Митрополит Антоний Паканич — об ответственности и комплексе мамонта
О главном мериле ответственности – митрополит Антоний (Паканич).
– Владыко, одна из важнейших проблем современности – проблема ответственности: за свои поступки, слова, мысли… Почему люди боятся слова «ответственность»?
– Для нашего поколения понятие ответственности, к сожалению, потеряло прежний смысл и значение. Мир внушает молодым людям легкое правило счастливой жизни: «Вы никому ничего не должны». Проблемы в учебе, на работе, в семье? Решение простое – игнорируй все и живи для себя. Американские психологи даже вывели теорию, помогающую добиться успеха и внутреннего спокойствия. Этакий полезный совет – «лайфхак», ключ к решению психологических проблем при различных жизненных неприятностях. Теория сводится к тому, что, принимая то или иное решение в жизни, нельзя оглядываться на других. Постоянное ориентирование на мнение окружающих, кто бы это ни был – родители, учителя, друзья, родственники – обозначено как «комплекс мамонта». То есть это некий атавизм, оставшийся на подсознательном уровне с тех доисторических времен, когда от одобрения или порицания племени зависела жизнь человека. И вот каждый раз, когда ты выбираешь одежду по принципу одобрения окружающих, или переживаешь из-за неудачи, или институт после школы выбираешь согласно предпочтениям родителей – ты кормишь своего внутреннего «мамонта», который вырастает до огромных размеров и всю жизнь давит на твое самосознание.
Нужно признать, что рациональное зерно в этой теории присутствует. Ведь желая угодить другим, человек часто теряет самого себя. Любой жизненный выбор должен основываться только на собственном решении самого человека, а не быть результатом сложившихся обстоятельств или слепым ориентированием на мнение окружающих. С этим связано и чувство ответственности, которую берет на себя человек, когда совершает выбор. В богословии это называется детерминизмом, и святые отцы вполне однозначно говорят, что только тот выбор может считаться свободным, который совершен без причинно-следственных обусловленностей. К тому же постоянное ориентирование на мнение других – это, во-первых, симптом страсти тщеславия, во-вторых – признак духовной незрелости. Но это при условии, что главным ориентиром в своей жизни человек выбирает Христа.
Настораживает в этой теории другое. Под благими намерениями помочь человеку освободить свое «Я» от гнета людей и обстоятельств скрывается идея такого гипертрофированного эгоизма, при котором напрочь отсутствуют понятия ответственности, любви, взаимоуважения. Я уже не говорю о самопожертвовании, которое является центральной идеей евангельской жизни. Единственный критерий всех поступков – «это мое решение, потому что я так хочу, а значит, все остальное можно отмести».
Мы уже видели это в истории под именем нигилизма и знаем, какими разрушительными могут быть его последствия. Все начинается с потери смысла жизни, безверия, отрицания авторитетов и нравственных норм. Как следствие – появляются безразличие, хамство, наглость, озлобленность, апатия, наплевательское отношение, самодовольство и эгоизм. В итоге – внутренняя пустота и желание повергнуть в эту пустоту весь мир. Это не картина апокалипсиса. Это психологический портрет современного среднестатистического подростка. Недавно я читал последнее исследование отечественных психологов, которые прямо заявляют: не требуйте от людей нового поколения выполнения сверхзадач, требующих ответственности и самопожертвования. Если задача кажется тяжелой или невыполнимой, человек из поколения двухтысячных просто все бросает и переключается на поиск других вариантов самореализации. Поэтому психологи советуют для таких людей вместо глобальных определять исключительно локальные задачи с эффектом быстрого результата.
Причина этому двоякая – во-первых, действует симптом постсоветского общества, когда дети видят, что деды и родители отдавали все свои силы и якобы взамен ничего не получили. Во-вторых, часто сами родители внушают своим чадам: «Не напрягайся». Результат такого воспитания, когда все проблемы в школе, институте и вообще по жизни решаются родителями, проецируется в дальнейшем на профессиональные качества. Человек не способен к жертвенному служению, он не видит в нем смысла. Объяснить такому человеку, что такое ответственность, фактически невозможно, ведь на первое место выходит шкурный интерес.
