О покаянии и смирении
«Сегодня мы переживаем наихудший кризис после сотворения мира. Посмотрите, что делают люди: хотя Бог даровал им мудрость для совершения добрых дел, они используют её во зло, на дела лукавые. Они превратились в чудовищ и стали хуже диких животных.
Без покаяния мы не сможем сделать ничего хорошего. Давайте вспомним следующий случай из Ветхого Завета. Пророк Иона сказал: «Через три дня Ниневия будет разрушена». Что тогда сделали ниневитяне? Все они каялись и постились, причем постились не только люди, но и животные. Так давайте же и мы возведем свои мысленные очи к Богу и испросим Его Божественной милости для нас, для всего нашего народа, для Церкви и для всего мира: «Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя и прости нас, грешных, и весь мир Твой».
В житии преподобного Варсонофия Великого, жившего уже после Рождества Христова, мы читаем, что однажды он увидел, как за умножение беззакония весь мир постигает великое бедствие. Но молитвы трех святых мужей, живших в то время, воспрепятствовали распространению этого зла в мире. Один из них подвизался в Риме, другой — в Коринфе, а третьим был сам преподобный Варсонофий. Молитвы этих трёх подвижников отвратили праведный гнев Божий и гнев Великого Царя Христа.
Верю, что и сегодня есть такие святые, которые молятся за весь мир. Сатана и его слуги пребывают в великой ярости, они хотят поглотить всех, кого только возможно. Мы все должны много молиться, потому что пребываем на грани погибели.
Смирение воскресит нас и освободит нас от всяких тленных и низменных помыслов, ибо Господь «страждущий и распятый воскрес и прославлен». Смирение приносит покаяние (греч. μετάνοια), что означает глубокое сожаление о совершившемся и перемену образа жизни, чтобы впредь не повторять подобного зла. Если грешник покается, он освобождается от греха. Пророк Давид сказал: «Согрешил я пред Господом», а пророк Нафан на это ответил: «Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь» (2 Цар. 16, 20–22).
Давайте все мы приложим старание, чтобы покаянием обрести вечные блага. Отсюда есть два пути: на Небеса, в жизнь вечную, или в ад, в вечную погибель. Насколько добродетельны бы мы ни были, ум человека с юности прилежит злу, и мы согрешаем во всякий час нашей жизни, потому что такими мы стали по причине неверности прародителей Богу.
Мы должны иметь горячую веру, потому что «верующий в Меня, жив будет», — говорит нам Господь, — а «любящий Меня, любит Пославшего Меня Отца».
Если мы не будем исповедовать помыслы духовному отцу, они превратятся в чудовищ и пожрут нас. Один крестьянин нашел на земле замерзшую змею и положил её себе за пазуху, чтобы она отогрелась, но как только она ожила, тут же ужалила его. Так же и мы: если мы не избавимся от помыслов, то они породят грех, а «сделанный грех, — говорит апостол Иаков, — рождает смерть» (Иак. 1, 15).
Любовь имеет величайшее значение в нашей жизни, ибо любовь есть Сам Христос. Христос возлюбил нас настолько, что не пощадил и самой жизни Своей ради нас, грешных. Так давайте же и мы возлюбим друг друга жертвенной любовию. Такая любовь требует усилия, понуждения себя — как сказано в Евангелии и о Царстве Небесном, что «употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). И начало, и продолжение пути к Богу — это «непрестанное понуждение себя».
Наше спасение — это наиглавнейшее дело благоволения Божия, потому что Он «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1 Тим. 2, 4). У Бога нет лицеприятия. Он изливает Свои богатые милости на всех людей, но спасает Он только верных православных христиан, потому что они имеют истинное крещение и истинную веру. Если мы желаем спасения, это означает, что мы должны соблюдать заповеди Божии, без которых мы не можем по-настоящему любить Бога и человека.
Евангелие обращается к нам: «Если ты говоришь, что любишь Бога, Которого не видишь, и ненавидишь ближнего твоего, которого видишь каждый день, ты — лжец» (ср. 1 Ин. 4, 20). А значит наше спасение зависит от нашего отношения к другим людям.
Молитва — это наше непосредственное общение с Богом. Царь и псалмопевец Давид говорит: «Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу» (Пс. 141, 2). Перед молитвой нам нужно сосредоточиться, отогнать все посторонние мысли, и предстоять перед Богом смиренно, без всякой гордости, как мы поступаем тогда, когда собираемся просить помощи у кого-то более высокого, чем мы. С помощью молитвы мы освобождаемся от скверных помыслов и образов.
Мы должны хорошо подготовиться к исходу из временной жизни, чтобы не погибнуть. Есть такое святоотеческое изречение: «Для тех, кто умер для міра прежде исхода из сей жизни, смерть уже не страшна». Наша подготовка, которую следует проводить на протяжении всей жизни, должна заключаться в следующем:
1) постоянно быть мертвыми для греха;
2) не превозноситься своими добрыми делами и не считать себя достойными похвалы;
3) не отчаиваться, сколько бы мы ни согрешали, и
4) знать, что Бог попускает нам грешить, чтобы мы смирились, потому что без смирения мы не можем войти в Царство Небесное».
