О венчании и неверии
Вопрос священнику: «Что делать если я крещёный, но в силу достаточно серьёзных разногласий стал неверующим, я уважаю веру и люблю и помогаю другим людям, встретил верующую девушку, с которой мы общаемся уже более 6 лет, мы прекрасно понимаем друг друга, заботимся друг о друге и любим друг друга, сохраняем воздержание до брака и т. д. Но девушка говорит, что без венчания не согласна создавать семью, а я, как мне кажется, венчаться не могу.
Скажите, пожалуйста, как нам быть?
Я не против её веры, ибо сам был верующим, я не против обрядов, ибо сам их исповедовал, и тем более я не против воспитания детей в православии. Что касается моих разногласий. Церковь считает нормальным несправедливость, творящуюся в мире, и связывает это с греховной природой человека и с грехопадением.
Я же считаю, что в наших силах сделать этот мир лучше, в наших силах накормить голодных, дать дома бездомным, помочь нуждающимся. А Церковь говорит, что нужно готовиться к жизни Вечной, а здесь всё тлен, с чем я также не согласен.
Поэтому, видя такие нехорошие дела, творящиеся на Земле, я решил, что думать, что Бог в чём-то не прав я не хочу, а поэтому пусть лучше Его нет, это позволило мне объяснить многие процессы происходящие с человечеством.
Может показаться, что я желаю создать рай на Земле, но это не так.
Я понимаю, что идеал не достижим, но считаю, что стремиться к нему необходимо, а для этого необходимо думать и менять мир здесь и сейчас, работать над собой и над изменением материального мира ради будущих поколений, ради человечества. Т.е. заботиться надо именно о материальном мире и улучшать его».
Я сперва напишу немного Вам лично о Вас, а потом перейду к Вашему вопросу.
Вам, чтобы разобраться в тех вопросах, которые Вас интересуют — а Вы человек глубокий и вдумчивый и привыкли, как я вижу, разбираться честно — нужно искать хорошего, опытного духовника, с которым Вы могли бы обсуждать то, что Вас волнует. И еще — Вам надо как следует изучить церковную традицию и тот опыт, который оставили святые, например, в тех же текстах, потому что то, что Вы определяете как Ваши разногласия, совсем не являются разногласиями. А вот главного Вы и не увидели. Смотрите, что я имею в виду.
Вот Вы пишете:
«Церковь считает нормальным несправедливость, творящуюся в мире, и связывает это с греховной природой человека и с грехопадением. Я же считаю, что в наших силах сделать этот мир лучше, в наших силах накормить голодных, дать дома бездомным, помочь нуждающимся. А Церковь говорит, что нужно готовиться к жизни Вечной, а здесь всё тлен, с чем я также не согласен».
Церковь — это Тело Христово, сообщество всех-всех людей, которые приняли Христа и крещены. И надо очень аккуратно говорить о том, что считает Церковь. Строго говоря, мнение всей Церкви едино в догматах. А в остальных вопросах есть многообразие мнений, которое, однако, базируется на церковной традиции и опыте церковной жизни. Церковь никогда не считала нормальной несправедливость, которая творится в мире. Несправедливость, вернее же, то, что человек может совершить не добро, а зло — это, увы, последствия грехопадения. А грехопадение — это когда человек использовал дарованную Богом свободу воли так, что выбрал не путь правды, а путь лжи, и послушал не Бога, а искусителя. И с тех пор у него в опыте появилась эта возможность сделать выбор или в сторону Бога (добра, любви), или в сторону искушения (зла, несправедливости и т.п.). Вот эта вот «вилка» выбора, которая есть внутри каждого из нас просто в силу того, что она когда-то была в опыте праотца, Адама, и делает возможным совершение зла. И задача каждого человека и его возможность — это использовать свободу своей воли так, чтобы выбрать любовь, добро, свет. Как Вы говорите — «что в наших силах сделать этот мир лучше, в наших силах накормить голодных, дать дома бездомным, помочь нуждающимся». Именно так! В наших силах, с помощью Божией (потому что человеку порой трудно до невозможности сделать верный выбор!) сделать этот мир лучше и выбрать добро.
