История любви после смерти

Иудей, принявший православие, и княжна, правнучка декабриста. Унтер-офицер и советская служащая. Заключенный и экскурсовод Исторического музея. Преподаватель философии и многодетная мать. Два человека, таких разных и таких близких, — священник Михаил Шик и его жена Наталья Шаховская. Их сталкивал, разлучал и снова сталкивал страшный ХХ век. А навсегда соединила в земной и вечной жизни любовь.

История любви после смерти

Священник Михаил Шик и его жена Наталья Шаховская

Фотостудия в Москве. 1920 г. (?)

Последняя встреча

Наталья сильнее закуталась в пальто: в зимнем вагоне было зябко. Сейчас поезд тронется, и через два часа она будет в Москве. Мужа вчера арестовали и увезли… Куда? И что теперь? Тюрьма? Ссылка? Увидятся ли они еще? И что теперь будет с ней, с детьми?..

Конвоиры ввели в вагон высокого бородатого арестанта… Не может быть! Ее муж?! Это Промысл Божий! Отца Михаила усадили в другом конце вагона, и всю дорогу они не сводили друг с друга глаз. Она что-то написала на запотевшем стекле. Он в ответ нарисовал на своем окне крест.

Больше увидеться им было не суждено…

Иудей, который решил креститься

Род Шиков в Москве хорошо знали. В нем были раввины и художники, коммерсанты и фабриканты. Вольф Шик был почетным гражданином города, это давало семье право проживания вне черты оседлости. Сына, родившегося в 1887 году, он назвал двойным именем — Юлий Михаил. Мальчик окончил одну из лучших московских гимназий. Потом университет.

История любви после смерти

Михаил Шик – студент в студенческом кружке, объединившем его друзей супругов Георгия и Нину Вернадских, сестер Анну и Наталью Шаховских и Михаила Карповича

Продолжил изучать философию в Германии. Увлекался толстовством, мистикой, теософией, искал себя… Читал и Евангелие. Но креститься не собирался.

История любви после смерти

Унтер-офицер Михаил Шик

В годы Первой мировой унтер-офицер Михаил Шик на фронте не был — служил в хозчастях. А принять решение креститься ему помогла революция: когда начались гонения на Церковь, его, иудея, уже никто не мог заподозрить в корыстных интересах. И в 1918 году он крестился, получив наконец возможность обвенчаться с любовью всей его жизни — Натальей Шаховской.

«Искалка неугомонная»

Наталья была младше мужа на три года. Ее прадед — декабрист Федор Шаховской, дед — генерал от инфантерии Иван Шаховской, отец — министр государственного призрения Временного правительства Дмитрий Шаховской… Отец гордился дочерью, называл «искалкой неугомонной».

История любви после смерти

Наташа Шаховская, около 1897

Она была самой способной из его детей. Ярославскую женскую гимназию закончила с золотой медалью, поступила на высшие женские курсы, работала в издательстве Некрасова. Ей прочили научную карьеру. Гимназисткой она и сама грезила о славе и подвигах во имя прогресса. А потом поняла: человеку не нужно кардинально менять мир — это дело Бога; а человек должен менять только самого себя.

История любви после смерти

Княгиня Анна Николаевна Шаховская и княжна Наталья Дмитриевна Шаховская, 1912 (?)

В издательстве Некрасова вышли ее первые научные работы — исторические очерки о Данииле Галицком, о Сергии Радонежском, исследование о сыске посадских тяглецов в XVII веке, биография Короленко, статьи о Чехове.

С Михаилом Шиком они впервые встретились у Георгия Вернадского. Наташе было 18. Она сразу влюбилась. Но у него была другая возлюбленная. Только через пять лет он ответил на ее чувство. И еще пять лет они не могли повенчаться, потому что Михаил был иудеем, а официального гражданского брака до революции не существовало.

«Я пережила большой внутренний переворот»

И вот наступил судьбоносный для Натальи и Михаила 1918 год. В этом году Михаил крестился. Крестным стал его одноклассник, художник Владимир Фаворский, крестной… его прежняя любовь Варвара Мирович. А небесным покровителем Шик выбрал святого князя-мученика Михаила Черниговского — словно предчувствовал свою судьбу.

