О феномене нетленных мощей
Является ли сохранность тела после смерти достаточной причиной святости, рассказывает архимандрит Спиридон (Ходанич).
– Отче, только в Православной Церкви наблюдается нетление мощей?
– Нет, не только. До 1054 года Восточная и Западная христианская Церковь имела множество фактов нетленности мощей прославленных угодников Божиих, но и после раскола, в католической Церкви, как и в Православной, известны факты нетленности мощей. Так, например, у католиков: св. Бернадетта Субиру (7 января 1844 года – 16 апреля 1879 года) известна тем, что ей 18 раз являлась Дева Мария. Сохранилось ее подлинное нетленное тело, чудо нетления засвидетельствовано медицинской комиссией, во время медицинского вскрытия мощей в 1919 г. тело св. Бернадетты много лет пролежало в земле на кладбище; нетленно не только тело, но и одежда; из признаков «разложения» – цепочки, скрепляющие розарий, в руках святой покрылись ржавчиной, а сами бусины потускнели. И это не единичный пример, равно как и несравненно большее количество нетленных останков святых, прославленных Богом в нашей Православной Церкви.
Важно понимать, что принципиальные расхождения между православными и католиками состоят в основном в вопросах догматических, а тленность или нетленность мощей сама по себе никогда не была основанием для причтения к лику святых, т. е. канонизации подвижника. Решающее значение всегда имеет святость жизни, а останки святого Церковь почитает вследствие его подвига, а не само материальное явление нетленности как таковое. Мощи почитаются независимо от их нетленности, и именно с этим связано много заблуждений.
– Сохранность тела после смерти является достаточной причиной святости?
– Конечно же, нет! Решающим является, как говорилось выше, святость жизни, а также дар чудотворений от святых останков, ведь у нас есть многие примеры того, когда тело подвижника истлело частично (этот факт чуда больше всех поражает, так как естественный процесс разложения начался и остановился), также есть примеры обретения только косточек подвижника.
– Где в древности обычно хоронили христиан-мучеников, праведников?
– Известно, что уже во II веке христиане хоронили мучеников и единоверцев в катакомбах. Именно на надгробьях мучеников и совершались Литургии, и именно от совершения Литургий на надгробьях мучеников, которые выполняли функцию престолов, и ведет свое начало современное совершение Литургии на святых мощах. Следует также упомянуть, что практика совершать Литургию на святых мощах, согласно древнему обычаю, окончательно была закреплена в постановлении Папы Феликса от 269 года.
– Правда ли, что на Западе мощи в большинстве своем недоступны для поклонения, так как подвергались многочисленным осквернениям, например во время Французской революции?
– Действительно, во время Французской революции многие святыни Запада осквернялись и уничтожались, и, как мы знаем, даже была создана революционная комиссия для конфискации церковного имущества с целью уничтожения «предрассудков» и, в частности, мощей, которые поддерживают «эти глупые предрассудки». Так, мощи святой Женевьевы (ок. 420 г.), покровительницы Парижа, были сожжены на Гревской площади – традиционном месте казней. Чудом сохранившиеся рака и фаланга руки святой хранятся ныне в парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон. Многое уничтожалось, но многое по милости Божией и сохранилось. Среди величайших сохранившихся святынь Франции, находящихся в Католической Церкви и почитаемых Православной Церковью, можно выделить: терновый венец Спасителя в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари), нешвенный хитон Господень и плат Божией Матери, в Амьене в огромном соборе Амьенской Божией Матери покоится честная глава святого Великого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в одном из районов Парижа на улице Сен-Дени в храме Сен-Ле-Сен-Жиль находится еще один источник помощи и утешения – мощи святой равноапостольной царицы Елены, в Париже, в соборе Святой Равноапостольной Марии Магдалины хранятся ее мощи.
Многие из этих святынь доступны для поклонения в определенные часы, некоторые – в определенные дни года, отдельные недоступны. Насколько известно, Католическая Церковь идет навстречу, и православные священники имеют возможность самостоятельно служить Литургию или молебны перед святынями, прикладываясь к ним.
– Нужны ли особые условия для хранения мощей?
– Место должно быть благоговейным.
– О чем говорит степень нетления мощей?
– При обсуждении вопроса о канонизации прп. Серафима Саровского в Синоде РПЦ вызвало смущение состояние его мощей, которые не сохранились в совершенном нетлении. Это помогло выявить подлинное учение Церкви о почитании святых мощей. В Древней Церкви, в отличие от позднейшей русской практики, нетленность мощей не была непременным условием канонизации – этот вывод имел большое значение для последующей практики канонизации, когда Церковь сталкивалась с фактом только частичного нетления мощей или когда мощи вообще не были обретены.