«А Церковь говорит, что нужно готовиться к жизни Вечной, а здесь всё тлен, с чем я также не согласен». И с этим нет никакого противоречия! Опять же, смотрите: материальный мир конечен, рано или поздно его существование во времени прекратится. И каждый человек на земле умирает, вечно живет только его душа. И, конечно же, имея это в виду, цель и задача человека — преодолеть ту самую «вилку», о которой я написал выше, и сделать свой однозначный выбор в сторону любви, а любовь — это Бог, и начало Жизни и сама Жизнь — это Бог! И поэтому цель жизни человека — это максимальное приближение к Богу, святость, обожение. Потому что это и есть нормальное состояние человека, но к которому надо идти через тернии этих вот «вило» выборов между добром и злом. Но то, что земная жизнь конечна, то, что этот мир в конце концов прекратит свое существование. не значит, что о нем нельзя заботиться! Кому же, как не человеку, заботиться о мире, надо которым Бог и поставил его? Конечно же, каждый наш день — это выбор, и очень хорошо, что Вы выбираете добро и активную заботу о том, что вокруг Вас! И быт свой надо обустраивать хорошо, и о людях вокруг заботиться, и о своем здоровье, и о семье, и помогать миру, и улучшать его.
Но просто имейте в виду, что реальный источник той любви, которая горит в Вас, той жизни, которая в Вас — это Бог, который каждого человека, и Вас тоже, создал по своему образу и подобию. Его образ — это вот эта вот искра Божия, искра любви и добра, которая горит в сердце, ну а подобие — это как раз то состояние святости, которого Вы и каждый человек можете достигнуть, но не теоретически, а эмпирически, через активные дела в этом материальном мире, через добрые дела, на благо мира и людей. И как Бог — Творец Вселенной, так и каждый человек имеет творческую способность и силу, и может не сотворить мир из ничего, но преобразовать к лучшему то материальное, что уже есть.
Думаю, что Ваш острый ум уже увидел ту ловушку, в которую он сам попался, поскольку Вы не затруднились как следует разобраться в основах нашей веры. Дело не в том, что Бог неправ. Бог творил человека по своему образу, со свободной волей, с возможностью выбора — быть с Богом или нет, быть на стороне добра или нет. Он не творил робота, он творил свободное существо, личность. Которое, увы, сделало не тот выбор и попало в ловушку (о чем я уже написал выше), и с тех пор мучается и мучается, не умея, а часто и попросту не желая научиться делать правильный выбор. Отсюда и происходят все нехорошие дела: не то выбирают люди. В этом и объяснение всего того плохого, что происходит с человечеством. И Вы же тому яркий пример — Ваш ум загнал Вас в ловушку, и вместо того, чтобы разораться в азах веры, Вы предпочли изобрести собственный силлогизм, который сохранил в Вашей голове образ Бога «положительный», но при этом изъял Бога им мира. Вот так выверт! И ведь Бог предусмотрел, что свобода воли человека дает возможность, если можно так сказать, совершенно внештатной ситуации, в том числе человек может выбрать вариант жизни без Бога и та связь, та любовь, те доверительные отношения между человеком в Господом могут разрушиться. Это ведь как в любых отношениях: их возможно, но очень трудно восстановить после предательства. И, предвидя это, на Предвечное Совете, еще до сотворения времени даже, Бог решил, что, если так получится, Он принесет Себя в жертву ради того, чтобы восстановить ту связь, которая может быть оборвана и нарушена в отношениях между человеком и Богом, если вдруг человек по своей воле выберет другой путь. Бог знал, что без Него человек и его душа обречены на вечную смерть, низ любви к Своему творению Он предусмотрел вариант возвращения человека в ту позицию в мироздании, которая была ему изначально уготована. Это требовало от Него серьезной жертвы, но из любви Он был готов ее принести и принес, воплотившись на земле, прожив человеческую жизнь и показав, что да, человек может взойти в Небо, вернуться домой. И открыл этот путь всем людям.
Ну и так, по мелочи — обряды никто не исповедует. Исповедуют веру в Бога Живого (и далее то, о чем говорится в Символе Веры, Вы уж знаете наизусть, конечно). А обрядами, боюсь, Вы называли богоустановленные церковные Таинства — Венчание, Крещение, Исповедь… Молодой человек, могу Вам только посоветовать очень внимательно изучить веру сейчас, когда Вы взрослый, понять основы нашего церковного мировосприятия, и не пренебрегать тем богатейшим жизненным, духовным и психологическим опытом, который уже накоплен в Церкви — только пользуйтесь им себе и другим на благо!
Про венчание же подойдите поговорить с духовником Вашей невесты. Но ради ее веры венчание надо Вами обоими можно совершить. Только Вы не торопитесь так четко себя обозначить «вышедшим из Церкви», а все-таки подумайте, точно ли есть у Вас с нами разногласия? Или просто Вы не во всем до конца разобрались и не на все вопросы пока что смогли найти ответы? Ищите, будет надо — поможем. Дай Бог Вам найти хорошего духовника и во всем разобраться.
Мира Вам сердечного, здравия и счастья в семейной жизни — от всего сердца желаю. И дай Бог пронести любовь и нежность к супруге через всю-всю Вашу жизнь!
