Дети — о смысле жизни

Однажды, уже будучи священником, я проводил урок в воскресной школе одного из московских храмов. Моими слушателями были совсем маленькие детишки четырех, пяти и шести лет с их родителями. Да, многим мамам и папам интересно было послушать беседу батюшки с детьми, тем более, что в свое время они и помыслить не могли о подобной встрече.






Передо мной с самым серьезным видом сидели малыши, сложив по-ученически руки на партах, а сзади устроились родители, совмещая приятное с полезным: детей все равно ждать, а тут предоставлялась возможность и батюшку послушать. Предмет для разговора был выбран серьезный — смысл жизни. «Конечно, об этом многие говорили и писали, — повел я речь, — среди них знаменитые ученые, философы, не ровня нам. Меня же интересует, в чем вы, дорогие дети, видите смысл своей собственной, а не чужой жизни. Желает ли кто-нибудь из вас, поразмыслив, ответить на такой серьезный вопрос: для чего Господь Бог сотворил именно вас, как вы это понимаете?»
Минуту-другую все помалкивали. Да и немудрено — взрослые тоже были озадачены. Но затем поднялась одна рука, другая, третья — и вот уже несколько учеников воскресной школы были готовы дать ответ на этот, казалось бы, совсем недетский вопрос. Первым вызвался отвечать пресимпатичнейший малыш с белобрысой головкой, совсем как на картине Поленова «Московский дворик». Встав, он (не помню его имени, к сожалению) бойко и без запинки сказал: «Меня Бог сотворил, чтобы я ухаживал за своим хомячком!» Многие засмеялись. «Тут не над чем смеяться, — возразил я, — ответ дан очень и очень глубокий. Видите, мальчик убежден, что Господь Бог воззвал его из небытия для того, чтобы изливать любовь… ну пусть сначала на хомячка. Ведь и в Библии у премудрого царя Соломона написано: „Праведный печется и о жизни скота своего...“ Действительно, полюбив и доказав своим попечением любовь к крошечному хомячку (да и сам отрок пока вовсе не великан), он затем дорастет и до любви к людям, которая требует гораздо более трудов и самоотвержения».
Следующим поднялся мальчуган лет шести с короткой стрижкой и еще более коротким именем Тит. Сейчас это уже вполне взрослый юноша. «Я сотворен Богом, — глубокомысленно изрек он, — чтобы не было скучно». Воцарилось молчание. Признаться, и я на минуту почувствовал себя в растерянности — уж слишком неожиданным оказался ход детской мысли.
«Позвольте, позвольте, чтобы не было скучно… — повторил я изречение, одновременно размышляя над ним. — Ну, конечно! Совершенно ясное свидетельство, полностью подтверждаемое Священным Писанием! Во-первых, у царя Соломона в Книге Притчей есть речение о том, что Божественная Премудрость веселится о создании рук Своих. Бог по преизбытку благости сотворил мир, дабы разумные Его создания, ангелы и люди, познавая Творца и служа Ему, обретали бы в этом источник неиссякаемого блаженства. Во-вторых, — продолжал я осмыслять ответ мудрого Тита, — Господь даровал мальчика его маме, чтобы ей не было грустно, но чтобы, взращивая его, она непрестанно благодарила Создателя. Помните, как говорит Господь о рождении дитяти: „Женщина… когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир“. В-третьих, самому Титу теперь вовсе не скучно, ибо он открытыми глазами смотрит на мир Божий, полный бесчисленных и всевозможных чудес». Поглядывая время от времени на родителей, я видел на их лицах радостное изумление по поводу столь серьезных ответов их детей. Некоторые мамы записывали в блокнотики и тетрадки мысли детей и разъяснения священника. Родители тоже чувствовали себя полноправными учениками воскресной школы.
Наконец, одна девочка постарше, лет десяти-одиннадцати, сказала: «А меня Бог сотворил на добрые дела». Я удивился — до какой степени ее представление о собственном предназначении совпадало с ясными словами Святого Апостола Павла о том, что Бог приготовил от вечности добрые дела для всякого христианина, желающего угодить своему Искупителю.
Больше всего впечатлений от прошедшего урока о смысле жизни получил я сам. Душа моя не переставала удивляться мудрым ответам детей-дошкольников, которые, казалось, вовсе не доросли до размышления на подобные темы. Поистине устами младенца глаголет истина. «Когда-нибудь, — решил я про себя, — обязательно запишу услышанное, жалко, если все это пропадет бесследно». И вот, дорогие читатели, пришел час мне поделиться с вами воспоминаниями, как нельзя более уместными для данной главы.