Обвенчались Михаил и Наталья в день Ильи-пророка. Шик подарил невесте кольцо, внутри которого было выгравировано: «Свете Радости. Свете Любви. Свете Преображения».

Обосновались молодые в Сергиевом Посаде. Михаил готовился стать профессором философии в Московском университете, преподавал историю и психологию в педагогическом техникуме и состоял в комиссии по охране памятников Троице-Сергиевой лавры, которую возглавлял священник Павел Флоренский.

История любви после смерти

Михаил Шик готовится к профессорскому званию в Московском университете на историко-философском факультете. 1922

Наталья сперва устроилась в отделение Союза кооператоров, а когда его ликвидировали, пошла преподавателем в педагогический техникум, потом работала в краеведческом музее. Но после 1921 года власти добрались и до краеведов: были закрыты журналы «Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник», многие архивные комиссии и научные сообщества… Наталья осталась без работы.

А в феврале 1921 года ее арестовали. За брошюру о Дмитровском союзе кооперативов — тогда как раз шла кампания борьбы с кооперацией. Три месяца Наталья просидела в Бутырской тюрьме. И там встретила епископа Германа (Рященцева). «Я пережила в ней [в тюрьме] большой внутренний переворот, — писала она позже. — Бог послал мне духовника, который помог мне принести покаяние всецелое и раскрыл передо мной лишь приоткрытые до того двери Церкви».

История любви после смерти

Наталья и Михаил с сыном Сережей

Загорск (Сергиев Посад), 1922-23(?)

Наталья очень хотела ребенка, но детей долго не было, и врачи ничего хорошего не обещали. К счастью, их прогнозы не оправдались — родился долгожданный сын Сережа. Медики предупреждали: «Больше рожать нельзя, умрете!» Но Наталья положилась на волю Божию, и следом за Сережей родилась дочка Маша. Счастливая мать занялась детьми, а муж посвятил себя церковному служению.

Крест из фанеры

В июле 1925 года митрополит Петр (Полянский), Патриарший Местоблюститель, рукоположил Михаила в дьяконский сан. Но владыку вскоре арестовали, а вместе с ним и Шика. Наталья тогда ждала третьего ребенка.

В тюрьме отец Михаил отсидел полгода и отправился в административную ссылку в Среднюю Азию, в город Турткуль.

В дневнике он писал: «15-го выехали из Ташкента, пробыв там, к счастью, только 4 дня. Здесь всем заправляет и бесчинствует шпана, обкладывает “буржуев” поборами, обкрадывает заключенных <…> С нами этапом пришла и вместе заперта была в «школе» группа бывших начальствующих лиц из изолятора с остр. Возрождения <…> на Аральском море. Шпана порывалась свести счеты с этой компанией. Когда в первый день я пошел в уборную без подрясника, ко мне подошли двое молодцов и стали допрашивать, не я ли начальник “острова”. Я показал свою косицу, обличавшую мое духовное звание. Они отошли, но через минуту, не совсем убежденные, вернулись с вопросом: “А крест носишь?” Я указал на свой вырезанный из фанеры в Бутырках крест. Недоверие еще не было побеждено. “Почему самодельный”. Объяснил, что в ГПУ кресты снимают. “Да, верно, они против религии идут”. Таким образом, св. Крест оградил меня от побоев».

***

«В Самарканде жел.-дор. власти отказались прицепить наш арестантский вагон, так как этап наш очень немногочислен: 5 арестантов и 8 конвоиров. Усадили нас в общий вагон. <…> Наконец прибыли в Чарджуй. Ночью шли через город <…> Примут ли нас на пароход, или оставят ночевать на берегу? <…> Краткие переговоры начальника конвоя с капитаном. Нам отвели носовой трюм. Просторно, чисто, не душно <…> Чувствуем себя точно в раю после духоты и пыли путешествияв вагоне. Помылись, напились чаю и, помолившись, разложили на полу постели и улеглись на отдых. Привыкли уже валяться на полу. Ни в Ташкенте, ни в Самарканде не было нар в отведенных нам камерах».

***

«В вагоне перед Чарджуем тихонько пели всенощную с акафистом Богородице по случаю завтрашнего празднования Казанской иконе Божией Матери. Как утешительны эти наши импровизированные службы в тюрьме и в пути. Кругом гомон, брань, смех. Но не так ли в обычной жизни мы, выплывая из волн житейской суеты, стараемся оторваться от нее, чтобы сосредоточиться в молитве?»