– Отче, только в Православной Церкви наблюдается нетление мощей?
– Нет, не только. До 1054 года Восточная и Западная христианская Церковь имела множество фактов нетленности мощей прославленных угодников Божиих, но и после раскола, в католической Церкви, как и в Православной, известны факты нетленности мощей. Так, например, у католиков: св. Бернадетта Субиру (7 января 1844 года – 16 апреля 1879 года) известна тем, что ей 18 раз являлась Дева Мария. Сохранилось ее подлинное нетленное тело, чудо нетления засвидетельствовано медицинской комиссией, во время медицинского вскрытия мощей в 1919 г. тело св. Бернадетты много лет пролежало в земле на кладбище; нетленно не только тело, но и одежда; из признаков «разложения» – цепочки, скрепляющие розарий, в руках святой покрылись ржавчиной, а сами бусины потускнели. И это не единичный пример, равно как и несравненно большее количество нетленных останков святых, прославленных Богом в нашей Православной Церкви.
Важно понимать, что принципиальные расхождения между православными и католиками состоят в основном в вопросах догматических, а тленность или нетленность мощей сама по себе никогда не была основанием для причтения к лику святых, т. е. канонизации подвижника. Решающее значение всегда имеет святость жизни, а останки святого Церковь почитает вследствие его подвига, а не само материальное явление нетленности как таковое. Мощи почитаются независимо от их нетленности, и именно с этим связано много заблуждений.
– Сохранность тела после смерти является достаточной причиной святости?
– Конечно же, нет! Решающим является, как говорилось выше, святость жизни, а также дар чудотворений от святых останков, ведь у нас есть многие примеры того, когда тело подвижника истлело частично (этот факт чуда больше всех поражает, так как естественный процесс разложения начался и остановился), также есть примеры обретения только косточек подвижника.
– Где в древности обычно хоронили христиан-мучеников, праведников?
– Известно, что уже во II веке христиане хоронили мучеников и единоверцев в катакомбах. Именно на надгробьях мучеников и совершались Литургии, и именно от совершения Литургий на надгробьях мучеников, которые выполняли функцию престолов, и ведет свое начало современное совершение Литургии на святых мощах. Следует также упомянуть, что практика совершать Литургию на святых мощах, согласно древнему обычаю, окончательно была закреплена в постановлении Папы Феликса от 269 года.
– Правда ли, что на Западе мощи в большинстве своем недоступны для поклонения, так как подвергались многочисленным осквернениям, например во время Французской революции?
– Действительно, во время Французской революции многие святыни Запада осквернялись и уничтожались, и, как мы знаем, даже была создана революционная комиссия для конфискации церковного имущества с целью уничтожения «предрассудков» и, в частности, мощей, которые поддерживают «эти глупые предрассудки». Так, мощи святой Женевьевы (ок. 420 г.), покровительницы Парижа, были сожжены на Гревской площади – традиционном месте казней. Чудом сохранившиеся рака и фаланга руки святой хранятся ныне в парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон. Многое уничтожалось, но многое по милости Божией и сохранилось. Среди величайших сохранившихся святынь Франции, находящихся в Католической Церкви и почитаемых Православной Церковью, можно выделить: терновый венец Спасителя в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари), нешвенный хитон Господень и плат Божией Матери, в Амьене в огромном соборе Амьенской Божией Матери покоится честная глава святого Великого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в одном из районов Парижа на улице Сен-Дени в храме Сен-Ле-Сен-Жиль находится еще один источник помощи и утешения – мощи святой равноапостольной царицы Елены, в Париже, в соборе Святой Равноапостольной Марии Магдалины хранятся ее мощи.
Многие из этих святынь доступны для поклонения в определенные часы, некоторые – в определенные дни года, отдельные недоступны. Насколько известно, Католическая Церковь идет навстречу, и православные священники имеют возможность самостоятельно служить Литургию или молебны перед святынями, прикладываясь к ним.
– Нужны ли особые условия для хранения мощей?
– Место должно быть благоговейным.
– О чем говорит степень нетления мощей?
– При обсуждении вопроса о канонизации прп. Серафима Саровского в Синоде РПЦ вызвало смущение состояние его мощей, которые не сохранились в совершенном нетлении. Это помогло выявить подлинное учение Церкви о почитании святых мощей. В Древней Церкви, в отличие от позднейшей русской практики, нетленность мощей не была непременным условием канонизации – этот вывод имел большое значение для последующей практики канонизации, когда Церковь сталкивалась с фактом только частичного нетления мощей или когда мощи вообще не были обретены.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.