Трагическая история протоиерея Иоанна Русановича
Несмотря на многочисленные истязания и пытки, протоиерей Иоанн Русанович не отрекся от веры и не сделал наговор на себя и ближних, поэтому его фактически убили на допросах за пять дней до окончания следствия. Случилось это в 6 утра 8 января (н.ст.) 1939 года, на второй день после Рождества Христова.
Протоиерей Иоанн Русанович. Бровары, 1918 г.
Род Русановичей имеет более чем 500-летнюю историю, среди его представителей – крупные землевладельцы, казачьи старшины, политические и религиозные деятели. Вторая половина XIX века и первая половина ХХ-го отмечены в истории села Гоголева (ныне Броварской р-н Киевской области) тем, что священниками в здешних храмах служили исключительно представители рода Русановичей.
Протоиерей Иоанн Русанович родился в 1875 году в с. Гоголеве в семье православного священника Симеона Русановича, настоятеля гоголевской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Второй сын отца Симеона Александр также был священником, служил в Свято-Троицкой церкви г. Бровары, а затем сменил отца в гоголевской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, умер во время голода 1933 года. Сын отца Александра, Дмитрий, выпускник Киевской духовной семинарии, был расстрелян НКВД 26 мая 1938 года. Его дочь Татьяна Дмитриевна и передала нам материалы о брате своего деда – мученике протоиерее Иоанне.
До 1906 года И.С. Русанович служил почтово-телеграфным служащим (с 1902 г. в Киеве). В 1906 году принял рукоположение во священника и служил в Петропавловской церкви города Бровары. В это время его брат отец Александр Русанович служил священником в Свято-Троицкой церкви того же города. После революционных лихолетий 1920-х годов и начала гонений на Православную Церковь отец Иоанн Русанович переехал в с. Плоское, где служил настоятелем местного приходского храма. Коммунистический режим и декларацию о лояльности советской власти 1927 года отец Иоанн не принял, считал себя «тихоновцем». В связи с гонениями на Церковь храм в с. Плоское был закрыт большевиками, и отец Иоанн нелегально перебрался в родное село Гоголев, в отцовский дом, где жил его брат священник Александр. Пережив искусственно учиненный большевиками голодомор и потеряв в эти страшные годы родного брата – священника Александра, умершего голодной смертью, отец Иоанн организовал в отчем доме катакомбный домовой храм, где нелегально совершал богослужения, крестил детей, проводил собрания верующих.
Протоиерей Александр Русанович с семьей на пороге отчего дома в с. Гоголеве
25 августа 1938 года стало началом восхождения на Голгофу отца Иоанна Русановича. Его арестовали по представлению начальника Броварского РО НКВД Кисиленко и с санкции прокурора Гринберга. Видимо, немаловажную роль сыграла и справка-характеристика за подписью тогдашнего председателя сельсовета, которая сохранилась в архивном деле № 18330-ФП.
Справка-характеристика председателя Гоголевского сельсовета, доносившего, что о. Иоанн тайно на дому совершал богослужения и крестил детей
Вот данные судебного дела № 89379, которые свидетельствуют, что, согласно ст. 54.10 УК УССР, на дому у отца Иоанна Русановича 25 августа 1938 года был произведен работниками НКВД обыск, в ходе которого у отца Иоанна изъято:
наперсный крест серебряный – 1;
ручной крест медный – 1;
бархатная камилавка (бархат старый) – 1;
палица – 1;
пояс – 1;
епитрахиль – 2;
крестильная купель – 1;
разных божественных книг – 53;
папка с адресами – 1.
На момент ареста отцу Иоанну было 63 года. В деле отмечено, что его супруге Антонине Александровне было 58 лет.
Палачи НКВД ставили перед собой задачу «выбить» из отца Иоанна признание в шпионской деятельности. Сразу скажем, что следствию это не удалось. Отец Иоанн оказался человеком-скалой. Его не сломили ужасные издевательства палачей-богоборцев, пытки и мучения. В тюрьме НКВД он вел себя мужественно, героически, с честью, даже поддерживал сокамерников, что подтвердил специально подсаженный к нему Н.Ф. Юрек, житель с. Туринцы Ржищевского района.
