».
То есть наступает новое время, когда Богу можно будет молиться и совершать службу в любом ином месте. И слова Христа подтверждаются тысячами церквей в православном мире, на всех континентах. Так паломничество из обязательного превращается в факультативное.
Безусловно, у христиан с ранних веков существовала значимость определенных мест, но эта значимость не имеет решающего значения ни в деле спасения, ни в богослужении Церкви. Так, Литургия и в Храме Гроба Господня, и в деревне Кукуево одна и та же. И значимость ее одна и та же: хоть Литургию совершает Святейший Патриарх, хоть только что рукоположенный священник. И там, и там Величайшая Святыня, и там, и там с нами Живой Господь. А что может быть еще более свято?
Спрашивают о каких-то особых видах паломничества, вроде пройти пешком 100 км до конкретного монастыря. Опять же, здесь необходимо разбираться в целях. Считать себя ангелоподобным существом после такого маршрута явно не стоит, но если человек стяжает из этого пути для себя духовную пользу, будет замечательно.
Можно отметить и еще ряд положительных или отрицательных моментов паломничества как явления: знакомства и интересные духовные встречи, открытия для себя иных форм и традиций православной жизни, соприкосновение с излишней коммерциализацией важных паломнических направлений.
В целом, подводя итог, можно сказать, что попадание в Небесный Иерусалим не связано с попаданием в Иерусалим земной. А закончить разговор о паломничестве я хотел бы словами величайшего старца конца XX века, всеми нами любимого отца Иоанна (Крестьянкина):
«Поезжайте с Богом по монастырям и по старцам, если это на пользу душе, ищущей спасения. Но на пользу ли?! И о спасении ли дума во взгляде на калейдоскоп жизни? Этот вопрос разрешите для себя сами. На пользу ли?»
На пользу ли?
Паломничество в современной жизни — явление чрезвычайно популярное. Редкие поездки конца 1980-х переросли в огромный поток, который, в свою очередь, сформировал весьма востребованный рынок паломнических услуг. Как многие явления в сегодняшней церковной жизни, оно носит неоднозначный характер.В любом серьезном деле важен не столько сам процесс, сколько цели и результат. Паломничество — не исключение. Если путешествие стимулирует личность на осмысление своей жизни, если человек привозит с собой то, что помогает ему еще более укрепиться в вере, тогда это прекрасно. Но если вечным путешествием подменяется духовная жизнь сама по себе, это никуда не годится. То есть паломничество как средство – это хорошо, а паломничество как цель – плохо.
Постоять в очередиВ теме паломничества имеются интересные нюансы. Вспомним, как недавно в нашу страну одну за одной везли святыни. И к каждой тянулось огромное количество страждущих. Люди самоотверженно выстаивали многочасовые очереди, выдерживали дневные и ночные стояния. Что об этом можно сказать? С одной стороны, прекрасно: потрудились телом, озарились душой. А с другой – не заменили ли самоистязанием в очереди искреннее покаяние?
Опять же, необходимо вспомнить уникальность христианства.
Какие бы святыни в виде чего угодно ни присутствовали «где-то там далеко», какие бы святые источники ни растекались по планете, мы с вами в нашем самом близком храме за каждой Литургией соприкасаемся с самой важной святыней – Телом и Кровью Господа Иисуса Христа.
Да, как бы удивительно это ни звучало, в нашем «самом обыкновенном» храме, с «самым обыкновенным» батюшкой, происходит самое важное чудо из чудес – святая Евхаристия. И чудо под боком, и ехать никуда не надо!
«Профильная святыня»
Очень часто по совету близких и друзей человек едет к какой-то «профильной» святыне. Вот прикоснешься именно к ней или искупаешься в таком-то источнике, сразу получишь то, что хотел!Есть, например, источник — сразу восстанавливает здоровье, а вот то дерево — и супруга забеременеет. И действительно, (массовые случаи подтверждают) чудеса происходят! Но происходят они, безусловно, не потому что святыни «особенно заряжены» благодатью, у нас ведь не магия… Желания исполняются, потому что Всемилостивый Творец, сжалившись над нашей немощью и маловерием, по Своей великой милости дарует нам требуемые блага. Зная, что некий видимый образ необходим человеку для укрепления в вере, Святой Дух сходит на апостолов в виде зримых образов — огненных языков (были и еще причины, но наличие видимого образа — одна из них).
Про историю
В Ветхом и Новом Заветах мы имеем многочисленные свидетельства паломничеств. Так, святое семейство каждый год ходило в Иерусалим на праздник Пасхи (Лк. 2: 40-51). Это делали все благочестивые евреи Израиля и диаспоры. В раннем иудаизме паломничество было обязательно. Этому способствовала особенность иудейской религии, потому что богослужение, собственно, возможно было только в одном месте — в Иерусалимском Храме. В синагогах как такового полноценного богослужения не совершалось (и не совершается у иудеев до сих пор, вот почему они так хотят восстановить Храм). Законный жертвенник был только в Святом городе царя Давида, и израильтяне Северного Царства, и самаряне, имеющие другие святилища, гневно осуждались.Кстати, именно поэтому возникает вопрос самарянки ко Христу о том, «где должно поклоняться». И Христос удостоверяет правильность мнения иудеев о Иерусалимском храме: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4:22). Но к вышесказанному Христос добавляет: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (4:21). «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (4:22-24)».
То есть наступает новое время, когда Богу можно будет молиться и совершать службу в любом ином месте. И слова Христа подтверждаются тысячами церквей в православном мире, на всех континентах. Так паломничество из обязательного превращается в факультативное.
Безусловно, у христиан с ранних веков существовала значимость определенных мест, но эта значимость не имеет решающего значения ни в деле спасения, ни в богослужении Церкви. Так, Литургия и в Храме Гроба Господня, и в деревне Кукуево одна и та же. И значимость ее одна и та же: хоть Литургию совершает Святейший Патриарх, хоть только что рукоположенный священник. И там, и там Величайшая Святыня, и там, и там с нами Живой Господь. А что может быть еще более свято?
Отдых или паломничество?
Некоторые православные мучаются вопросом: «Что лучше — отдохнуть или съездить в паломничество?» Вопрос сродни: «Что лучше — кит или контрабас?» Бывает и паломничество такое, как на корабле, который плыл в Иерусалим вместе с Марией Египетской. А бывает достойный христианский отдых по средствам и интересу. Каждый решает для себя сам.Спрашивают о каких-то особых видах паломничества, вроде пройти пешком 100 км до конкретного монастыря. Опять же, здесь необходимо разбираться в целях. Считать себя ангелоподобным существом после такого маршрута явно не стоит, но если человек стяжает из этого пути для себя духовную пользу, будет замечательно.
Можно отметить и еще ряд положительных или отрицательных моментов паломничества как явления: знакомства и интересные духовные встречи, открытия для себя иных форм и традиций православной жизни, соприкосновение с излишней коммерциализацией важных паломнических направлений.
В целом, подводя итог, можно сказать, что попадание в Небесный Иерусалим не связано с попаданием в Иерусалим земной. А закончить разговор о паломничестве я хотел бы словами величайшего старца конца XX века, всеми нами любимого отца Иоанна (Крестьянкина):
«Поезжайте с Богом по монастырям и по старцам, если это на пользу душе, ищущей спасения. Но на пользу ли?! И о спасении ли дума во взгляде на калейдоскоп жизни? Этот вопрос разрешите для себя сами. На пользу ли?»
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.