Проявлять эмоции — грех или норма?
Вопрос священник: «Здравствуйте, батюшка. Объясните пожалуйста, почему человеческие эмоции (гнев, злость, раздражение и т. д.) являются грехом? Положительные эмоции, видимо, грехом не являются. Разве эмоция — не естественное проявление психики?
Я работаю в колледже искусств со студентами-музыкантами. Мы должны развивать у студентов эмоциональную сферу, артистичность, воображение. Мы должны развивать грех?
Ответьте, пожалуйста! Это для меня важно понять!»
Например, что касается гнева, злости, раздражения — это такие проявления человеческой любви, с которыми очень нужно уметь работать. Например, понять, на что человек злится, и не отпускать эту злобу на произвол, но понять ее и решить, стоит ли вообще давать ей волю. Говорить «я не злюсь» нельзя, это будет неправда, но вот выбрать, что с этим делать — это задача человека. И, думаю, не так много людей будут спорить с тем, что злоба неконтролируемая вредна. Намного лучше и продуктивнее понять, на что человек злится, и как-то решить этот злящий и раздражающий вопрос.
То же самое с гневом: на что или на кого этот гнев? Это очень сильная эмоция, которая, увы, в основном бывает совершенно разрушительной. Поэтому с гневом и борются, но делать это нужно очень правильно, обдуманно. Не подавлять гнев, запихивая его куда-то вглубь души, но убирая изнутри, потому что гнев мешает. Хороший гнев — это гнев на грех. Но на грех, а не на грешника, не на другого человека и не на самого себя, понимаете?
Раздражительность — это уже не эмоция, а свойство характера или тип реакции на то, что не нравится. И понятно, что обычно она мешает, да и просто раздражаться — неконструктивно. Задача — понять, что раздражает, и уже с этим поработать.
Так что, думаю, Ваша задача — это показать человеку, как можно чувствовать, что заложено в музыке, и как правильно быть с эмоциями, чтобы не вредить ни себе, ни другим.
Что такое артистичность, мне говорить трудно. По мне, задача музыканта — правильно и хорошо исполнять музыку. Это не актер, это тот, кто способен музыку понимать и передавать.
Насчет воображения… вот тут не знаю, это сложная тема. Опять же, достаточно понимать, что именно хотел тот или иной композитор передать через музыку, и уметь сыграть так, чтобы это передать. Своего исполнителю все же лучше не надумывать, думаю. А если Вы готовите композиторов — их задача уметь передать тему, эмоцию, переживание с помощью музыки. Это, опять же, все-таки не про воображение, а про умение работать со звуком, ритмом, гармонией.
А развитие эмоциональной сферы — это для меня не про бесконечный взрыв всех эмоций, а про умение с ними обращаться — и давать им жить, и уметь с ними жить так, чтобы не нарушалась цельность человеческой личности и не было вреда главному назначению человека — любить.
С Богом!
Я работаю в колледже искусств со студентами-музыкантами. Мы должны развивать у студентов эмоциональную сферу, артистичность, воображение. Мы должны развивать грех?
Ответьте, пожалуйста! Это для меня важно понять!»
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Эмоции — это не грех, это естественная реакция человека на то, что происходит. Вопрос — что человек делает со своими эмоциями, как их проявляет, и вот тут как раз, мне кажется, дело старших, тем более, педагогов показать людям, что и как можно сделать с эмоциями, когда они полезны, чтобы понять, что происходит, как их корректно проявлять, например, чтобы не задеть другого человека, как реагировать на чужие эмоции, если они близки и понятны и если непонятны, как вести себя тактично… В общем, простор для работы тут очень большой и, думаю, могут открываться интересные перспективы.Например, что касается гнева, злости, раздражения — это такие проявления человеческой любви, с которыми очень нужно уметь работать. Например, понять, на что человек злится, и не отпускать эту злобу на произвол, но понять ее и решить, стоит ли вообще давать ей волю. Говорить «я не злюсь» нельзя, это будет неправда, но вот выбрать, что с этим делать — это задача человека. И, думаю, не так много людей будут спорить с тем, что злоба неконтролируемая вредна. Намного лучше и продуктивнее понять, на что человек злится, и как-то решить этот злящий и раздражающий вопрос.
То же самое с гневом: на что или на кого этот гнев? Это очень сильная эмоция, которая, увы, в основном бывает совершенно разрушительной. Поэтому с гневом и борются, но делать это нужно очень правильно, обдуманно. Не подавлять гнев, запихивая его куда-то вглубь души, но убирая изнутри, потому что гнев мешает. Хороший гнев — это гнев на грех. Но на грех, а не на грешника, не на другого человека и не на самого себя, понимаете?
Раздражительность — это уже не эмоция, а свойство характера или тип реакции на то, что не нравится. И понятно, что обычно она мешает, да и просто раздражаться — неконструктивно. Задача — понять, что раздражает, и уже с этим поработать.
Так что, думаю, Ваша задача — это показать человеку, как можно чувствовать, что заложено в музыке, и как правильно быть с эмоциями, чтобы не вредить ни себе, ни другим.
Что такое артистичность, мне говорить трудно. По мне, задача музыканта — правильно и хорошо исполнять музыку. Это не актер, это тот, кто способен музыку понимать и передавать.
Насчет воображения… вот тут не знаю, это сложная тема. Опять же, достаточно понимать, что именно хотел тот или иной композитор передать через музыку, и уметь сыграть так, чтобы это передать. Своего исполнителю все же лучше не надумывать, думаю. А если Вы готовите композиторов — их задача уметь передать тему, эмоцию, переживание с помощью музыки. Это, опять же, все-таки не про воображение, а про умение работать со звуком, ритмом, гармонией.
А развитие эмоциональной сферы — это для меня не про бесконечный взрыв всех эмоций, а про умение с ними обращаться — и давать им жить, и уметь с ними жить так, чтобы не нарушалась цельность человеческой личности и не было вреда главному назначению человека — любить.
С Богом!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.