Об удивительной дружбе двух святителей
Они терпеливо и настойчиво искали Знание, но не как цель, а как средство приближения к Богу и к Его прекрасно устроенному произведению — миру. Часто образование становилось для них тяжелейшим испытанием, преодолев которое они приходили к открытию всей жизни. А академические звания, медали, стипендии для них — только мишура, блеклая и неубедительная. Они всегда ею пренебрегали. Мы продолжаем наш цикл Как жили святые.
Дружба между двумя величайшими богословами Церкви — Василием Великим и Григорием Богословом, зародилась при достаточно необычных обстоятельствах.
Григорий Богослов
Их первое знакомство произошло в стенах училища в Кесарии Каппадокийской. Уже здесь святитель Григорий заметил за своим будущим другом «ученость выше возраста и твердость нрава выше учености». Затем пути их на время разошлись: Василий уехал продолжать обучение в Константинополь, а Григорий в тогдашнюю «обитель наук» — Афинскую академию, которая была основана самим Платоном в 390-х годах до Р. Х. Но прибыв в древний город, святитель Григорий стал жертвой странного обряда посвящения, который проходил каждый новичок академии. Он оставил его подробное описание.
Ученик по прибытии в Афины заселялся в комнату к своему другу, родственнику или односельчанину. После этого толпа студентов врывалась к нему и начинала высмеивать и «подкалывать» его, чтобы, как пишет святитель Григорий, «сократить высокоумие поступающего». При этом отбор шуток был определённым образом регламентирован: «Шутки одних бывают дерзки, а других более остроумны; это соображается с грубостью или образованностью новоприбывшего».
Вслед за этим обескураженного новичка выводили на площадь и торжественно вели в местную баню. Подойдя к ней, толпа студентов останавливалась и начинала громко кричать, исступленно плясать, а затем юноши с грохотом выламывали дверь, чем окончательно повергали в ужас несчастного студента и заталкивали его внутрь. После же того, как тот уже омытый выходил из бани, они встречали его как своего, «как человека с ними равного… и это мгновенное освобождение от огорчений и прекращение оных во всем обряде посвящения есть самое приятное».
Василий Великий
Когда святитель Григорий узнал о скором прибытии в академию своего старого знакомого (будущего Василия Великого), то уговорил своих товарищей не совершать над ним этой странной церемонии. Так Василий стал чуть ли не единственным студентом в истории академии, которого эта «горькая чаша» посвящения миновала. «И это, — писал святитель Григорий, — было начатком нашей дружбы», которая продлилась всю жизнь.
В пику многим расхожим мифам о патологической безграмотности христиан, можно сказать, что святитель Василий Великий в течение шести лет, проведенных в Академии, добился прекрасных результатов в целом ряде дисциплин: риторика, грамматика, метрика, философия, астрономия, геометрия, арифметика. Он также изучал медицину, несмотря на то, что она не входила в общую образовательную программу. Впоследствии наследие двух друзей-святых — Василия Великого и Григория Богослова, оказало огромное влияние на целый ряд выдающихся богослов и философов.
Дружба между двумя величайшими богословами Церкви — Василием Великим и Григорием Богословом, зародилась при достаточно необычных обстоятельствах.
Григорий Богослов
Их первое знакомство произошло в стенах училища в Кесарии Каппадокийской. Уже здесь святитель Григорий заметил за своим будущим другом «ученость выше возраста и твердость нрава выше учености». Затем пути их на время разошлись: Василий уехал продолжать обучение в Константинополь, а Григорий в тогдашнюю «обитель наук» — Афинскую академию, которая была основана самим Платоном в 390-х годах до Р. Х. Но прибыв в древний город, святитель Григорий стал жертвой странного обряда посвящения, который проходил каждый новичок академии. Он оставил его подробное описание.
Ученик по прибытии в Афины заселялся в комнату к своему другу, родственнику или односельчанину. После этого толпа студентов врывалась к нему и начинала высмеивать и «подкалывать» его, чтобы, как пишет святитель Григорий, «сократить высокоумие поступающего». При этом отбор шуток был определённым образом регламентирован: «Шутки одних бывают дерзки, а других более остроумны; это соображается с грубостью или образованностью новоприбывшего».
Вслед за этим обескураженного новичка выводили на площадь и торжественно вели в местную баню. Подойдя к ней, толпа студентов останавливалась и начинала громко кричать, исступленно плясать, а затем юноши с грохотом выламывали дверь, чем окончательно повергали в ужас несчастного студента и заталкивали его внутрь. После же того, как тот уже омытый выходил из бани, они встречали его как своего, «как человека с ними равного… и это мгновенное освобождение от огорчений и прекращение оных во всем обряде посвящения есть самое приятное».
Василий Великий
Когда святитель Григорий узнал о скором прибытии в академию своего старого знакомого (будущего Василия Великого), то уговорил своих товарищей не совершать над ним этой странной церемонии. Так Василий стал чуть ли не единственным студентом в истории академии, которого эта «горькая чаша» посвящения миновала. «И это, — писал святитель Григорий, — было начатком нашей дружбы», которая продлилась всю жизнь.
В пику многим расхожим мифам о патологической безграмотности христиан, можно сказать, что святитель Василий Великий в течение шести лет, проведенных в Академии, добился прекрасных результатов в целом ряде дисциплин: риторика, грамматика, метрика, философия, астрономия, геометрия, арифметика. Он также изучал медицину, несмотря на то, что она не входила в общую образовательную программу. Впоследствии наследие двух друзей-святых — Василия Великого и Григория Богослова, оказало огромное влияние на целый ряд выдающихся богослов и философов.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.