Валаам — остров тишины и молитвы

«Вспоминается слово, сказанное нам схимником о. Сысоем, в скиту Коневском, неосознанное тогда, теперь, для меня, раскрывшееся: “Дай вам Господь получить то, за чем приехали”. Тогда подумалось – а за чем мы приехали? Так приехали, ни за чем… проехаться. И вот определилось, что – за чем-то, что было надо, что стало целью и содержанием всей жизни, что поглотило, закрыло жизнь, – нашу жизнь».
С этими словами писателя Ивана Шмелева согласится большинство тех, кто когда-либо приезжал на Валаам. Об острове тишины и молитвы рассказывает Евгения Новосельцева.



Спасо-Преображенский собор

Есть места, которые удивляют, потрясают или просто не оставляют равнодушными большинство их посетителей. Есть и такие удивительные места, которые преображают душу, оставляя в ней глубокий след. В такие уголки нашей планеты хочется вернуться вновь и вновь, они словно манят к себе изумленного человека. И это является удивительной тайной. Одним из таких мест, на мой взгляд, является остров Валаам, который недаром монастырский гимн называет дивным.
Сегодня Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный монастырь отмечает один из престольных праздников своего главного храма – день преподобных Сергия и Германа Валаамских. Центральный собор обители расположен на горе Фавор. На Руси существовала благочестивая традиция называть географические пункты по аналогии со Святой землей, чтобы и на родине были места, которые бы напоминали о земной жизни Христа. Наряду с Троице-Сергиевой лаврой, Новым Иерусалимом на Истре, Соловками, Валаам не стал исключением: здесь путешественник, не выезжая из России, может взойти на вершину горы Сион, чтобы посетить храм, построенный по подобию храма Гроба Господня, пройти через поток Кедрон к Гефсиманскому саду, побывать в Иосафатовой долине…

Спасо-Преображенский собор

Монастырь: центральная усадьба, скиты и подворья

Монастырь имеет сложную структуру. Главный собор, основной корпус общежитий обители, хозяйственные постройки расположены в Центральной усадьбе острова Валаам, давшего название всему архипелагу. По островам разбросаны многочисленные скиты. Само слово скит произошло от названия пустыни в Северной Африке Шиит. Это форма монашеской жизни, более уединенная, чем общежительная, когда иноки живут по несколько человек (существует еще отшельническая форма жизни, на Валааме еще в XIX веке она была, теперь уже нет). До революции на Валааме было 13 скитов, сейчас после советского 50-летнего запустения восстановлено 9 из них и построен один новый.


Гефсиманский скит

Всехсвятский, Предтеченский, Коневский и Святоостровский скиты были построены для монахов подвижнической жизни. Ранее и устав их был более строг, чем в Центральной усадьбе, а сейчас во всём монастыре он одинаков. Сергиевский и Германовский скиты связаны с хозяйственной деятельностью монастыря: они были построены в местах, где находились каменоломни и шла добыча красного и серого гранита. Есть на острове также Воскресенский и Гефсиманский скиты, которые свидетельствуют о местах, связанных с земной жизнью Спасителя. Свято-Владимирский скит был построен последним как патриаршая резиденция (Валаамский монастырь относится к типу ставропигиальных, подчиняющихся не епархии, а непосредственно Патриарху).

Свято-Владимирский скит

Гости острова, даже паломники, не могут посетить все скиты: далеко не все открыты путешественникам. Предтеченский закрыт для всех, Всехсвятский открывает свои двери лишь раз в год на престольный праздник, Святоостровский посещают некоторые паломнические группы, Воскресенский осматривают почти все прибывающие группы. На материке в Сортавале, Приозерске, Петербурге, Москве и даже в Сочи открыты подворья монастыря.

Воскресенский скит

Переменна судьба Валаама

Существуют разные точки зрения о происхождении топонима Валаам. Но всё же большинство ученых сходятся во мнении, что название архипелага связано с финно-угорским топонимом Valamo, где valo – это «свет», «клятва», или с финским valаа –«отливать из металла», впоследствии под влиянием библейской традиции это название трансформировалось по созвучию с именем ветхозаветного прорицателя Валаама.
Время основания обители остается исторической загадкой. Среди историков популярны две точки зрения. Согласно первой из них, монастырь был создан во времена Крещения Руси – X-XI вв., вторая группа ученых считает, что это произошло позже – в XIV в. Может быть, мы уже и не узнаем, в каком веке это случилось, но зато у историков есть уверенность, кто именно основал монастырь – преподобные Сергий и Герман, выходцы «от восточных стран», как сказано в летописях. Вероятнее всего, имелась в виду Греция, то есть святые были греками или переселенцами из этой страны.

