Молитва как взросление души
Безусловно, молитва — это живой, доверительный и предельно откровенный разговор с Богом. Молящийся человек ощущает себя предстоящим перед Господом, воспринимает себя и окружающий мир в свете этого ощущения. Однако, чтобы наша молитва действительно стала таким разговором, необходимо трудиться.
Можно провести аналогию с взрослением. Проходят годы, прежде чем ребенок оказывается в состоянии осмысленно общаться с другими людьми: адекватно выражать мысли и чувства, правильно строить фразы, делать логические умозаключения и т. д. Все это время он находится в процессе непрерывного обучения: слушает, как общаются между собой взрослые, делает попытки — поначалу неуклюжие — сказать что-то, произносит отдельные слова, которые потом складываются в словосочетания и предложения. Ему читают книжки, он учит стихи, выполняет упражнения с логопедом. Похожие вещи происходят в любой сфере нашей деятельности. Чтобы в чем-то достичь успеха, необходимо трудиться, упражняться, постепенно овладевать соответствующими навыками. И духовная жизнь, важная составляющая которой — молитва, не является исключением.
Человеку, не знакомому с культурой молитвы, не имеющему перед глазами примера того, что значит молиться, очень сложно взять и, что называется, «с мороза» вступить в разговор с Богом. Для этого нужна внутренняя сосредоточенность, умиротворенность, трезвая оценка своего духовного состояния. Нужен духовный опыт. Помочь приобрести его и призваны так называемые молитвенные правила — т. е. молитвы, составленные в определенной последовательности, которые Церковь рекомендует совершать ежедневно, по меньшей мере утром и вечером.|
«Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего Божественного и духовного, хотя б она была и богата мудростью мира сего, — писал о молитвенном правиле святитель Игнатий (Брянчанинов). — По причине этого неведения она не знает, как и сколько должно ей молиться. Для вспомоществования младенчествующей душе святая Церковь установила молитвенные правила. Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных боговдохновенными святыми отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени. Цель правила — доставить душе недостающее ей количество молитвенных мыслей и чувств, притом мыслей и чувств правильных, святых, точно — богоугодных. Такими мыслями и чувствованиями наполнены благодатные молитвы святых отцов» (Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты).
Только приобретя навык молитвы и опыт предстояния перед Богом через регулярное совершение молитвенного правила, мы впоследствии сможем входить в это благодатное состояние богообщения всякий раз, когда захотим. Да и само желание помолиться будет возникать чаще. Ведь откуда взяться молитвенному порыву, если у нас нет соответствующего опыта?
Надеяться на спонтанные порывы к молитве довольно наивно. Большая часть жизни современного человека проходит в заботах и суете. Он вечно чем-то озабочен, куда-то спешит, раздражен, рассеян или слишком устал. Имея такое устроение души, молиться очень сложно, если не сказать — невозможно. И тут молитвенное правило помогает хотя бы несколько раз в день — утром, вечером, перед едой и после приема пищи — принудить себя к тому, чтобы успокоиться, сконцентрироваться, успокоить и преобразить мысли и чувства, ощутить присутствие Божие. Если же просто ждать, когда житейские попечения уйдут сами собой и нас посетит молитвенное вдохновение, можно безуспешно прождать всю жизнь. Это только кажется, что молиться легко. Многие святые и опытные подвижники свидетельствуют, что это, особенно поначалу, — тяжелый труд. Известно даже выражение: «молиться — кровь проливать».
Другое дело, что молитвенное правило может носить индивидуальный характер и подбираться с учетом обстоятельств жизни человека. Утреннее и вечернее правила, которые можно найти в наших молитвословах, были составлены довольно поздно. Это значит, что в разные времена люди молились по-разному. Неизменным оставалось только одно — каждодневность, регулярность молитвы. Хорошо, если мы можем прочитать все рекомендуемое Церковью правило или даже еще что-то сверх этого. Если же нет, можно обсудить этот вопрос со священником, который поможет определить объем молитвенного правила. Ведь важно не просто читать, но и понимать смысл произносимых слов, вникать в суть молитвы. Так шаг за шагом, ежедневно понуждая себя раскрыть молитвослов, мы сможем приобрести навык молитвы и развить в себе способность к богообщению. Только таким образом молитва войдет в нашу жизнь, станет ее неотъемлемой частью и из эпизодической преобразится в непрестанную. А вместе с ней придут тихая духовная радость и благодарность Богу за возможность ощущать Его и быть с Ним.