Допрос отца Иоанна проводил начальник Ржищевского РО НКВД сержант Карчевский. Благодаря его детальным записям в протоколе мы имеем возможность соприкоснуться с непоколебимым духом отца Иоанна. Временами его ответы звучат даже иронично: например, на вопрос, кто входил в подпольную контрреволюционную организацию, которой он будто бы руководил, отец Иоанн отвечал: «Арестованные и сосланные советской властью служители культа и сельские бабки».
Вот некоторые показания свидетелей и ответы отца Иоанна Русановича.
21 сентября 1938 года. Из протокола допроса Конаха Л.И., 1898 г.р., бухгалтера промартели «Красный ткач» с. Гоголева:
«Квартира Русановича была местом сборища контрреволюционеров с. Гоголева и попов из других сел – Плоского, Свитильного и других, фамилий я не знаю».
9 октября 1938 года. Ячник Я.Г., 1897 г.р., завхоз артели «Красный ткач» с. Гоголева:
«Русанович происходит из семьи служителей культа, попов и сам был попом. В начале революции был служителем культа в с. Плоское, а потом, приблизительно в 1928–1929 гг., прибыл в Гоголев, так как приход в Плоском был закрыт. В Гоголеве продолжал осуществлять религиозные обряды. Вызывали его в сельсовет, требовали подписку, что не будет совершать обряды.
Он говорил: “Советская власть напрасно закрыла церкви, ей не сегодня-завтра придется их открывать. Веруйте в Бога, ибо написано было на небесах, что иначе погибнете”».
9 октября 1938 года (очная ставка):
Ячник Я.Г.: «Проводил подрывную деятельность, призывал, чтоб верили в Бога».
Русанович И.С.: «Да, это подтверждаю, но в Гоголев прибыл не в 1928, а в 1934 году».
14 октября 1938 года. Из протокола допроса свидетеля Дейнеко А.Ф., 1893 г.р., с. Гоголев, контролера сберкассы:
«Русанович по своим убеждениям ярый монархист и большой антисемит. Распространял слухи о будущей войне. Его квартира была местом сборищ всевозможных контрреволюционных элементов, он устроил у себя дома нелегальную церковь, где проводил разные обряды. Я лично сообщал в сельсовет об этих фактах контрреволюционной деятельности Русановича».
Очная ставка:
Дейнеко А.Ф.: «Распространял контрреволюционные пораженческие слухи. Говорил, что на небе было написано: “Час расплаты наступит”».
Русанович: «Да, час расплаты наступит. Подтверждаю».
7 января 1939 года. Из показаний Логвиненко Ф.Р., 1906 г.р., кассира потребкооперации: «Крестил детей, является контрреволюционным человеком».
Вот другие выдержки из протокола допроса протоиерея Иоанна Русановича.
Ответы И.С. Русановича:
«Советская власть не в состоянии перевоспитать сознание людей, она думает, что убьет религию в народе, но это неправильно, народ верил и будет верить. Вот возьмите перепись 1936 года: 75% населения записались верующими, а поскольку советской власти это невыгодно, будут проводить повторно, чтобы исказить истину».
«Да, я говорил, что мы живем в нищете, в голоде и холоде, а при этом у нас отбирают и нашу духовную пищу – церковь и веру, всячески ее преследуют. Да, подтверждаю, я говорил, что с этой властью придет диавол. Вот возьмите 1933 год. Тогда правительство специально устроило голод, чтобы умертвить 22 миллиона людей, об этом советская власть умалчивает, но народ помнит и не забудет».
«Да, я совершал религиозные обряды – крещения детей, чтобы они имели Божию защиту, совершал у себя дома молебны и богослужения и говорил о колхозах как о нежизнеспособной системе, что ведет к обнищанию колхозников. Да, я пробуждал религиозные чувства крестьян, говорил, чтобы верили в Бога, иначе погибнут».
Вопрос следователя НКВД: «В 1932 году вы говорили Савеленко Марте и Савеленко Ольге, что скоро к власти придет Гитлер».
Ответ: «Это и случилось».
Вопрос: «Вы уклоняетесь от дачи исчерпывающих показаний о вашей контрреволюционной деятельности. Вы, будучи арестованным, в камере проводили контрреволюционную деятельность. Рассказывайте об этом».
