Рассказ о митрополите Филарете
Г. Куклин приводит в «Одесском Листке» слышанный им рассказ о митрополите Филарете, характеризующий почившего иерарха и важный в том отношении, что выражает мнение о нем простого народа. Рассказ этот относится к тому времени, когда Филарет был только что возведен в сан митрополита Московского, но слава о нем гремела уже по всей России как об умном и строгом пастыре церкви, столпе православия, а проповеди его читались наперерыв.
Рассказ клонится к тему, чтобы опровергнуть другие рассказы о митрополите Филарете, в которых высказывалось, что он будто бы «своих родственников определял на доходные места».
Итак, когда Филарет сделался митрополитом Московским, при сельской церкви в одном из отдаленнейших уездов Московской губернии – служить пономарем его родственник, товарищ по школе и друг его детства. Он был человек недалекий, даже читал и пел плохо, но был тихий и смирный и все прихожане его любили. Когда повсюду стало известно, что родственник пономаря сделан митрополитом, то многие из прихожан стали советовать пономарю сходить: к митрополиту и попроситься, если не во священники, то, по крайней мере, во диаконы, а жене его снилось и виделось непременно быть хотя диаконицею. Пономарь долго отмалчивался, не решаясь обратиться к митрополиту – родственнику, со своею просьбой. Но вот представился удобный случай: в соседнем приходе умер диакон.
Не долго думая, пономарь наш, надевши котомку на плечи, отправился в Москву к родственнику – митрополиту проситься на это место.
Добрался до Москвы, расспросил, как ему дойти до митрополитами, без робости и страха, отправился в его покои. Когда митрополиту доложили, что пришел к нему родственник и желает с ним увидеться, митрополит принял его и даже сам вышел в прихожую к нему на встречу. Тот, было, при виде его, повалился ему в ноги, но митрополит удержал его, обнял и поцеловал. После обыкновенных приветствий, провел он его в свои покои, и пошли, как водится, спросы и расспросы: как живешь – поживаешь? Пономарь сначала стеснялся и конфузился, а потом видит, что митрополит приветлив и. ласков с ним, приободрился и говорить ему:
– А я ведь, ваше высокопреосвященство, к вам с просьбой.
– Что могу – с удовольствием сделаю, отвечал ему родственник – митрополит.
– Нельзя ли, говорить, определить меня во диакона? Тут по соседству от вас в приходе умер диакон, так и место есть свободное.
– Хорошо, говорит, очень рад тебе услужить… Только нужно будет, как полагается, экзамен сдать… Ты у меня погостишь и тем временем почитаешь и поприготовишься к экзамену. И нанес ему митрополит разных учебных книг, и комнату особую ему отвел, – Занимайся, мол, приготовляйся к экзамену. А нашему пономарю, где готовиться, когда он и читать-то плохо умел. Оставшись один, он перелистывал ту и другую книгу, ему все незнакомые, не для него писаны… Ну, да что, думает, экзамен – это одна проформа, родственник – митрополит все дело уладит. Этими думами и успокоился он.
Прошло довольно много времени. Пономарь жил на митрополичьих хлебах, пока ему это не прискучило. Наконец присылает к нему митрополит монаха – экзаменатора.
О чем ни спросит его этот монах, пономарь наш ни в зуб толкнуть, как говорится: или смолчит на вопрос, или скажет, что он этого не знает. Поспрашивал – поспрашивал его монах – видит, что от него толку не добиться, и ушел. Затем зовет его к себе митрополит и говорит – «Как же я определю тебя во диакона, когда ты ничего не знаешь?.. Ты попроси, говорит, у меня денег, или чего другого, – я не откажу тебе, а благодати Святого Духа тебе дать не могу. Это будет, говорит, святотатство и великий грех, за который я должен буду дать ответ пред Богом.
