Как не следует ездить в паломничество?
О чем молиться, когда отправляешься в паломничество? На что обратить внимание? И как далеко следует ехать? Размышляет священник Максим Горожанкин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы села Песчанка Старооскольского района Белгородской области.
Одно из первых литературных воспоминаний о путешествии по святым местам Египта и Палестины, принадлежит автору IV века, – женщине по имени Эгерия. Ее паломничество продолжалось три года, на протяжении которых она подробно фиксировала все то что с ней происходило. «Путешествие Эгерии» пользовалось большой популярностью у христиан и было переведено с латыни на многие языки.
Всем, кто планирует отправиться в паломничество, можно взять на вооружение ее рассказ. Так, на Святой земле Эгерия и ее спутники читали тот или иной отрывок из Священного Писания соответствующий святому месту на котором они делали остановку. На горе Синай читали отрывки из книги Исход, на Фаворе читали Евангельский отрывок повествующий о Преображении Господнем и так далее.
Если Господь сподобит посетить кого-то из нас Святую землю, мы также можем взять с собой Библию и читать Ее там, где проповедовал Господь.
Например, многие отправляются к блаженной Матроне Московской. Дело, безусловно, благое, – посетить мощи великой угодницы Божьей.
Сейчас это даже стало модным. Даже у нас в городе по радио можно услышать рекламу, в которой ведущий задорным голосом агитирует поехать всем к Матронушке!
При этом некоторые совершенно не задумываются над тем, кто такая блаженная Матрона, когда она жила и почему прославлена в лике святых. Все знают лишь то, что она исполняет любые желания и людям кажется, что если отстоять очередь у ее мощей, то трудности в жизни разрешатся сами собой.
Когда мы посещаем мощи блаженной Матроны и других угодников Божьих, мы должны заранее познакомиться с житиями этих святых и отдавать себе отчет, у кого и что мы просим. Если мы просим здоровья у блаженной Матроны, мы должны понимать, что она была инвалидом, всю жизнь – прикованной к постели, слепой. Когда мы просим здоровья у святителя Луки (Войно-Ясенецкого) стоит вспомнить, что он всю жизнь был слепой на один глаз, а под конец жизни ослеп на оба. А если обращаемся к великомученику Пантелеймону, надо знать, что ему отрубили голову за исповедования имени Христова. И, тем не менее, мы просим, и часто, по молитвам этих святых получаем просимое.
Важно помнить, что главным в жизни тех святых, у которых мы просим это самое здоровье было совсем не здоровье: им и жизни своей было не жаль. Для них на первом месте был Христос.
Если святые, к мощам которых мы едем, откликнутся на нашу молитву, то может быть и мы попытаемся сделать так, чтобы на первом месте в нашей жизни был Христос, а не мы сами или наше здоровье.
Кстати, за своим здоровьем мы должны сами следить. Порой так часто получается, что мы здоровье свое не бережем, спортом не занимаемся, банальную зарядку даже не делаем. Но, когда нас настигает какая-то болезнь, мы сразу готовы отправиться в паломничество, чтобы испросить здоровья.
Достижения технического прогресса В XXI веке нам очень удобно перемещаться из одного места в другое. Об этом наши предки и не мечтали. Путь, который мы преодолеваем за несколько часов для них растягивался на месяцы и был полон опасностей
Мы сейчас не имеем практически никаких препятствий к тому, чтобы посещать те или иные места. Этим можно и нужно пользоваться. Но, здесь следует не забывать про меру. А то порой читаешь в социальных сетях, что человек например в Иерусалиме в был раз тридцать.
С одной стороны это может быть и похвально. А с другой, мне кажется, не стоит забывать слова преподобного Серафима, который говорил, живя в Саровской пустыне и никогда из нее не выходя: «Здесь у меня и Киев, и Иерусалим, и Афон».
Принесет ли пользу душе паломничество, если оно совершается уже в который раз и все стало привычным… Тогда, может быть, средства, которые на это тратятся полезнее будет пожертвовать на добрые дела.