Храни вас Бог!
Скажите, пожалуйста, как нам быть?
Я не против её веры, ибо сам был верующим, я не против обрядов, ибо сам их исповедовал, и тем более я не против воспитания детей в православии. Что касается моих разногласий. Церковь считает нормальным несправедливость, творящуюся в мире, и связывает это с греховной природой человека и с грехопадением.
Я же считаю, что в наших силах сделать этот мир лучше, в наших силах накормить голодных, дать дома бездомным, помочь нуждающимся. А Церковь говорит, что нужно готовиться к жизни Вечной, а здесь всё тлен, с чем я также не согласен.
Поэтому, видя такие нехорошие дела, творящиеся на Земле, я решил, что думать, что Бог в чём-то не прав я не хочу, а поэтому пусть лучше Его нет, это позволило мне объяснить многие процессы происходящие с человечеством.
Может показаться, что я желаю создать рай на Земле, но это не так.
Я понимаю, что идеал не достижим, но считаю, что стремиться к нему необходимо, а для этого необходимо думать и менять мир здесь и сейчас, работать над собой и над изменением материального мира ради будущих поколений, ради человечества. Т.е. заботиться надо именно о материальном мире и улучшать его».
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Уважаемый Александр, Ваше письмо было очень приятно читать: Вы вдумчивый человек, пишете все ясно, к своей позиции в мире относитесь разумно. Очень рад, что Вы и Ваша невеста нашли друг друга и что Вы так бережно относитесь к ней и к Вашему, Бог даст, дальнейшему теплому семейному союзу. И дай Вам Бог счастья.Я сперва напишу немного Вам лично о Вас, а потом перейду к Вашему вопросу.
Вам, чтобы разобраться в тех вопросах, которые Вас интересуют — а Вы человек глубокий и вдумчивый и привыкли, как я вижу, разбираться честно — нужно искать хорошего, опытного духовника, с которым Вы могли бы обсуждать то, что Вас волнует. И еще — Вам надо как следует изучить церковную традицию и тот опыт, который оставили святые, например, в тех же текстах, потому что то, что Вы определяете как Ваши разногласия, совсем не являются разногласиями. А вот главного Вы и не увидели. Смотрите, что я имею в виду.
Вот Вы пишете:
«Церковь считает нормальным несправедливость, творящуюся в мире, и связывает это с греховной природой человека и с грехопадением. Я же считаю, что в наших силах сделать этот мир лучше, в наших силах накормить голодных, дать дома бездомным, помочь нуждающимся. А Церковь говорит, что нужно готовиться к жизни Вечной, а здесь всё тлен, с чем я также не согласен».
Церковь — это Тело Христово, сообщество всех-всех людей, которые приняли Христа и крещены. И надо очень аккуратно говорить о том, что считает Церковь. Строго говоря, мнение всей Церкви едино в догматах. А в остальных вопросах есть многообразие мнений, которое, однако, базируется на церковной традиции и опыте церковной жизни. Церковь никогда не считала нормальной несправедливость, которая творится в мире. Несправедливость, вернее же, то, что человек может совершить не добро, а зло — это, увы, последствия грехопадения. А грехопадение — это когда человек использовал дарованную Богом свободу воли так, что выбрал не путь правды, а путь лжи, и послушал не Бога, а искусителя. И с тех пор у него в опыте появилась эта возможность сделать выбор или в сторону Бога (добра, любви), или в сторону искушения (зла, несправедливости и т.п.). Вот эта вот «вилка» выбора, которая есть внутри каждого из нас просто в силу того, что она когда-то была в опыте праотца, Адама, и делает возможным совершение зла. И задача каждого человека и его возможность — это использовать свободу своей воли так, чтобы выбрать любовь, добро, свет. Как Вы говорите — «что в наших силах сделать этот мир лучше, в наших силах накормить голодных, дать дома бездомным, помочь нуждающимся». Именно так! В наших силах, с помощью Божией (потому что человеку порой трудно до невозможности сделать верный выбор!) сделать этот мир лучше и выбрать добро.
