Ефрем Сирин — монах в миру
Один из величайших христианских богословов и поэтов, сам Ефрем Сирин называл себя «неученым и малосмысленным», хотя его учености удивлялся даже Василий Великий, а его сочинения, еще при его жизни переведенные на греческий, в церквях читали после Евангелия.
Святитель Иаков поручал Ефрему читать проповеди, обучать детей в училище, а в 325 году взял его с собой на Первый Вселенский Собор в Никею. 14 лет, до самой смерти учителя, Ефрем был его послушником и только после взятия Низибии персами в 363 году поселился в окрестностях Едессы и прожил там до 70-х годов IV века, отказавшись от епископского сана, предложенного ему Василием Великим. И не случайно именно IV век, век, когда зарождалось монашество, ознаменован явлением Ефрема Сирина — не столько богослова, сколько удивительного духовного поэта, ведь значительную часть его наследия составляют тексты, написанные определенным размером, с одинаковым количеством слогов в каждой строке. Эти стихи буквально врезались в память современников. И люди полюбили его поэзию. У преподобного Ефрема появилось много последователей и подражателей.
Да, апостолы последовали за Христом, оставив все. Но мы не можем этого сделать. Как быть? И сирийские христиане нашли альтернативный способ: они разделили заповеди на «малые» и «великие». Первые — это нравственные предписания, которые вполне могут исполнить и семейные люди, миряне. А вторые — для тех, кто решается оставить семью, бросить все, но не обрывает все связи с миром. При этом и те, и другие оставались единой общиной, одним целым.
И творения святого Ефрема подразумевают именно этот городской контекст, городскую жизнь, городскую общину. Ведь большую часть жизни он провел в многолюдном городе, где жили люди разных национальностей и культур. Там было много суеты — плоти и крови мирской жизни. И именно для этой городской общины святой Ефрем писал свои поэтические произведения.
Один из любимых его приемов — взять какую-нибудь цитату из Евангелия и написать на эту тему целое «Слово». В своих поэтических текстах он доходчиво излагал богословские истины, чтобы донести до людей какие-то трудные для понимания вещи, оспорить богословские взгляды, с которыми он был не согласен, и разъяснить смысл Священного Писания. А заодно отвечал на актуальные вызовы городской культуры — когда в империи шла борьба с арианством, он включился в эту борьбу.
Он говорит о покаянии, об удалении от мирской суеты, о борьбе со страстями, но, чуждый крайнего ригоризма, благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей для жизни, о хорошем замужестве для дочерей, об определении сыновей на общественную и государственную службу. Его проповедь покаяния обращает мысль к христианскому учению о благости Божией, а уныние представляет тяжким грехом.
Самые известные проповеди Ефрема Сирина, ставшие святоотеческой классикой, — это семь «Слов» о Втором Пришествии Христовом, о воскресении мертвых, о страданиях Спасителя, о кресте, о терпении, о вере, о посте, о добродетелях и пороках, о гордости.
Но есть одно произведение, известное каждому православному христианину. Это о нем Пушкин писал:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой…
Это молитва: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь».
Эта покаянная молитва, составленная в IV веке, по сей день читается на всех православных богослужениях Великого поста.
От сумы и от тюрьмы не зарекайся
Родился он в Низибии (или Нисивине), на границе Персии и Римской империи (сейчас это город Нусайбин в Турции на границе с Сирией), в самом начале IV века и, согласно житию, был сыном языческого жреца, который за обращение ко Христу выгнал сына из дома. По преданию, в юности Ефрем был безрассудным и раздражительным, но, случайно попав в тюрьму по обвинению в краже овец, многое понял и, выйдя на свободу, стал учеником местного подвижника Иакова Низибийского, сына Гефальского князя, получившего хорошее образование, но с юности полюбившего уединение и долгое время жившего в горах под открытым небом, питаясь плодами и зеленью.Святитель Иаков поручал Ефрему читать проповеди, обучать детей в училище, а в 325 году взял его с собой на Первый Вселенский Собор в Никею. 14 лет, до самой смерти учителя, Ефрем был его послушником и только после взятия Низибии персами в 363 году поселился в окрестностях Едессы и прожил там до 70-х годов IV века, отказавшись от епископского сана, предложенного ему Василием Великим. И не случайно именно IV век, век, когда зарождалось монашество, ознаменован явлением Ефрема Сирина — не столько богослова, сколько удивительного духовного поэта, ведь значительную часть его наследия составляют тексты, написанные определенным размером, с одинаковым количеством слогов в каждой строке. Эти стихи буквально врезались в память современников. И люди полюбили его поэзию. У преподобного Ефрема появилось много последователей и подражателей.
Монах в миру
Вот только сегодня исследователи обращают внимание, что в житии Ефрема Сирина он предстает монахом-пустынножителем египетского типа, который утвердился у сирийских христиан позже. А во времена святого Ефрема люди, посвятившие свою жизнь Богу, селились неподалеку от городов и, не порывая полностью с внешним миром, просто ставили себе задачу буквально исполнить Нагорную проповедь.Да, апостолы последовали за Христом, оставив все. Но мы не можем этого сделать. Как быть? И сирийские христиане нашли альтернативный способ: они разделили заповеди на «малые» и «великие». Первые — это нравственные предписания, которые вполне могут исполнить и семейные люди, миряне. А вторые — для тех, кто решается оставить семью, бросить все, но не обрывает все связи с миром. При этом и те, и другие оставались единой общиной, одним целым.
И творения святого Ефрема подразумевают именно этот городской контекст, городскую жизнь, городскую общину. Ведь большую часть жизни он провел в многолюдном городе, где жили люди разных национальностей и культур. Там было много суеты — плоти и крови мирской жизни. И именно для этой городской общины святой Ефрем писал свои поэтические произведения.
Один из любимых его приемов — взять какую-нибудь цитату из Евангелия и написать на эту тему целое «Слово». В своих поэтических текстах он доходчиво излагал богословские истины, чтобы донести до людей какие-то трудные для понимания вещи, оспорить богословские взгляды, с которыми он был не согласен, и разъяснить смысл Священного Писания. А заодно отвечал на актуальные вызовы городской культуры — когда в империи шла борьба с арианством, он включился в эту борьбу.
«Господи и Владыка живота моего!»
Помимо составленных им молитв, вошедших в богослужебный канон, преподобный Ефрем Сирин оставил около тысячи сочинений, лучшую часть которых, по мнению исследователей, составляют его проповеди и пророчества.Он говорит о покаянии, об удалении от мирской суеты, о борьбе со страстями, но, чуждый крайнего ригоризма, благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей для жизни, о хорошем замужестве для дочерей, об определении сыновей на общественную и государственную службу. Его проповедь покаяния обращает мысль к христианскому учению о благости Божией, а уныние представляет тяжким грехом.
Самые известные проповеди Ефрема Сирина, ставшие святоотеческой классикой, — это семь «Слов» о Втором Пришествии Христовом, о воскресении мертвых, о страданиях Спасителя, о кресте, о терпении, о вере, о посте, о добродетелях и пороках, о гордости.
Но есть одно произведение, известное каждому православному христианину. Это о нем Пушкин писал:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой…
Это молитва: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь».
Эта покаянная молитва, составленная в IV веке, по сей день читается на всех православных богослужениях Великого поста.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.