Но все это – личное дело каждого и нельзя говорить: «Надо делать только так, а не иначе!» Может быть, Господь человека благословил достатком, что у него хватает средств и на частые паломничества и на остальное христианское доброделание.
Нужно узнавать, какие святыни есть в вашем городе или селе.
Важно изучать свой край, знать историю храмов, в том числе и разрушенных. Эти руины могут нам напомнить о том, как наш народ утратил веру, как своими руками рушил храмы, а сейчас, милостью Божьей, многие из них восстановлены.
Необходимо представлять, когда мы едем в тот или иной монастырь или храм, какой позиции по основным вопросам христианской жизни придерживается духовенство, которое там служит. Потому, что, к сожалению, до сих пор у нас есть кое-где любители бороться с ИНН, с паспортами и с прочими ветряными мельницами. Может быть, такие места лучше не посещать, чтобы душу свою в смущение не вводить.
Недавно мы с прихожанами смогли побывать в городе Елец, когда туда привезли честную главу преподобного Силуана Афонского. Мы готовились к паломничеству заранее, я рекомендовал прочитать книгу схиархимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан». И некоторые прихожане спрашивали, а о чем же молиться преподобному Силуану?
В итоге мы даже провели беседу на эту тему. И пришли к выводу, что святому можно молиться и о твердой вере, и об избавлении от уныния, и о избавлении от страстей, и самое главное – об обретении Христа.
Одно из первых литературных воспоминаний о путешествии по святым местам Египта и Палестины, принадлежит автору IV века, – женщине по имени Эгерия. Ее паломничество продолжалось три года, на протяжении которых она подробно фиксировала все то что с ней происходило. «Путешествие Эгерии» пользовалось большой популярностью у христиан и было переведено с латыни на многие языки.
Всем, кто планирует отправиться в паломничество, можно взять на вооружение ее рассказ. Так, на Святой земле Эгерия и ее спутники читали тот или иной отрывок из Священного Писания соответствующий святому месту на котором они делали остановку. На горе Синай читали отрывки из книги Исход, на Фаворе читали Евангельский отрывок повествующий о Преображении Господнем и так далее.
Если Господь сподобит посетить кого-то из нас Святую землю, мы также можем взять с собой Библию и читать Ее там, где проповедовал Господь.
Реклама по радио
Когда человек планирует отправиться в паломничество, он должен ясно себе представлять, куда едет и зачем.Например, многие отправляются к блаженной Матроне Московской. Дело, безусловно, благое, – посетить мощи великой угодницы Божьей.
Сейчас это даже стало модным. Даже у нас в городе по радио можно услышать рекламу, в которой ведущий задорным голосом агитирует поехать всем к Матронушке!
При этом некоторые совершенно не задумываются над тем, кто такая блаженная Матрона, когда она жила и почему прославлена в лике святых. Все знают лишь то, что она исполняет любые желания и людям кажется, что если отстоять очередь у ее мощей, то трудности в жизни разрешатся сами собой.
Когда мы посещаем мощи блаженной Матроны и других угодников Божьих, мы должны заранее познакомиться с житиями этих святых и отдавать себе отчет, у кого и что мы просим. Если мы просим здоровья у блаженной Матроны, мы должны понимать, что она была инвалидом, всю жизнь – прикованной к постели, слепой. Когда мы просим здоровья у святителя Луки (Войно-Ясенецкого) стоит вспомнить, что он всю жизнь был слепой на один глаз, а под конец жизни ослеп на оба. А если обращаемся к великомученику Пантелеймону, надо знать, что ему отрубили голову за исповедования имени Христова. И, тем не менее, мы просим, и часто, по молитвам этих святых получаем просимое.
Важно помнить, что главным в жизни тех святых, у которых мы просим это самое здоровье было совсем не здоровье: им и жизни своей было не жаль. Для них на первом месте был Христос.
