Архимандрит Маркелл Павук — о том, зачем ходить в храм

Воскресная проповедь архимандрита Маркелла (Павука) в академическом храме Рождества Пресвятой Богородицы.




Когда мы, дорогие братья и сестры, приходим в храм, то в нем всегда ощущаем сугубую благодатную радость. Если бы мы ее не ощущали, то никогда бы сюда не приходили, ибо, как гласит народная пословица: «К пустому колодцу за водой не ходят». Но у всех нас есть родные, близкие, друзья и просто знакомые, которые в храм не ходят. Как им объяснить: зачем ходить в храм Божий? Это в полной мере аргументирует притча, которая только что была предложена нам в прочитанном Евангелии.
Господь сказал, что «Царство Небесное подобно человеку-царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: Скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: Брачный пир готов, а званые не были достойны; итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22: 1–14).
Брачный пир – это то, в чем мы все сейчас принимаем участие, это Богослужение, за которым совершается святое Таинство Евхаристии. Брачный пир – это Царство Небесное, в которое Господь, иногда через скорби и страдания, терпеливо призывает всех нас. Однако часть людей из-за суеты житейской, своих кажущихся важными дел пренебрегает призывом Господа и даже оскорбляет и убивает посланных звать их на пир – епископов, священников, проповедников. Это то, что переживали христиане в первые века и что пережили наши отцы и деды совсем недавно. Тогда их постигает наказание: им посылается голод, война, разруха, в которых значительная часть отказавшихся идти на брачный пир истребляется.
Кто начинает вдумываться в эту евангельскую притчу, тому может показаться, что Господь слишком жесток и не пришедшие на пир не заслужили такого сурового наказания. Но это притча имеет глубокий сокровенный смысл. Господь всех нас любит, Он всем желает спасения и никого не хочет погубить. В действительности люди, которые отказываются идти на пир, сами себя наказывают и губят. Как это может быть? Это похоже на то, как бы люди, находящиеся в тесном помещении, сами себя лишили кислорода, перекрыли все пути для поступления воздуха и таким образом все там задохнулись.
Когда мы грешим, нарушаем заповеди Божии, когда в наших сердцах кипит злоба, похоть, гнев, гордыня, тщеславие, чревоугодие, сребролюбие и мы не пытаемся с помощью молитвы и покаяния освободиться от этих страстей, тогда мы перекрываем к себе доступ благодати Божией и рано или поздно погибаем.
Впрочем, интересно, что это за человек, который вошел на брачный пир не в брачной одежде? Брачная одежда – это благодать Божия, которая облекает всех по-настоящему кающихся людей. И действие благодати легко можно заметить. Лица у всех кающихся просветляются, с них исчезает зависть, злоба, гнев, уныние, досада, гордыня, похоть. Такие люди всех готовы простить и любить, ничего не ожидая взамен.
Человек без брачной одежды – это христианин, который не очистил свою душу от страстей и похотей. Когда Господь спрашивает его через голос его совести: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» – ему нечего сказать, нечем оправдаться, он молчит и тем самым обрекает себя на жестокое наказание. Связав ему руки и ноги, царь приказывает взять его и бросить во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов. К тому же на такую участь обрекает не Господь, а сам человек, не очистивший себя от страстей.
Как пишет преподобный Исаак Сирин, Бог потому и благ, что геенну сотворил. Тьма внешняя – это место, лишенное Божественного Света, это ад, где плач и скрежет зубов. Многие люди еще в этой жизни устраивают для себя и других людей адскую жизнь. Они постоянно ссорятся, ругаются, гневаются, обманывают, обижаются, употребляют нецензурную лексику и таким образом пребывают во тьме – месте, лишенном благодати Божией. Это для них естественная среда обитания.
Итак, дорогие братья и сестры, когда Господь зовет нас через голос нашей совести, через других людей в храм, не повременим откликнуться на этот призыв. Иначе мы обречем себя на адскую жизнь, место, лишенное Божественной благодати и света, где плач и скрежет зубов. Также никогда не будем отчаиваться о тех людях, которые сразу не откликаются на наш призыв к покаянию. Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу размышляет так: кто сразу не откликнулся на призыв, тот откликнется завтра, или послезавтра, или послепослезавтра. Если он даже совсем не откликнется, то, по крайней мере, когда он будет приниматься за свои прежние греховные дела, то не будет их делать с такой наглостью, как раньше. Он будет вспоминать ваши слова, стыдиться мысленно, и когда-нибудь наступит время и для его покаяния. Аминь.
Источник
« «День сурка» — фильм о том, как быть богом
Ксения Алфёрова — о Ксении блаженной: «Она живая» »
  • +5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.