Евгений Мурзин
Можно провести аналогию с взрослением. Проходят годы, прежде чем ребенок оказывается в состоянии осмысленно общаться с другими людьми: адекватно выражать мысли и чувства, правильно строить фразы, делать логические умозаключения и т. д. Все это время он находится в процессе непрерывного обучения: слушает, как общаются между собой взрослые, делает попытки — поначалу неуклюжие — сказать что-то, произносит отдельные слова, которые потом складываются в словосочетания и предложения. Ему читают книжки, он учит стихи, выполняет упражнения с логопедом. Похожие вещи происходят в любой сфере нашей деятельности. Чтобы в чем-то достичь успеха, необходимо трудиться, упражняться, постепенно овладевать соответствующими навыками. И духовная жизнь, важная составляющая которой — молитва, не является исключением.
Человеку, не знакомому с культурой молитвы, не имеющему перед глазами примера того, что значит молиться, очень сложно взять и, что называется, «с мороза» вступить в разговор с Богом. Для этого нужна внутренняя сосредоточенность, умиротворенность, трезвая оценка своего духовного состояния. Нужен духовный опыт. Помочь приобрести его и призваны так называемые молитвенные правила — т. е. молитвы, составленные в определенной последовательности, которые Церковь рекомендует совершать ежедневно, по меньшей мере утром и вечером.|
«Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего Божественного и духовного, хотя б она была и богата мудростью мира сего, — писал о молитвенном правиле святитель Игнатий (Брянчанинов). — По причине этого неведения она не знает, как и сколько должно ей молиться. Для вспомоществования младенчествующей душе святая Церковь установила молитвенные правила. Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных боговдохновенными святыми отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени. Цель правила — доставить душе недостающее ей количество молитвенных мыслей и чувств, притом мыслей и чувств правильных, святых, точно — богоугодных. Такими мыслями и чувствованиями наполнены благодатные молитвы святых отцов» (Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты).
Только приобретя навык молитвы и опыт предстояния перед Богом через регулярное совершение молитвенного правила, мы впоследствии сможем входить в это благодатное состояние богообщения всякий раз, когда захотим. Да и само желание помолиться будет возникать чаще. Ведь откуда взяться молитвенному порыву, если у нас нет соответствующего опыта?
Надеяться на спонтанные порывы к молитве довольно наивно. Большая часть жизни современного человека проходит в заботах и суете. Он вечно чем-то озабочен, куда-то спешит, раздражен, рассеян или слишком устал. Имея такое устроение души, молиться очень сложно, если не сказать — невозможно. И тут молитвенное правило помогает хотя бы несколько раз в день — утром, вечером, перед едой и после приема пищи — принудить себя к тому, чтобы успокоиться, сконцентрироваться, успокоить и преобразить мысли и чувства, ощутить присутствие Божие. Если же просто ждать, когда житейские попечения уйдут сами собой и нас посетит молитвенное вдохновение, можно безуспешно прождать всю жизнь. Это только кажется, что молиться легко. Многие святые и опытные подвижники свидетельствуют, что это, особенно поначалу, — тяжелый труд. Известно даже выражение: «молиться — кровь проливать».
Другое дело, что молитвенное правило может носить индивидуальный характер и подбираться с учетом обстоятельств жизни человека. Утреннее и вечернее правила, которые можно найти в наших молитвословах, были составлены довольно поздно. Это значит, что в разные времена люди молились по-разному. Неизменным оставалось только одно — каждодневность, регулярность молитвы. Хорошо, если мы можем прочитать все рекомендуемое Церковью правило или даже еще что-то сверх этого. Если же нет, можно обсудить этот вопрос со священником, который поможет определить объем молитвенного правила. Ведь важно не просто читать, но и понимать смысл произносимых слов, вникать в суть молитвы. Так шаг за шагом, ежедневно понуждая себя раскрыть молитвослов, мы сможем приобрести навык молитвы и развить в себе способность к богообщению. Только таким образом молитва войдет в нашу жизнь, станет ее неотъемлемой частью и из эпизодической преобразится в непрестанную. А вместе с ней придут тихая духовная радость и благодарность Богу за возможность ощущать Его и быть с Ним.
Евгений Мурзин
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.