К сожалению, ребята, которые приходят учиться в семинарию, также не являются исключением из этого правила. И приходится сталкиваться с необходимостью не только воцерковлять молодых людей, но приучать их к чувству элементарной ответственности. Без этого служение пастыря невозможно.
– Любовь предполагает ответственность, включает в себя это понятие? И что говорит Библия об ответственности и любви?
– Все, что мы получили, придя в этот мир – это результат колоссальной ответственности и жертвенной любви предыдущих поколений. Наши предки построили города, в которых мы живем. Они созидали потенциал страны, часто в ущерб личному комфорту и достатку, жертвенно трудясь, ощущая ответственность за будущие поколения. Ценой собственной жизни наши предшественники сохранили веру православную во времена безбожных гонений, а затем костьми легли под фашистские танки, чтобы их дети жили под мирным и свободным небом. Они совершили подвиг, который был бы невозможен без идеала евангельской любви, о которой сказано, что она сильнее смерти (см. Ин.15:13; 1 Кор. 13:1–8).
Все Писание проникнуто идеей огромной ответственности Творца перед Своим творением и той ответной любви, к которой призван каждый человек. Поэтому на Страшном суде каждый из нас будет держать этот ответ. У великого кинорежиссера Андрея Тарковского есть замечательные слова, которые он произнес в Лондоне, в Сент-Джеймском соборе в 1984 году. Выступая с докладом на тему Апокалипсиса, он сказал: «Духовное состояние человека должно быть таковым, что он постоянно должен ощущать ответственность за свою жизнь… Апокалипсис… это образ человеческой души, наделенной чувством ответственности и обязанностями». Можно добавить, что мерилом этой ответственности является любовь.
– Когда говорят о чувстве ответственности, обычно имеют в виду социальную ответственность. А что значит ответственность с духовной точки зрения, существует духовная ответственность?
– У замечательного писателя Рэя Брэдбери есть роман «Вино из одуванчиков», в котором проводится мировоззренческая парадигма двух поколений – молодого и уходящего. Пересечение двух, казалось бы, противоположных линий – детского сознания и старческого опыта. С одной стороны героями романа выступают престарелые дамы, которые чувствуют себя замкнутыми в тюрьме старческой немощи, при этом психологически не ощущая возраста. С другой – дети. Они смотрят на мир, в котором нет места старению и умиранию, ведь для них эта реальность еще не наступила. Очевидно осмысление пробуждения сознания жизни и медленного ее увядания.
В одном эпизоде рассказывается, как маленький мальчик, собирая с отцом и братом одуванчики на поле, вдруг ощутил, что он живой. Он осознал себя как бытие, связанное с окружающим миром и людьми. И это осознание наполнило его таким чувством ответственности за свои мысли, чувства, поступки, что он решает вести дневник, в котором будет подробно записывать свою внутреннюю и внешнюю жизнь.
Мне кажется, с духовной точки зрения, осознание себя как бытия, которое в проекции достигает вечности, – это и есть неотъемлемое условие переживания человеком духовной ответственности как творения Божия, получившего дар жизни. В Откровении Иоанна Богослова есть такие слова: «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3:1). И еще: «Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15–16). Это значит, что равнодушие, безучастие, безответственность приравниваются к греху, к преступлению перед Творцом.
– Как привить себе чувство ответственности, как научиться ответственности?
– Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Если, желая оправдать себя, я объясняю свои беды злым роком, то я подчиняю себя злому року. Если я приписываю их измене, то я подчиняю их измене. Но если я принимаю всю ответственность на себя, я тем самым отстаиваю свои человеческие возможности. Я могу повлиять на судьбу того, от чего я неотделим. Я – составная часть общности людей». Воспитывать в себе чувство ответственности – значит учиться ощущать себя единым целым с Богом и людьми.