Из книги монаха Дамаскина Григориатского «Современные старцы Афона», иеромонах Анфим Агианнитис, духовник (1910–1996). Монастырь Григориат, 2005 г.
Без покаяния мы не сможем сделать ничего хорошего. Давайте вспомним следующий случай из Ветхого Завета. Пророк Иона сказал: «Через три дня Ниневия будет разрушена». Что тогда сделали ниневитяне? Все они каялись и постились, причем постились не только люди, но и животные. Так давайте же и мы возведем свои мысленные очи к Богу и испросим Его Божественной милости для нас, для всего нашего народа, для Церкви и для всего мира: «Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя и прости нас, грешных, и весь мир Твой».
В житии преподобного Варсонофия Великого, жившего уже после Рождества Христова, мы читаем, что однажды он увидел, как за умножение беззакония весь мир постигает великое бедствие. Но молитвы трех святых мужей, живших в то время, воспрепятствовали распространению этого зла в мире. Один из них подвизался в Риме, другой — в Коринфе, а третьим был сам преподобный Варсонофий. Молитвы этих трёх подвижников отвратили праведный гнев Божий и гнев Великого Царя Христа.
Верю, что и сегодня есть такие святые, которые молятся за весь мир. Сатана и его слуги пребывают в великой ярости, они хотят поглотить всех, кого только возможно. Мы все должны много молиться, потому что пребываем на грани погибели.
Смирение воскресит нас и освободит нас от всяких тленных и низменных помыслов, ибо Господь «страждущий и распятый воскрес и прославлен». Смирение приносит покаяние (греч. μετάνοια), что означает глубокое сожаление о совершившемся и перемену образа жизни, чтобы впредь не повторять подобного зла. Если грешник покается, он освобождается от греха. Пророк Давид сказал: «Согрешил я пред Господом», а пророк Нафан на это ответил: «Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь» (2 Цар. 16, 20–22).
Давайте все мы приложим старание, чтобы покаянием обрести вечные блага. Отсюда есть два пути: на Небеса, в жизнь вечную, или в ад, в вечную погибель. Насколько добродетельны бы мы ни были, ум человека с юности прилежит злу, и мы согрешаем во всякий час нашей жизни, потому что такими мы стали по причине неверности прародителей Богу.
Мы должны иметь горячую веру, потому что «верующий в Меня, жив будет», — говорит нам Господь, — а «любящий Меня, любит Пославшего Меня Отца».
Если мы не будем исповедовать помыслы духовному отцу, они превратятся в чудовищ и пожрут нас. Один крестьянин нашел на земле замерзшую змею и положил её себе за пазуху, чтобы она отогрелась, но как только она ожила, тут же ужалила его. Так же и мы: если мы не избавимся от помыслов, то они породят грех, а «сделанный грех, — говорит апостол Иаков, — рождает смерть» (Иак. 1, 15).
Любовь имеет величайшее значение в нашей жизни, ибо любовь есть Сам Христос. Христос возлюбил нас настолько, что не пощадил и самой жизни Своей ради нас, грешных. Так давайте же и мы возлюбим друг друга жертвенной любовию. Такая любовь требует усилия, понуждения себя — как сказано в Евангелии и о Царстве Небесном, что «употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). И начало, и продолжение пути к Богу — это «непрестанное понуждение себя».
Наше спасение — это наиглавнейшее дело благоволения Божия, потому что Он «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1 Тим. 2, 4). У Бога нет лицеприятия. Он изливает Свои богатые милости на всех людей, но спасает Он только верных православных христиан, потому что они имеют истинное крещение и истинную веру. Если мы желаем спасения, это означает, что мы должны соблюдать заповеди Божии, без которых мы не можем по-настоящему любить Бога и человека.
Евангелие обращается к нам: «Если ты говоришь, что любишь Бога, Которого не видишь, и ненавидишь ближнего твоего, которого видишь каждый день, ты — лжец» (ср. 1 Ин. 4, 20). А значит наше спасение зависит от нашего отношения к другим людям.
Молитва — это наше непосредственное общение с Богом. Царь и псалмопевец Давид говорит: «Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу» (Пс. 141, 2). Перед молитвой нам нужно сосредоточиться, отогнать все посторонние мысли, и предстоять перед Богом смиренно, без всякой гордости, как мы поступаем тогда, когда собираемся просить помощи у кого-то более высокого, чем мы. С помощью молитвы мы освобождаемся от скверных помыслов и образов.
Мы должны хорошо подготовиться к исходу из временной жизни, чтобы не погибнуть. Есть такое святоотеческое изречение: «Для тех, кто умер для міра прежде исхода из сей жизни, смерть уже не страшна». Наша подготовка, которую следует проводить на протяжении всей жизни, должна заключаться в следующем:
1) постоянно быть мертвыми для греха;
2) не превозноситься своими добрыми делами и не считать себя достойными похвалы;
3) не отчаиваться, сколько бы мы ни согрешали, и
4) знать, что Бог попускает нам грешить, чтобы мы смирились, потому что без смирения мы не можем войти в Царство Небесное».
Из книги монаха Дамаскина Григориатского «Современные старцы Афона», иеромонах Анфим Агианнитис, духовник (1910–1996). Монастырь Григориат, 2005 г.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.