Ответ:
«Да, арестованные в камере интересовались, какое положение на свободе и что слышно, какая их ждет доля. На этот интерес я отвечал: Советский Союз ожидает та же доля, что Австрию и Чехословакию. Красная армия, безусловно, не сможет выстоять против техники и могущества Германии. Да, я говорил, что в СССР армия недисциплинированная, а техника слабая. Советская власть сама порождает себе врагов, она у крестьян забирает продукты, а ныне и промтовары мы поставляем в Испанию и Китай, все, что есть лучшего в стране, отправляем туда, а сами сидим голодные и ободранные».
«Да, я говорил, что Германия собирается напасть на Советский Союз, а наша армия не способна дать отпор, комсостав также неквалифицированный, вот хотя бы такой факт: советское правительство обратилось с просьбой в Маньчжурию к офицерам царской армии, чтобы они возвращались в Россию командовать Красной армией, а из этого выходит, что не сегодня-завтра война. Арестованные, которые меня слушали, относились ко мне с полным доверием, особенно по вопросам о международном положении».
Вопрос: «Вы говорили Волошину Александру, Строкач Дарии, Какун Марии, что советская власть вечно существовать не будет?»
Из ответов отца Иоанна: «Нас вспомнят и оправдают. Час расплаты наступит – так написано на небесах»
Ответ:
«Да, при совместном чтении газет я говорил об этом. Подтверждаю, я говорил, что когда-то к власти придут культурные и грамотные люди, они вспомнят нас и оправдают. Час расплаты наступит – так написано на небесах».
Как видим, поведение отца Иоанна на допросах твердое, исполненное высокого достоинства и глубокой веры, а его слова – пророческие…
Из обвинительного вывода 9 октября 1938 года:
«В Броварской РО НКВД поступили данные о том, что житель с. Гоголев Русанович Иван Семенович проводит подпольную контрреволюционную деятельность. На основе этих данных 25.08.1938 г. Русанович И.С. был арестован и привлечен к уголовной ответственности. Следствием по этому делу установлено, что Русанович является служителем культа – попом старославянской монархической ориентации, проводил контрреволюционную деятельность. Пробуждая религиозные чувства населения, вовлек в свою группу служителей культа Квятковского Василия, с. Свитильное, Платонова Феодосия, с. Русанов, Погребовского, с. Лемеши Козелецкого р-на, Полянского Гавриила, с. Гоголев, казначея потребсоюза (которые все осуждены).
Каждое воскресенье под видом молебного служения собирал у себя дома верующих из окрестных сел, таких как Крикун Агафон, Борисполец Уляна Давидовна, Шевель Евфимия, Осьмак Христина, все из Гоголева, Павелко, Луста Роман и другие.
В 1932 году он говорил Волошину Александру, Строкач Дарии, Какун Марии, чтобы верили в Бога. Вел разговоры с жителями села Гоголев Савеленко Мартой и Ольгой об этом же.
Находясь в камере, Русанович проводил контрреволюционную религиозную пропаганду. Его антисоветская деятельность подтверждается показаниями свидетелей и очными ставками».
Последние допросы отца Иоанна проводились уже в самой камере, поскольку подсудимый после многочисленных истязаний и избиений не мог ходить. Вот записи об этом от 27 декабря 1938 года и 3 января 1939 года: «Заключенный Русанович И.С. идти на допрос не может».
Поскольку отец Иоанн категорически отказывался на допросах называть имена своих единомышленников и давать показания о них, чекистские палачи пытали его с изощренной жестокостью. Отцу Иоанну в тюрьме НКВД искалечили ноги, однако духовно сломить его так и не удалось: он не оговорил себя и не выдал ни одного из своих единомышленников.
7 января, на Рождество Христово, состоялся последний допрос в жизни отца Иоанна: в камере ему устроили очную ставку с кассиром гоголевской потребкооперации Логвиненко Ф.Р., который подтвердил крещение детей. Других доказательств не было. Очевидно, сотрудники НКВД их так усиленно «добывали», что на следующий после Рождества Христова день – 8 января 1939 года – в 6 часов утра протоиерей Иоанн мученически скончался. Это засвидетельствовано такой записью в деле:
«Секретно. Начальнику 1-го спецотдела УДБ КВУ НКВД. Сообщаем, что арестованный Русанович Иван Семенович, который числится за вами, умер в больнице тюрьмы г. Киева 08.01.1939 г. Труп подлежит вскрытию, после чего акт вам будет выслан дополнительно.