Через год в Турткуле, в домовой церкви архиепископа Никодима (Кроткова ) Михаил Шик принял сан священника.

История любви после смерти

А пока он сидел, в Сергиевом Посаде у него родилась дочь Елизавета. Отец впервые увидел ее, когда Лизе было уже два года. Для Натальи, оставшейся с тремя детьми практически без средств к существованию, время ссылки мужа было очень тяжелым. Она устроилась экскурсоводом в столичный Исторический музей и каждый день с грудной малышкой ездила в Москву. Оставляла Лизочку у бабушки и бежала на работу, потом — за продуктами и поздно вечером с рюкзаком, набитым пеленками и покупками, и с ребенком на руках — назад в Сергиев Посад, и утром все сначала.

Мужу в ссылку писала: «Дай Тебе Бог терпения. А я сквозь тоску о Тебе часто чувствую себя счастливой безмерно — счастливой Тобой, и знаю, что впереди радость свидания, и верю, что она не отнимется от нас, и молюсь — только бы нам самим ее не отравить».

Летом 1927 года Наталья с пятилетним Сережей умудрилась даже приехать к мужу на свидание. Встретились так, словно не было полуторагодовалой разлуки: их переписка была настолько подробной и частой, что оба знали подробности и житейской, и духовной жизни супруга. Им не надо было заново привыкать друг к другу.

В пяти шагах от Бога

Отец Михаил вернулся из ссылки в начале 1928-го. Служил он в Воскресенско-Петропавловской церкви Сергиева Посада. У них с матушкой Натальей родился сын Дмитрий, «турткульский мальчик», как называли его домашние.

А между тем в городе уже начали арестовывать священнослужителей. Понятно было, что и отец Михаил на свободе ненадолго. Нужно было скрываться, и семья уехала из Сергиева Посада. Скитались по Подмосковью, меняли жилье. Отец Михаил служил в разных московских храмах, сблизился с общиной духовных чад протоирея Сергия Мечева. Шика знали в Москве как замечательного проповедника и философа.

Варвара Мирович вспоминает: «Один из приятелей М. В., тоже священник, однажды сказал: “Когда М. В. в алтаре, он не так как мы, русские, служит — он ходит перед Богом, предстоит перед Ним, как будто Бог на расстоянии пяти шагов от него. Когда он кадит у престола, он отступает в священном ужасе, чтобы не задеть касанием кадила Адонаи (одно из имен Бога в Ветхом Завете — прим.ред.), “на Него же не смеют чини ангельстии взирати”. С таким лицом, какое я видел у М. В., Авраам беседовал под дубом Мамврийским со Святой Троицей, явившейся ему в виде трех Архистратигов небесных сил.

Мне жалко, — прибавил этот священник, обратившись к нам, — что вы не видели этого лица Михаила Владимировича, и поэтому можно сказать, что вы вообще его не видели”. О себе могу сказать, <добавляет В. Г.>, что я это лицо видела у Михаила в день его крещения и еще несколько раз в жизни».

Последним местом служения отца Михаила стала церковь святителя Николая у Соломенной Сторожки. Оттуда в 1931 году он вынужден был уйти за штат — из-за отказа поминать митрополита Сергия (Страгородского) как Местоблюстителя Патриаршего престола при живом законном Местоблюстителе митрополите Петре.

Потайная церковь

Принадлежность к «непоминающим» в те годы означала неизбежный арест. Отец Михаил это понимал, и семье опять пришлось переселяться. Выбрали Малоярославец — город в ста двадцати километрах от Москвы, куда съезжались многие лишенные права жить в столице. Нашли там подходящий дом: одна семья уезжала в ссылку и срочно его продавала «всего» за три тысячи рублей. Три тысячи! Фантастическая для заштатного священника сумма. И вдруг в Москве к родителям отца Михаила приходит человек, называет себя Николаем (а в семье у Шиков как раз родился пятый ребенок, сын Николенька) и… приносит ровно три тысячи рублей! Долг, забытый много лет назад.

В одной из комнат дома отец Михаил устроил тайную домовую церковь. У него был антиминс — освященный плат со вшитыми в него частицами святых мощей, на котором совершается литургия, — и свяшенник мог дома тайно совершать Евхаристию. На службу собиралась вся семья, а иногда из Москвы приезжали духовные дети отца Михаила.