– Владыко, одна из важнейших проблем современности – проблема ответственности: за свои поступки, слова, мысли… Почему люди боятся слова «ответственность»?
– Для нашего поколения понятие ответственности, к сожалению, потеряло прежний смысл и значение. Мир внушает молодым людям легкое правило счастливой жизни: «Вы никому ничего не должны». Проблемы в учебе, на работе, в семье? Решение простое – игнорируй все и живи для себя. Американские психологи даже вывели теорию, помогающую добиться успеха и внутреннего спокойствия. Этакий полезный совет – «лайфхак», ключ к решению психологических проблем при различных жизненных неприятностях. Теория сводится к тому, что, принимая то или иное решение в жизни, нельзя оглядываться на других. Постоянное ориентирование на мнение окружающих, кто бы это ни был – родители, учителя, друзья, родственники – обозначено как «комплекс мамонта». То есть это некий атавизм, оставшийся на подсознательном уровне с тех доисторических времен, когда от одобрения или порицания племени зависела жизнь человека. И вот каждый раз, когда ты выбираешь одежду по принципу одобрения окружающих, или переживаешь из-за неудачи, или институт после школы выбираешь согласно предпочтениям родителей – ты кормишь своего внутреннего «мамонта», который вырастает до огромных размеров и всю жизнь давит на твое самосознание.
Нужно признать, что рациональное зерно в этой теории присутствует. Ведь желая угодить другим, человек часто теряет самого себя. Любой жизненный выбор должен основываться только на собственном решении самого человека, а не быть результатом сложившихся обстоятельств или слепым ориентированием на мнение окружающих. С этим связано и чувство ответственности, которую берет на себя человек, когда совершает выбор. В богословии это называется детерминизмом, и святые отцы вполне однозначно говорят, что только тот выбор может считаться свободным, который совершен без причинно-следственных обусловленностей. К тому же постоянное ориентирование на мнение других – это, во-первых, симптом страсти тщеславия, во-вторых – признак духовной незрелости. Но это при условии, что главным ориентиром в своей жизни человек выбирает Христа.
Настораживает в этой теории другое. Под благими намерениями помочь человеку освободить свое «Я» от гнета людей и обстоятельств скрывается идея такого гипертрофированного эгоизма, при котором напрочь отсутствуют понятия ответственности, любви, взаимоуважения. Я уже не говорю о самопожертвовании, которое является центральной идеей евангельской жизни. Единственный критерий всех поступков – «это мое решение, потому что я так хочу, а значит, все остальное можно отмести».
Мы уже видели это в истории под именем нигилизма и знаем, какими разрушительными могут быть его последствия. Все начинается с потери смысла жизни, безверия, отрицания авторитетов и нравственных норм. Как следствие – появляются безразличие, хамство, наглость, озлобленность, апатия, наплевательское отношение, самодовольство и эгоизм. В итоге – внутренняя пустота и желание повергнуть в эту пустоту весь мир. Это не картина апокалипсиса. Это психологический портрет современного среднестатистического подростка. Недавно я читал последнее исследование отечественных психологов, которые прямо заявляют: не требуйте от людей нового поколения выполнения сверхзадач, требующих ответственности и самопожертвования. Если задача кажется тяжелой или невыполнимой, человек из поколения двухтысячных просто все бросает и переключается на поиск других вариантов самореализации. Поэтому психологи советуют для таких людей вместо глобальных определять исключительно локальные задачи с эффектом быстрого результата.
Причина этому двоякая – во-первых, действует симптом постсоветского общества, когда дети видят, что деды и родители отдавали все свои силы и якобы взамен ничего не получили. Во-вторых, часто сами родители внушают своим чадам: «Не напрягайся». Результат такого воспитания, когда все проблемы в школе, институте и вообще по жизни решаются родителями, проецируется в дальнейшем на профессиональные качества. Человек не способен к жертвенному служению, он не видит в нем смысла. Объяснить такому человеку, что такое ответственность, фактически невозможно, ведь на первое место выходит шкурный интерес.