«А Церковь говорит, что нужно готовиться к жизни Вечной, а здесь всё тлен, с чем я также не согласен». И с этим нет никакого противоречия! Опять же, смотрите: материальный мир конечен, рано или поздно его существование во времени прекратится. И каждый человек на земле умирает, вечно живет только его душа. И, конечно же, имея это в виду, цель и задача человека — преодолеть ту самую «вилку», о которой я написал выше, и сделать свой однозначный выбор в сторону любви, а любовь — это Бог, и начало Жизни и сама Жизнь — это Бог! И поэтому цель жизни человека — это максимальное приближение к Богу, святость, обожение. Потому что это и есть нормальное состояние человека, но к которому надо идти через тернии этих вот «вило» выборов между добром и злом. Но то, что земная жизнь конечна, то, что этот мир в конце концов прекратит свое существование. не значит, что о нем нельзя заботиться! Кому же, как не человеку, заботиться о мире, надо которым Бог и поставил его? Конечно же, каждый наш день — это выбор, и очень хорошо, что Вы выбираете добро и активную заботу о том, что вокруг Вас! И быт свой надо обустраивать хорошо, и о людях вокруг заботиться, и о своем здоровье, и о семье, и помогать миру, и улучшать его.
Но просто имейте в виду, что реальный источник той любви, которая горит в Вас, той жизни, которая в Вас — это Бог, который каждого человека, и Вас тоже, создал по своему образу и подобию. Его образ — это вот эта вот искра Божия, искра любви и добра, которая горит в сердце, ну а подобие — это как раз то состояние святости, которого Вы и каждый человек можете достигнуть, но не теоретически, а эмпирически, через активные дела в этом материальном мире, через добрые дела, на благо мира и людей. И как Бог — Творец Вселенной, так и каждый человек имеет творческую способность и силу, и может не сотворить мир из ничего, но преобразовать к лучшему то материальное, что уже есть.
Думаю, что Ваш острый ум уже увидел ту ловушку, в которую он сам попался, поскольку Вы не затруднились как следует разобраться в основах нашей веры. Дело не в том, что Бог неправ. Бог творил человека по своему образу, со свободной волей, с возможностью выбора — быть с Богом или нет, быть на стороне добра или нет. Он не творил робота, он творил свободное существо, личность. Которое, увы, сделало не тот выбор и попало в ловушку (о чем я уже написал выше), и с тех пор мучается и мучается, не умея, а часто и попросту не желая научиться делать правильный выбор. Отсюда и происходят все нехорошие дела: не то выбирают люди. В этом и объяснение всего того плохого, что происходит с человечеством. И Вы же тому яркий пример — Ваш ум загнал Вас в ловушку, и вместо того, чтобы разораться в азах веры, Вы предпочли изобрести собственный силлогизм, который сохранил в Вашей голове образ Бога «положительный», но при этом изъял Бога им мира. Вот так выверт! И ведь Бог предусмотрел, что свобода воли человека дает возможность, если можно так сказать, совершенно внештатной ситуации, в том числе человек может выбрать вариант жизни без Бога и та связь, та любовь, те доверительные отношения между человеком в Господом могут разрушиться. Это ведь как в любых отношениях: их возможно, но очень трудно восстановить после предательства. И, предвидя это, на Предвечное Совете, еще до сотворения времени даже, Бог решил, что, если так получится, Он принесет Себя в жертву ради того, чтобы восстановить ту связь, которая может быть оборвана и нарушена в отношениях между человеком и Богом, если вдруг человек по своей воле выберет другой путь. Бог знал, что без Него человек и его душа обречены на вечную смерть, низ любви к Своему творению Он предусмотрел вариант возвращения человека в ту позицию в мироздании, которая была ему изначально уготована. Это требовало от Него серьезной жертвы, но из любви Он был готов ее принести и принес, воплотившись на земле, прожив человеческую жизнь и показав, что да, человек может взойти в Небо, вернуться домой. И открыл этот путь всем людям.
Ну и так, по мелочи — обряды никто не исповедует. Исповедуют веру в Бога Живого (и далее то, о чем говорится в Символе Веры, Вы уж знаете наизусть, конечно). А обрядами, боюсь, Вы называли богоустановленные церковные Таинства — Венчание, Крещение, Исповедь… Молодой человек, могу Вам только посоветовать очень внимательно изучить веру сейчас, когда Вы взрослый, понять основы нашего церковного мировосприятия, и не пренебрегать тем богатейшим жизненным, духовным и психологическим опытом, который уже накоплен в Церкви — только пользуйтесь им себе и другим на благо!
Про венчание же подойдите поговорить с духовником Вашей невесты. Но ради ее веры венчание надо Вами обоими можно совершить. Только Вы не торопитесь так четко себя обозначить «вышедшим из Церкви», а все-таки подумайте, точно ли есть у Вас с нами разногласия? Или просто Вы не во всем до конца разобрались и не на все вопросы пока что смогли найти ответы? Ищите, будет надо — поможем. Дай Бог Вам найти хорошего духовника и во всем разобраться.
Мира Вам сердечного, здравия и счастья в семейной жизни — от всего сердца желаю. И дай Бог пронести любовь и нежность к супруге через всю-всю Вашу жизнь!
Храни вас Бог!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.