В летописных источниках сохранилась меткая фраза об истории острова и обители: «Переменна судьба Валаама». И это является абсолютной правдой. Сегодня мы мало знаем о средневековой истории обители в первую очередь из-за того, что монастырь не раз был разрушен и сожжен до основания соседями-шведами. Монахи не хотели брать в руки оружие и принимали мученическую смерть. Но, как птица Феникс, обитель многократно восставала из пепла.
Тебя не раз опустошала
Толпа неистовых врагов;
Но ты лишь мужество являла
Средь всех лишений и тревог,
И после долгих испытаний,
Опустошений и борьбы,
Как властелин своих желаний,
Во всей красе явилась ты! –
Смиренных иноков обитель!
Приют трудящихся рабов,
В духовный мир путеводитель,
От силы вражией покров!
(Из монастырского гимна)

Из-за шведских опустошительных набегов на Валааме не сохранилось средневековых сооружений, а самые ранние архитектурные постройки относятся к XVIII веку, две из которых встречают путешественников уже на причале – Благовещенская часовня и Каретно-конюшенный дом.

Ранее паломники добирались на остров с большими трудностями, чем сейчас, не все доплывали (Ладога известна своенравным характером и по-настоящему морскими штормами). Ступив на землю, счастливые валаамские гости служили в Благовещенской часовне благодарственный молебен, а из Каретно-конюшенного дома их вещи послушники поднимали вверх, к гостинице и собору. Сейчас в здании Каретно-конюшенного дома располагается валаамский музей.

Сердце обители

Множество валаамских храмов и часовен стоит на возвышенных местах, и чтобы до них добраться, нужно совершить некоторое усилие. Пройдя от причала путь в 66 ступеней на тридцатиметровую гору Фавор, гости монастыря могут оценить прекрасный вид на Спасо-Преображенский собор, главный монастырский храм.
Собор поражает своим величием. Высота колокольни – 73 м, в куполе – 42 м (аналогична высота шпиля петербургского Адмиралтейства).
Свой современный облик он приобрел к 1896 году. Удивительно, что собор возводили монахи своими силами, строительством руководили три профессиональных архитектора – А. Я. Силин, Г. И. Карпов, Н. Д. Прокофьев.
Стиль, в котором построен храм, соединяет в себе два основных направления русской храмовой архитектуры второй половины XIX века – византийское и русское. И интерьер храма также совмещает аналогичную эклектику: нижний храм, освященный в честь преподобных Сергия и Германа (престольные праздники 11 июля и 24 сентября), является по стилю греческим, верхний (Преображенский) – русским.

Остров тишины

Один из оплотов русского православия расположен в удивительной природной среде… Есть что-то в самом ее характере умиротворяющее душу, она будто бы иллюстрирует слова Лермонтова о том, как «пустыня внемлет Богу». «В обители глухая тишина: дремлет Валаам под усыпляющий шепот сосен, под всплески Ладоги; а здесь уж не тишина, а глуше и глубже тишины: покой», – писал о своих ощущениях после поездки на остров И. С. Шмелев.
Валаам – таинственный остров Божественной тишины. Путешествуя по богатым природным красотам, посещая храмы, скиты, валаамский путешественник, будь то паломник или даже простой турист, ощущает: это необычное место, здесь присутствует что-то особенное, порой трудно выразимое в словах. Один экскурсовод рассказывал о своих переживаниях, что на острове действительно входишь в тайну Великой Субботы, когда «молчит всякая плоть человеча».

Феноменальная природа

Д.И.Менделеев, совершая путешествие по «Северному Афону», справедливо отметил, что характер валаамской природы является феноменальным. На сегодняшний день природные особенности островов хорошо изучены. Их площадь составляет 36 кв. км, а на долю главного острова, дающего название всему архипелагу, приходится примерно 2/3 – 28 кв. км. Ежегодно Валаам посещают 100 тысяч путешественников, из которых примерно 10% являются паломниками, остальные – туристы. Для природы острова такое обилие приезжающих порой является непосильной нагрузкой. Охраной «феноменальной природы» «дивных островов» занимается Валаамское лесничество и созданный в 1999 г. правительством Карелии Природный парк.
Острова архипелага имеют тектоническое происхождение, они сформировались на месте встречи двух гигантских геологических структур – с севера Балтийского кристаллического щита и с юга Русской платформы. Подъем магмы в районе разлома на поверхность и внедрение ее в земную кору привели к образованию интрузии (от латинского intrusus – «вытолкнутый») – дугообразной возвышенности, тянущейся по дну северной Ладоги с запада на восток. Ее вершиной и является Валаамский архипелаг.
На островах архипелага встречается 500 видов высших сосудистых растений и более 200 видов лишайников, что составляет 45% от общего количества видов флоры Карелии. По своему географическому положению Валаам лежит на самой границе подзоны южной тайги, и на его территории происходит стык ареалов обитания растений разных климатических зон. Рельеф островов неравномерен, и на островах встречается не только лесная и скальная флора, но также водная, луговая и прибрежная. 80% территории острова занимает лес, который, между прочим, очень богат на грибы – их здесь не менее 700 видов.