Приложение: копия акта о смерти.
Начальник тюрьмы г. Киева лейтенант Д.Б. Якушев»
Интересно, что самого акта о смерти в деле нет.
Одна из многочисленных справок свидетельствует, что вещественных доказательств по делу нет. Срок рассмотрения дела – до 13 января 1939 года.
Поскольку несгибаемый отец Иоанн Русанович, несмотря на многочисленные истязания и пытки, так и не сделал наговор на себя и других, его фактически убили на допросах за пять дней до окончания следствия.
В центре родной брат о. Иоанна о. Александр Русанович, второй слева – сын о. Александра и племянник о. Иоанна Д.А. Русанович, расстрелянный 26 мая 1938 г.
Ранее, 26 мая 1938 года, в застенках НКВД был расстрелян племянник отца Иоанна – выпускник Киевской духовной семинарии Д.А. Русанович.
Их тела предположительно были зарыты на «спецучастке НКВД УССР» в Быковнянском лесу близ Киева.
Выписка из акта тройки УНКВД Киевской области о приговоре Д.А. Русановича к расстрелу
Как известно, на этот спецучасток в Быковнянском лесу, огороженный высоким забором и колючей проволокой, с 5 августа 1937 года по 17 сентября 1941 года каждую ночь свозили из Киева тела «врагов народа», расстрелянных в тюрьмах НКВД. Убитых загружали после полуночи на «полуторки» и под охраной тайно привозили сюда, сбрасывали в предварительно вырытые ямы и засыпали известью и грунтом.
По далеко не полным данным, на территории «спецучастка НКВД УССР» в Быковнянском лесу в 1937–1938 годах было зарыто в «братских могилах» не менее 30–35 тысяч расстрелянных жителей Киева и области, а также более 3,5 тысяч иностранных граждан. Другие исследователи считают, что здесь погребено около 100 тысяч жертв.
«Спецучасток НКВД УССР» в Быковнянском лесу является наибольшим захоронением среди подобных на территории Украины, а также входит в тройку наибольших массовых захоронений жертв сталинских репрессий в бывшем СССР наряду с Катынью и Бутово.
Сергей Шумило, Мария Овдиенко
Протоиерей Иоанн Русанович. Бровары, 1918 г.
Род Русановичей имеет более чем 500-летнюю историю, среди его представителей – крупные землевладельцы, казачьи старшины, политические и религиозные деятели. Вторая половина XIX века и первая половина ХХ-го отмечены в истории села Гоголева (ныне Броварской р-н Киевской области) тем, что священниками в здешних храмах служили исключительно представители рода Русановичей.
Протоиерей Иоанн Русанович родился в 1875 году в с. Гоголеве в семье православного священника Симеона Русановича, настоятеля гоголевской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Второй сын отца Симеона Александр также был священником, служил в Свято-Троицкой церкви г. Бровары, а затем сменил отца в гоголевской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, умер во время голода 1933 года. Сын отца Александра, Дмитрий, выпускник Киевской духовной семинарии, был расстрелян НКВД 26 мая 1938 года. Его дочь Татьяна Дмитриевна и передала нам материалы о брате своего деда – мученике протоиерее Иоанне.
До 1906 года И.С. Русанович служил почтово-телеграфным служащим (с 1902 г. в Киеве). В 1906 году принял рукоположение во священника и служил в Петропавловской церкви города Бровары. В это время его брат отец Александр Русанович служил священником в Свято-Троицкой церкви того же города. После революционных лихолетий 1920-х годов и начала гонений на Православную Церковь отец Иоанн Русанович переехал в с. Плоское, где служил настоятелем местного приходского храма. Коммунистический режим и декларацию о лояльности советской власти 1927 года отец Иоанн не принял, считал себя «тихоновцем». В связи с гонениями на Церковь храм в с. Плоское был закрыт большевиками, и отец Иоанн нелегально перебрался в родное село Гоголев, в отцовский дом, где жил его брат священник Александр. Пережив искусственно учиненный большевиками голодомор и потеряв в эти страшные годы родного брата – священника Александра, умершего голодной смертью, отец Иоанн организовал в отчем доме катакомбный домовой храм, где нелегально совершал богослужения, крестил детей, проводил собрания верующих.
