Коптские иконы: выражение детской радости
Наивные, словно рисовал ребенок, открытые миру и в то же время — надмирные. Таковы коптские иконы. Кто такие копты? Это потомки древних египтян — народа, который одним из первых на земле принял христианство. Слово «копт» означает «египтянин». В современном Египте живет около десяти миллионов коптов.
Коптскую Церковь основал апостол и евангелист Марк. До арабского завоевания в конце VII века христианство было основной религией в Египте. Коптские росписи можно увидеть в монастырях, стены которых помнят древних подвижников. Множество икон хранится в Коптском музее в Каирском квартале, часть вывезена в европейские музеи.
Излюбленная сцена коптских икон — встреча преподобных Антония Великого и Павла Фивейского, египтян, подвизавшихся в Фиваидской пустыне, основателей отшельнического монашества. XVIII в.
Коптские иконы сложно перепутать с другими, до того они своеобразны. Простые уверенные линии, яркие краски, выразительные лики. Большие, широко раскрытые глаза святых символизируют духовное око, которое смотрит за пределы материального мира: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло (Мф 6:22). Намеренно увеличенные уши указывают на слушание слова Божия: Если кто имеет уши слышать, да слышит! (Мк 4:23).
Христос на коптских иконах почти всегда изображается торжествующим, во славе. Изображения Страстей Христовых встречаются редко. Популярен сюжет «Бегства в Египет», ведь именно здесь, на берегах Нила скрывалось от преследований Ирода Святое Семейство. Только вот «Бегство в Египет» в коптской традиции именуется «Вхождением Святого Семейства в Египет».
Даже мученики на коптских иконах изображены с умиротворенными, улыбающимися ликами, в знак того, что они пострадали за Христа добровольно и радостно.
Коптскую Церковь основал апостол и евангелист Марк. До арабского завоевания в конце VII века христианство было основной религией в Египте. Коптские росписи можно увидеть в монастырях, стены которых помнят древних подвижников. Множество икон хранится в Коптском музее в Каирском квартале, часть вывезена в европейские музеи.
Излюбленная сцена коптских икон — встреча преподобных Антония Великого и Павла Фивейского, египтян, подвизавшихся в Фиваидской пустыне, основателей отшельнического монашества. XVIII в.
Коптские иконы сложно перепутать с другими, до того они своеобразны. Простые уверенные линии, яркие краски, выразительные лики. Большие, широко раскрытые глаза святых символизируют духовное око, которое смотрит за пределы материального мира: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло (Мф 6:22). Намеренно увеличенные уши указывают на слушание слова Божия: Если кто имеет уши слышать, да слышит! (Мк 4:23).
Христос на коптских иконах почти всегда изображается торжествующим, во славе. Изображения Страстей Христовых встречаются редко. Популярен сюжет «Бегства в Египет», ведь именно здесь, на берегах Нила скрывалось от преследований Ирода Святое Семейство. Только вот «Бегство в Египет» в коптской традиции именуется «Вхождением Святого Семейства в Египет».
Даже мученики на коптских иконах изображены с умиротворенными, улыбающимися ликами, в знак того, что они пострадали за Христа добровольно и радостно.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.