Об апостолах и евангелистах
В древности значение слова «апостол» могло пониматься шире, чем как оно обычно понимается в наши дни; нередко так назывались проповедники христианства вообще. В древней христианской Церкви была особая степень или должность евангелистов, их служение состояло в проповеди Евангелия среди иудеев и язычников.
Для нас евангелисты – это авторы книг, в то время как для первых христиан евангелисты были «благовестниками», т. е. проповедниками и миссионерами, которые трудились вместе с апостолами.
***
Для нас евангелисты – это авторы книг, в то время как для первых христиан евангелисты были «благовестниками», т. е. проповедниками и миссионерами, которые трудились вместе с апостолами.
***
Встречается ли слово «евангелисты» в Новом Завете?
В Новом Завете слово «евангелисты» встречается трижды. В Деян.21:8 евангелистом назван один из семи диаконов – Филипп (в церковнославянском переводе – «благовестник»); в Еф.4:11 говорится о евангелистах как об одном из церковных служений наряду с апостолами, пророками, пастырями и учителями (тоже переведено как «благовестник»); в 2Тим.4:5 ап. Павел призывает Тимофея совершать «дело благовестника» (ἐργὸν εὐαγγελιστοῦ, в церковнославянском переводе: «благовестник»), содержание которого, как можно предположить, передано в словах 1Фес.3:2, где Павел называет Тимофея «служителем Божиим» и своим сотрудником «в благовествовании Христовом».Когда впервые слово «евангелисты» (в современном его понимании) начали употреблять по отношению к четырем апостолам?
В качестве эпитета к именам апостолов, по богодухновению написавших канонические Евангелия, слово «евангелисты» начали использовать с конца II – начала III вв. Сщмч. Ипполит Римский называет евангелистом ап. Луку, Тертуллиан и Дионисий Александрийский – ап. Иоанна Богослова.Почему на иконах рядом с евангелистами изображают Ангела, льва, тельца и орла?
Для ряда древних христианских писателей обычным символом для всех четырех евангелистов были четыре таинственных животных, которых прор. Иезекииль созерцал при реке Ховаре (Иез.1:5-26). Их лица напоминали собой лица человека, льва, тельца и орла. Эти образы – человека (ангела), льва, тельца и орла – стали эмблемами для евангелистов, поэтому христианское искусство, начиная с V в., изображает Матфея с человеком или Ангелом (так как в Евангелии Матфей выдвигает особенно человеческий и мессианский характер Христа); Марка со львом (в Евангелии Марк изображает Христово всемогущество и царственность); Луку с тельцом (в Евангелии Лука говорит о Христовом первосвященстве, с которым связывалось жертвоприношение тельцов); Иоанна с орлом (по слову блж. Августина, Иоанн «как орел парит над облаками человеческой немощности»). Примерно в конце XVI в. в росписях храмов вместо евангелистов иногда изображались только их символы (например, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, ц. Св. Троицы в Вяземах).
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.