Животный мир архипелага не так разнообразен, как растительный. Любопытный факт: на Валааме почти не водятся хищники. Зимой по льду на острова изредка заходят волки и рыси, а постоянно живут только лисы, куницы и горностаи. Самым крупным обитателем островов является лось. Но, к сожалению, архипелаг может прокормить лишь 3-4 взрослые особи, а их количество порой достигает 50, поэтому сотрудникам лесхоза приходится ежегодно их отстреливать. Очень богат мир валаамских птиц: учеными отмечено 222 вида, из которых гнездятся только 120.
Самым экзотическим обитателем «дивных островов», занесенным в Красную книгу России, является ладожская кольчатая нерпа – разновидность пресноводного тюленя. Подобные ей виды сохранились на Земле только в двух озерах – на Байкале и в финском озере Сайма. На Валааме нерпы облюбовали плоские, лежащие на северо-восточной оконечности архипелага Крестовые острова, здесь у нее релаксационные залежки (она отдыхает после охоты) и большой выбор питания: в водах Ладоги близ Валаама встречается 58 видов рыб.

Ладожское озеро, омывающее острова архипелага, – одно из 253 великих озер мира, крупнейший пресноводный водоем Европы. Его площадь – 18 тыс. кв. км – сравнима с площадью Израиля. Один ученый, говоря о Ладоге, приводил интересный образ: если всё человечество разом опустится в озеро, уровень воды поднимется всего-то лишь на 3 см. Именно Ладожское озеро влияет на климат, сглаживая сезонные проявления. Огромные массы воды медленно нагреваются и медленно остывают, что приводит к задержке времен года примерно на 14-15 дней. Зимой на архипелаге не холодно (средняя температура самого холодного месяца – февраля – 8 градусов мороза), а летом – не жарко (средняя температура – всего 17-18 градусов).

Как добраться

Навигация на Валаам длится с мая по сентябрь. Маршруты и программы путешествий по острову можно выбрать на любой вкус. Туристы обычно приплывают на теплоходах на полдня либо на один день, посещают одну-две продолжительные экскурсии. Паломнические поездки чаще всего длятся от трех дней. Есть свои программы для тех, кто хочет бесплатно потрудиться на благо обители – для трудников и волонтеров. Поле деятельности в монастыре обширно: сады, огороды, помощь в гостиницах. До революции братия насчитывала 1000 человек, сейчас – более чем в 4 раза меньше, поэтому своими силами монашествующим сейчас трудно справиться.
Паломники и волонтеры добираются в основном на малом флоте («метеорах» – теплоходах на подводных крыльях или теплоходах типа «ОМ»). При желании на остров можно приплыть не с паломнической группой, а своим ходом из Приозерска или Сортавалы. Выбранная программа пребывания и вид транспорта влияет на стоимость поездки.

Призывающий остров

В дореволюционное время на остров любили приезжать представители творческой интеллигенции: художники (И.Шишкин, Джогин, Гинэ, Васильев, А.Куинджи, П. Балашов, Н.Рерих), писатели (Н.Лесков, А.Дюма, И.Шмелев, Б.Зайцев), поэты (Ф.Тютчев, Н.Апухтин), композиторы (А.Глазунов, П.Чайковский), Д.Менделеев, философ В.Соловьев, В.Немирович-Данченко (популярный публицист, родной брат основателя МХАТа) и многие другие. Также известно, что Валаам посещали некоторые церковные деятели (свт. Игнатий Брянчанинов, Патриарх Алексий II), цари и представители династии Романовых (Александр I, Александр II с семьей, Великий князь Дмитрий Константинович – внук императора Николая I, Александр III и другие). И для многих путешественников валаамское паломничество становилось событием, перевернувшим жизнь, хотя его смысл открывался порой не сразу.
Так, например, И. С. Шмелев во многом благодаря посещению «дивного острова» выбрал для себя писательский путь: «Думал ли я тогда, у лесной часовни, что всё это как-то отзовется в жизни, как-то в нее вольется и определится? И вот, определилось. Связал меня Валаам с собой. Вспоминается слово, сказанное нам схимником о. Сысоем, в скиту Коневском, неосознанное тогда, теперь, для меня, раскрывшееся: «Дай вам Господь получить то, за чем приехали». Тогда подумалось – а за чем мы приехали? Так приехали, ни за чем… проехаться. И вот, определилось, что – за чем-то, что было надо, что стало целью и содержанием всей жизни, что поглотило, закрыло жизнь, – нашу жизнь».

Всехсвятский скит


Коневский скит


Смоленский скит





Источник
« Кот Постник — о Великом посте
Зачем Богу нужно было создавать мир? »
  • +11

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.