Так и отказал ему дать место диакона. И с чем ушел наш пономарь, с тем же и домой пришел; как был пономарем, так и возвратился из Москвы от родственника – митрополита в том же чине… Оно действительно, митрополит не оставлял его и часто посылал ему денег, а все-таки диаконства не дал. Так родственник митрополита Филарета и умер пономарем.
Источник: «Странник» 1892 года, № 12
Рассказ клонится к тему, чтобы опровергнуть другие рассказы о митрополите Филарете, в которых высказывалось, что он будто бы «своих родственников определял на доходные места».
Итак, когда Филарет сделался митрополитом Московским, при сельской церкви в одном из отдаленнейших уездов Московской губернии – служить пономарем его родственник, товарищ по школе и друг его детства. Он был человек недалекий, даже читал и пел плохо, но был тихий и смирный и все прихожане его любили. Когда повсюду стало известно, что родственник пономаря сделан митрополитом, то многие из прихожан стали советовать пономарю сходить: к митрополиту и попроситься, если не во священники, то, по крайней мере, во диаконы, а жене его снилось и виделось непременно быть хотя диаконицею. Пономарь долго отмалчивался, не решаясь обратиться к митрополиту – родственнику, со своею просьбой. Но вот представился удобный случай: в соседнем приходе умер диакон.
Не долго думая, пономарь наш, надевши котомку на плечи, отправился в Москву к родственнику – митрополиту проситься на это место.
Добрался до Москвы, расспросил, как ему дойти до митрополитами, без робости и страха, отправился в его покои. Когда митрополиту доложили, что пришел к нему родственник и желает с ним увидеться, митрополит принял его и даже сам вышел в прихожую к нему на встречу. Тот, было, при виде его, повалился ему в ноги, но митрополит удержал его, обнял и поцеловал. После обыкновенных приветствий, провел он его в свои покои, и пошли, как водится, спросы и расспросы: как живешь – поживаешь? Пономарь сначала стеснялся и конфузился, а потом видит, что митрополит приветлив и. ласков с ним, приободрился и говорить ему:
– А я ведь, ваше высокопреосвященство, к вам с просьбой.
– Что могу – с удовольствием сделаю, отвечал ему родственник – митрополит.
– Нельзя ли, говорить, определить меня во диакона? Тут по соседству от вас в приходе умер диакон, так и место есть свободное.
– Хорошо, говорит, очень рад тебе услужить… Только нужно будет, как полагается, экзамен сдать… Ты у меня погостишь и тем временем почитаешь и поприготовишься к экзамену. И нанес ему митрополит разных учебных книг, и комнату особую ему отвел, – Занимайся, мол, приготовляйся к экзамену. А нашему пономарю, где готовиться, когда он и читать-то плохо умел. Оставшись один, он перелистывал ту и другую книгу, ему все незнакомые, не для него писаны… Ну, да что, думает, экзамен – это одна проформа, родственник – митрополит все дело уладит. Этими думами и успокоился он.
Прошло довольно много времени. Пономарь жил на митрополичьих хлебах, пока ему это не прискучило. Наконец присылает к нему митрополит монаха – экзаменатора.
О чем ни спросит его этот монах, пономарь наш ни в зуб толкнуть, как говорится: или смолчит на вопрос, или скажет, что он этого не знает. Поспрашивал – поспрашивал его монах – видит, что от него толку не добиться, и ушел. Затем зовет его к себе митрополит и говорит – «Как же я определю тебя во диакона, когда ты ничего не знаешь?.. Ты попроси, говорит, у меня денег, или чего другого, – я не откажу тебе, а благодати Святого Духа тебе дать не могу. Это будет, говорит, святотатство и великий грех, за который я должен буду дать ответ пред Богом.
Так и отказал ему дать место диакона. И с чем ушел наш пономарь, с тем же и домой пришел; как был пономарем, так и возвратился из Москвы от родственника – митрополита в том же чине… Оно действительно, митрополит не оставлял его и часто посылал ему денег, а все-таки диаконства не дал. Так родственник митрополита Филарета и умер пономарем.
Источник: «Странник» 1892 года, № 12
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.