25 августа 1938 года стало началом восхождения на Голгофу отца Иоанна Русановича. Его арестовали по представлению начальника Броварского РО НКВД Кисиленко и с санкции прокурора Гринберга. Видимо, немаловажную роль сыграла и справка-характеристика за подписью тогдашнего председателя сельсовета, которая сохранилась в архивном деле № 18330-ФП.
Справка-характеристика председателя Гоголевского сельсовета, доносившего, что о. Иоанн тайно на дому совершал богослужения и крестил детей
Вот данные судебного дела № 89379, которые свидетельствуют, что, согласно ст. 54.10 УК УССР, на дому у отца Иоанна Русановича 25 августа 1938 года был произведен работниками НКВД обыск, в ходе которого у отца Иоанна изъято:
наперсный крест серебряный – 1;
ручной крест медный – 1;
бархатная камилавка (бархат старый) – 1;
палица – 1;
пояс – 1;
епитрахиль – 2;
крестильная купель – 1;
разных божественных книг – 53;
папка с адресами – 1.
На момент ареста отцу Иоанну было 63 года. В деле отмечено, что его супруге Антонине Александровне было 58 лет.
Палачи НКВД ставили перед собой задачу «выбить» из отца Иоанна признание в шпионской деятельности. Сразу скажем, что следствию это не удалось. Отец Иоанн оказался человеком-скалой. Его не сломили ужасные издевательства палачей-богоборцев, пытки и мучения. В тюрьме НКВД он вел себя мужественно, героически, с честью, даже поддерживал сокамерников, что подтвердил специально подсаженный к нему Н.Ф. Юрек, житель с. Туринцы Ржищевского района.
Допрос отца Иоанна проводил начальник Ржищевского РО НКВД сержант Карчевский. Благодаря его детальным записям в протоколе мы имеем возможность соприкоснуться с непоколебимым духом отца Иоанна. Временами его ответы звучат даже иронично: например, на вопрос, кто входил в подпольную контрреволюционную организацию, которой он будто бы руководил, отец Иоанн отвечал: «Арестованные и сосланные советской властью служители культа и сельские бабки».
Вот некоторые показания свидетелей и ответы отца Иоанна Русановича.
21 сентября 1938 года. Из протокола допроса Конаха Л.И., 1898 г.р., бухгалтера промартели «Красный ткач» с. Гоголева:
«Квартира Русановича была местом сборища контрреволюционеров с. Гоголева и попов из других сел – Плоского, Свитильного и других, фамилий я не знаю».
9 октября 1938 года. Ячник Я.Г., 1897 г.р., завхоз артели «Красный ткач» с. Гоголева:
«Русанович происходит из семьи служителей культа, попов и сам был попом. В начале революции был служителем культа в с. Плоское, а потом, приблизительно в 1928–1929 гг., прибыл в Гоголев, так как приход в Плоском был закрыт. В Гоголеве продолжал осуществлять религиозные обряды. Вызывали его в сельсовет, требовали подписку, что не будет совершать обряды.
Он говорил: “Советская власть напрасно закрыла церкви, ей не сегодня-завтра придется их открывать. Веруйте в Бога, ибо написано было на небесах, что иначе погибнете”».
9 октября 1938 года (очная ставка):
Ячник Я.Г.: «Проводил подрывную деятельность, призывал, чтоб верили в Бога».
Русанович И.С.: «Да, это подтверждаю, но в Гоголев прибыл не в 1928, а в 1934 году».
14 октября 1938 года. Из протокола допроса свидетеля Дейнеко А.Ф., 1893 г.р., с. Гоголев, контролера сберкассы:
«Русанович по своим убеждениям ярый монархист и большой антисемит. Распространял слухи о будущей войне. Его квартира была местом сборищ всевозможных контрреволюционных элементов, он устроил у себя дома нелегальную церковь, где проводил разные обряды. Я лично сообщал в сельсовет об этих фактах контрреволюционной деятельности Русановича».
Очная ставка:
Дейнеко А.Ф.: «Распространял контрреволюционные пораженческие слухи. Говорил, что на небе было написано: “Час расплаты наступит”».