Если святые, к мощам которых мы едем, откликнутся на нашу молитву, то может быть и мы попытаемся сделать так, чтобы на первом месте в нашей жизни был Христос, а не мы сами или наше здоровье.
Кстати, за своим здоровьем мы должны сами следить. Порой так часто получается, что мы здоровье свое не бережем, спортом не занимаемся, банальную зарядку даже не делаем. Но, когда нас настигает какая-то болезнь, мы сразу готовы отправиться в паломничество, чтобы испросить здоровья.
Достижения технического прогресса В XXI веке нам очень удобно перемещаться из одного места в другое. Об этом наши предки и не мечтали. Путь, который мы преодолеваем за несколько часов для них растягивался на месяцы и был полон опасностей
Мы сейчас не имеем практически никаких препятствий к тому, чтобы посещать те или иные места. Этим можно и нужно пользоваться. Но, здесь следует не забывать про меру. А то порой читаешь в социальных сетях, что человек например в Иерусалиме в был раз тридцать.
С одной стороны это может быть и похвально. А с другой, мне кажется, не стоит забывать слова преподобного Серафима, который говорил, живя в Саровской пустыне и никогда из нее не выходя: «Здесь у меня и Киев, и Иерусалим, и Афон».
Принесет ли пользу душе паломничество, если оно совершается уже в который раз и все стало привычным… Тогда, может быть, средства, которые на это тратятся полезнее будет пожертвовать на добрые дела.
Но все это – личное дело каждого и нельзя говорить: «Надо делать только так, а не иначе!» Может быть, Господь человека благословил достатком, что у него хватает средств и на частые паломничества и на остальное христианское доброделание.
Оглянуться
Необходимо изучать и те святые места, которые расположены рядом с нами. Так, например, несколько лет назад в Москве к поясу Божьей Матери люди выстаивали многочасовые очереди. Но мало кто знал, что в церкви пророка Илии в Обыденном переулке в свободном доступе находится постоянно частичка пояса Божьей Матери.Нужно узнавать, какие святыни есть в вашем городе или селе.
Важно изучать свой край, знать историю храмов, в том числе и разрушенных. Эти руины могут нам напомнить о том, как наш народ утратил веру, как своими руками рушил храмы, а сейчас, милостью Божьей, многие из них восстановлены.
Со своим уставом не надо
Когда собираешься посетить то или иное место, неплохо изучить, какие там правила и обычаи, чтобы не попасть впросак. Например, едет человек почти сутки на автобусе в один из монастырей. Приезжает к божественной литургии, а ему на исповеди батюшка говорит: «Я вас не допущу к причастию, вы на всенощной не были накануне».Необходимо представлять, когда мы едем в тот или иной монастырь или храм, какой позиции по основным вопросам христианской жизни придерживается духовенство, которое там служит. Потому, что, к сожалению, до сих пор у нас есть кое-где любители бороться с ИНН, с паспортами и с прочими ветряными мельницами. Может быть, такие места лучше не посещать, чтобы душу свою в смущение не вводить.
О чем просить?
Людям часто представляется, что обращаться к святому можно и нужно только тогда, когда что болит или на работе не ладится. Это конечно же не так. Господь всегда нас слышит и всегда ждет. Важно помнить, что молитва — это, прежде всего, диалог. Наш разговор с Богом. А святых мы просим помочь нам в этом разговоре. Поэтому и говорим: «Моли Бога о мне»Недавно мы с прихожанами смогли побывать в городе Елец, когда туда привезли честную главу преподобного Силуана Афонского. Мы готовились к паломничеству заранее, я рекомендовал прочитать книгу схиархимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан». И некоторые прихожане спрашивали, а о чем же молиться преподобному Силуану?
В итоге мы даже провели беседу на эту тему. И пришли к выводу, что святому можно молиться и о твердой вере, и об избавлении от уныния, и о избавлении от страстей, и самое главное – об обретении Христа.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.