К сожалению, ребята, которые приходят учиться в семинарию, также не являются исключением из этого правила. И приходится сталкиваться с необходимостью не только воцерковлять молодых людей, но приучать их к чувству элементарной ответственности. Без этого служение пастыря невозможно.
– Любовь предполагает ответственность, включает в себя это понятие? И что говорит Библия об ответственности и любви?
– Все, что мы получили, придя в этот мир – это результат колоссальной ответственности и жертвенной любви предыдущих поколений. Наши предки построили города, в которых мы живем. Они созидали потенциал страны, часто в ущерб личному комфорту и достатку, жертвенно трудясь, ощущая ответственность за будущие поколения. Ценой собственной жизни наши предшественники сохранили веру православную во времена безбожных гонений, а затем костьми легли под фашистские танки, чтобы их дети жили под мирным и свободным небом. Они совершили подвиг, который был бы невозможен без идеала евангельской любви, о которой сказано, что она сильнее смерти (см. Ин.15:13; 1 Кор. 13:1–8).
Все Писание проникнуто идеей огромной ответственности Творца перед Своим творением и той ответной любви, к которой призван каждый человек. Поэтому на Страшном суде каждый из нас будет держать этот ответ. У великого кинорежиссера Андрея Тарковского есть замечательные слова, которые он произнес в Лондоне, в Сент-Джеймском соборе в 1984 году. Выступая с докладом на тему Апокалипсиса, он сказал: «Духовное состояние человека должно быть таковым, что он постоянно должен ощущать ответственность за свою жизнь… Апокалипсис… это образ человеческой души, наделенной чувством ответственности и обязанностями». Можно добавить, что мерилом этой ответственности является любовь.
– Когда говорят о чувстве ответственности, обычно имеют в виду социальную ответственность. А что значит ответственность с духовной точки зрения, существует духовная ответственность?
– У замечательного писателя Рэя Брэдбери есть роман «Вино из одуванчиков», в котором проводится мировоззренческая парадигма двух поколений – молодого и уходящего. Пересечение двух, казалось бы, противоположных линий – детского сознания и старческого опыта. С одной стороны героями романа выступают престарелые дамы, которые чувствуют себя замкнутыми в тюрьме старческой немощи, при этом психологически не ощущая возраста. С другой – дети. Они смотрят на мир, в котором нет места старению и умиранию, ведь для них эта реальность еще не наступила. Очевидно осмысление пробуждения сознания жизни и медленного ее увядания.
В одном эпизоде рассказывается, как маленький мальчик, собирая с отцом и братом одуванчики на поле, вдруг ощутил, что он живой. Он осознал себя как бытие, связанное с окружающим миром и людьми. И это осознание наполнило его таким чувством ответственности за свои мысли, чувства, поступки, что он решает вести дневник, в котором будет подробно записывать свою внутреннюю и внешнюю жизнь.
Мне кажется, с духовной точки зрения, осознание себя как бытия, которое в проекции достигает вечности, – это и есть неотъемлемое условие переживания человеком духовной ответственности как творения Божия, получившего дар жизни. В Откровении Иоанна Богослова есть такие слова: «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3:1). И еще: «Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15–16). Это значит, что равнодушие, безучастие, безответственность приравниваются к греху, к преступлению перед Творцом.
– Как привить себе чувство ответственности, как научиться ответственности?
– Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Если, желая оправдать себя, я объясняю свои беды злым роком, то я подчиняю себя злому року. Если я приписываю их измене, то я подчиняю их измене. Но если я принимаю всю ответственность на себя, я тем самым отстаиваю свои человеческие возможности. Я могу повлиять на судьбу того, от чего я неотделим. Я – составная часть общности людей». Воспитывать в себе чувство ответственности – значит учиться ощущать себя единым целым с Богом и людьми.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.