Русанович: «Да, час расплаты наступит. Подтверждаю».
7 января 1939 года. Из показаний Логвиненко Ф.Р., 1906 г.р., кассира потребкооперации: «Крестил детей, является контрреволюционным человеком».
Вот другие выдержки из протокола допроса протоиерея Иоанна Русановича.
Ответы И.С. Русановича:
«Советская власть не в состоянии перевоспитать сознание людей, она думает, что убьет религию в народе, но это неправильно, народ верил и будет верить. Вот возьмите перепись 1936 года: 75% населения записались верующими, а поскольку советской власти это невыгодно, будут проводить повторно, чтобы исказить истину».
«Да, я говорил, что мы живем в нищете, в голоде и холоде, а при этом у нас отбирают и нашу духовную пищу – церковь и веру, всячески ее преследуют. Да, подтверждаю, я говорил, что с этой властью придет диавол. Вот возьмите 1933 год. Тогда правительство специально устроило голод, чтобы умертвить 22 миллиона людей, об этом советская власть умалчивает, но народ помнит и не забудет».
«Да, я совершал религиозные обряды – крещения детей, чтобы они имели Божию защиту, совершал у себя дома молебны и богослужения и говорил о колхозах как о нежизнеспособной системе, что ведет к обнищанию колхозников. Да, я пробуждал религиозные чувства крестьян, говорил, чтобы верили в Бога, иначе погибнут».
Вопрос следователя НКВД: «В 1932 году вы говорили Савеленко Марте и Савеленко Ольге, что скоро к власти придет Гитлер».
Ответ: «Это и случилось».
Вопрос: «Вы уклоняетесь от дачи исчерпывающих показаний о вашей контрреволюционной деятельности. Вы, будучи арестованным, в камере проводили контрреволюционную деятельность. Рассказывайте об этом».
Ответ:
«Да, арестованные в камере интересовались, какое положение на свободе и что слышно, какая их ждет доля. На этот интерес я отвечал: Советский Союз ожидает та же доля, что Австрию и Чехословакию. Красная армия, безусловно, не сможет выстоять против техники и могущества Германии. Да, я говорил, что в СССР армия недисциплинированная, а техника слабая. Советская власть сама порождает себе врагов, она у крестьян забирает продукты, а ныне и промтовары мы поставляем в Испанию и Китай, все, что есть лучшего в стране, отправляем туда, а сами сидим голодные и ободранные».
«Да, я говорил, что Германия собирается напасть на Советский Союз, а наша армия не способна дать отпор, комсостав также неквалифицированный, вот хотя бы такой факт: советское правительство обратилось с просьбой в Маньчжурию к офицерам царской армии, чтобы они возвращались в Россию командовать Красной армией, а из этого выходит, что не сегодня-завтра война. Арестованные, которые меня слушали, относились ко мне с полным доверием, особенно по вопросам о международном положении».
Вопрос: «Вы говорили Волошину Александру, Строкач Дарии, Какун Марии, что советская власть вечно существовать не будет?»
Из ответов отца Иоанна: «Нас вспомнят и оправдают. Час расплаты наступит – так написано на небесах»
Ответ:
«Да, при совместном чтении газет я говорил об этом. Подтверждаю, я говорил, что когда-то к власти придут культурные и грамотные люди, они вспомнят нас и оправдают. Час расплаты наступит – так написано на небесах».
Как видим, поведение отца Иоанна на допросах твердое, исполненное высокого достоинства и глубокой веры, а его слова – пророческие…
Из обвинительного вывода 9 октября 1938 года:
«В Броварской РО НКВД поступили данные о том, что житель с. Гоголев Русанович Иван Семенович проводит подпольную контрреволюционную деятельность. На основе этих данных 25.08.1938 г. Русанович И.С. был арестован и привлечен к уголовной ответственности. Следствием по этому делу установлено, что Русанович является служителем культа – попом старославянской монархической ориентации, проводил контрреволюционную деятельность. Пробуждая религиозные чувства населения, вовлек в свою группу служителей культа Квятковского Василия, с. Свитильное, Платонова Феодосия, с. Русанов, Погребовского, с. Лемеши Козелецкого р-на, Полянского Гавриила, с. Гоголев, казначея потребсоюза (которые все осуждены).