«Да святится имя Твое...» Но когда и как святится, то есть прославляется, имя Божие? Прославляется оно в нас и через нас, когда наша жизнь полагается на жертвенник служения Господу. Смысл нашей жизни, по Евангелию, — познавать волю Господню и, исполняя ее, прославлять имя Божие на земле. Ведь прославляется Бог не столько устами человеческими, сколько делами. Лучшая проповедь о Христе — чистая и безукоризненная жизнь христианина. Так говорит об этом Спаситель: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Заметьте, дорогие читатели, не нас прославят, а Того Бога, во славу которого мы стремимся свершать дела веры и любви! Итак, Бог создал нас, дабы мы прожили краткую земную жизнь во славу Его имени и наследовали вечное и неразрушимое Царство Небесное, именуемое также Царством Славы. «Прославлю прославляющих Меня», — обещает Господь в Священном Писании. И лучшим свидетельством нашего соответствия замыслу Божию является стремление окружающих нас людей познавать Бога, после того как они познакомились с нами и узнали, что мы — христиане. Кто-нибудь скажет: «Не слишком ли это высоко? Мы не святые все-таки!» Да, мы слабы, но задачу умножения дарованной в таинстве крещения благодати и усвоения душе добродетелей: смирения, чистоты, кротости и любви — ставит перед нами Сам Господь. Во всяком случае, будем помнить смысл древнего латинского изречения «nоn progredi est regredi» — не двигаться вперед значит отступать назад. Нерадивые последователи Господа, небрегущие о должном исполнении заповедей Божиих, мало-помалу впадают в совершенное расслабление и совершают грехи, худшие, нежели и вовсе некрещеные люди. Не о таких ли лжехристианах изрекает Господь через святого Апостола Павла Свое грозное слово: «Ибо ради вас… имя Божие хулится у язычников»? По точнейшему определению великого среди святых преподобного Серафима Саровского, «истинная же цель жизни… христианской состоит в стяжании (иными словами, в приобретении) Духа Святого Божиего. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божиего». И действительно, скажем мы, великая и возвышенная, подлинно святая цель жизни! Столь великая, что все прочие цели и установки меркнут пред ней, как лунный свет исчезает вместе с серебристым малым светилом при восходе солнца.

Христианин! Учись все что ни делаешь, говоришь, мыслишь, посвящать Богу. И в большом и малом имей в виду главную цель и смысл своей земной жизни — прославление имени Господа через исполнение Его святой воли. Так живя, будешь непрестанно возрастать во благодати, которая и твою душу несказанно украсит и обогатит Христовыми добродетелями, и другим внушит следовать за Господом стезей Его заповедей.

Представим себе человека высокомерного, угрюмого, который стал бы вам говорить о Боге. Имела бы успех его проповедь? Весьма сомнительно. Но если в душе христианина-проповедника поселились подлинная кротость и спокойствие, радость и доброжелательность, мудрость и чистота, глубокое смирение, то тогда и слов не понадобится — одного взгляда на лицо его достаточно будет, чтобы уверовать в Евангелие. И, думаю, каждому из нас надлежит еще долго вникать в дивное свидетельство Саровского угодника о стяжании, приобретении Духа Святого как о цели христианской жизни. Ибо Он, даруемый нам через Церковь, животворит человеческую душу, украшает ее неизреченно, соделывает добродетельной, светлой и чистой, достойной своего Владыки. Есть такая древняя пословица: «Чья монета, того и царство». Во многих странах и поныне на монетах печатают изображение верховного правителя.

Взглянешь на монету — и поймешь, кто правит в этом государстве. Христос Спаситель, истинный Царь неба и земли, на Своем Страшном Суде будет определять, сохранен ли нами Его царственный образ или поврежден недостойной христианина жизнью. Ведь мы созданы по образу Божию, но не все хотим уподобиться Христу в Его добродетелях. Кто из христиан здесь на земле стяжал, приобрел Божию благодать, проведя время в молитвах, угодных Господу делах, был милостив и добросердечен, заботился не только и не столько о себе, сколько о других — у того душа и тело будут сиять несказанным светом на Суде Господа, и Бог узрит в этом христианине Своего преданного ученика. А кто окажется чужд Духа Святого, вместо добродетелей унесет с собой в вечность одни грехи и пороки: гордыню, жадность, злобу, нечистоту, лукавство, безверие — явится мрачным и страшным, и Всесвятой Господь с негодованием отвернется от неверного раба, не увидев в нем пречистого образа Своего. Предоставим вам, друзья, испытывать собственную душу, дабы вы обрели ответ на вопрос: «Зачем я живу?»

Жить просто так, как придется, очень опасно. Пока мы будем скользить по наклонной плоскости, время, отпущенное на покаяние, исправление жизни и стяжание благодати Божией, уходит безвозвратно. А ведь потерянного не воротишь.

Протоиерей Артемий Владимиров
Источник
« Просто крест: история образа главного символа...
О грехе самолюбия »
  • +6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.