Каждое воскресенье под видом молебного служения собирал у себя дома верующих из окрестных сел, таких как Крикун Агафон, Борисполец Уляна Давидовна, Шевель Евфимия, Осьмак Христина, все из Гоголева, Павелко, Луста Роман и другие.
В 1932 году он говорил Волошину Александру, Строкач Дарии, Какун Марии, чтобы верили в Бога. Вел разговоры с жителями села Гоголев Савеленко Мартой и Ольгой об этом же.
Находясь в камере, Русанович проводил контрреволюционную религиозную пропаганду. Его антисоветская деятельность подтверждается показаниями свидетелей и очными ставками».
Последние допросы отца Иоанна проводились уже в самой камере, поскольку подсудимый после многочисленных истязаний и избиений не мог ходить. Вот записи об этом от 27 декабря 1938 года и 3 января 1939 года: «Заключенный Русанович И.С. идти на допрос не может».
Поскольку отец Иоанн категорически отказывался на допросах называть имена своих единомышленников и давать показания о них, чекистские палачи пытали его с изощренной жестокостью. Отцу Иоанну в тюрьме НКВД искалечили ноги, однако духовно сломить его так и не удалось: он не оговорил себя и не выдал ни одного из своих единомышленников.
7 января, на Рождество Христово, состоялся последний допрос в жизни отца Иоанна: в камере ему устроили очную ставку с кассиром гоголевской потребкооперации Логвиненко Ф.Р., который подтвердил крещение детей. Других доказательств не было. Очевидно, сотрудники НКВД их так усиленно «добывали», что на следующий после Рождества Христова день – 8 января 1939 года – в 6 часов утра протоиерей Иоанн мученически скончался. Это засвидетельствовано такой записью в деле:
«Секретно. Начальнику 1-го спецотдела УДБ КВУ НКВД. Сообщаем, что арестованный Русанович Иван Семенович, который числится за вами, умер в больнице тюрьмы г. Киева 08.01.1939 г. Труп подлежит вскрытию, после чего акт вам будет выслан дополнительно.
Приложение: копия акта о смерти.
Начальник тюрьмы г. Киева лейтенант Д.Б. Якушев»
Интересно, что самого акта о смерти в деле нет.
Одна из многочисленных справок свидетельствует, что вещественных доказательств по делу нет. Срок рассмотрения дела – до 13 января 1939 года.
Поскольку несгибаемый отец Иоанн Русанович, несмотря на многочисленные истязания и пытки, так и не сделал наговор на себя и других, его фактически убили на допросах за пять дней до окончания следствия.
В центре родной брат о. Иоанна о. Александр Русанович, второй слева – сын о. Александра и племянник о. Иоанна Д.А. Русанович, расстрелянный 26 мая 1938 г.
Ранее, 26 мая 1938 года, в застенках НКВД был расстрелян племянник отца Иоанна – выпускник Киевской духовной семинарии Д.А. Русанович.
Их тела предположительно были зарыты на «спецучастке НКВД УССР» в Быковнянском лесу близ Киева.
Выписка из акта тройки УНКВД Киевской области о приговоре Д.А. Русановича к расстрелу
Как известно, на этот спецучасток в Быковнянском лесу, огороженный высоким забором и колючей проволокой, с 5 августа 1937 года по 17 сентября 1941 года каждую ночь свозили из Киева тела «врагов народа», расстрелянных в тюрьмах НКВД. Убитых загружали после полуночи на «полуторки» и под охраной тайно привозили сюда, сбрасывали в предварительно вырытые ямы и засыпали известью и грунтом.
По далеко не полным данным, на территории «спецучастка НКВД УССР» в Быковнянском лесу в 1937–1938 годах было зарыто в «братских могилах» не менее 30–35 тысяч расстрелянных жителей Киева и области, а также более 3,5 тысяч иностранных граждан. Другие исследователи считают, что здесь погребено около 100 тысяч жертв.
«Спецучасток НКВД УССР» в Быковнянском лесу является наибольшим захоронением среди подобных на территории Украины, а также входит в тройку наибольших массовых захоронений жертв сталинских репрессий в бывшем СССР наряду с Катынью и Бутово.
Сергей Шумило, Мария Овдиенко
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.