«Приходили и некоторые из местных жителей, — вспоминает Елизавета Шик. — Больше всех запомнился Самуил Ааронович, очень уважаемый в городе первоклассный часовщик, средних лет, с типичной, можно сказать, благородной библейской внешностью, думаю — хорошо знавший закон отцов. Они с папой подолгу сидели наедине, видимо, разбирая Священное Писание, и в конце концов, дав себя убедить в том, что Иисус Христос и есть ожидавшийся еврейским народом Мессия, Самуил Ааронович крестился у отца тайно от своей семьи. Так же тайно он приходил потом на богослужения».

В 1935 году отец Михаил перенес службы в пристройку. И это сыграло потом ключевую, роковую роль в его судьбе.

Необычная семья

Семья Шиков жила странной, непонятной для соседей жизнью. В первый класс никто из детей не ходил: сначала их учили дома, укрепляли духовно, и лишь потом отдавали кого в третий класс, а кого сразу в пятый.

В кино детей тоже не пускали. Не потому, что отвергали кино как таковое, а потому, что единственный в городе кинотеатр находился в бывшей Успенской церкви, и отец Михаил не хотел, чтобы его дети участвовали в осквернении храма. А на каникулах, когда Шики приезжали в Москву, ни кино, ни театры не возбранялись.

Дома в редкие свободные часы отец читал семье Писание или классику, пока дети мастерили елочные игрушки или костюмы для домашних спектаклей. Ссоры между ними мгновенно пресекались, их учили быть стойкими и не раскисать от мелких невзгод. Дети эти родительские правила принимали и не протестовали. В школе Шиков, на удивление, не дразнили одноклассники, к ним не придирались учителя, учеба давалась им легко, учились все хорошо.

А вот с деньгами было трудно. Отец Михаил делал технические переводы с английского, а Наталья даже стала членом Союза писателей. В 1936 году вышла их общая с мужем книга «Загадка магнита», посвященная Фарадею, ее потом дважды переиздавали под разными названиями. На гонорар родители устроили детям праздник — отправились с ними в путешествие по Москве-реке и Оке до Горького.

Исчез навсегда

Арестовали отца Михаила в феврале 1937-го. Пришли днем, когда семья обедала. Старшие дети были в школе — учились во вторую смену. Трое в штатском предъявили ордер, долго обыскивали, ничего не нашли и уже собирались уходить, но тут священник пошел в пристройку за паспортом, и это стало его фатальной ошибкой: обыск продолжился, в пристройке нашли антиминс и облачение. Отец Михаил успел только благословить младших детей, и его увели. Куда — никто не знал.

История любви после смерти

Искали по московским тюрьмам — никаких следов.

Лишь в конце года удалось получить официальную справку: «Выслан в дальние лагеря на 10 лет без права переписки». Всё это было враньем — и срок, и «дальние лагеря». Отца Михаила уже не было в живых.

Но дети верили, что папа вернется, и высчитывали, сколько им тогда будет лет, а Наталья продолжала писать запросы, на которые продолжала получать стандартное «не числится»…

А в пристройке отца Михаила продолжали служить литургии. Бывало, на одну-две недели приезжал отец Александр Гумановский: он был фактически на нелегальном положении и нигде подолгу не задерживался. И в потаенную домовую церковь продолжали приходить люди, чтобы исповедаться и причаститься.

Прощальное письмо

В 1939-м Сергей Шик окончил школу и поступил в Московский университет. Когда началась война, он вместе с университетом уехал в эвакуацию в Ашхабад. А Наталья с четырьмя детьми, двумя бабушками, двумя тетями и еще двумя женщинами, друзьями семьи, осталась в Малоярославце.

В октябре 1941-го город заняли немцы. Правда, уже через два месяца его освободили, но жизнь семьи Шиков легче не стала: у Натальи пропала корова, а в пристройку попала мина. Чтобы как-то выжить, дети отрубали куски мерзлого мяса убитых лошадей — их много осталось после боев в окрестностях Малоярославца. Мясо привозили домой на санках и делились с теми, кто сам не мог его добыть.

История любви после смерти

Малоярославец, 1939. Слева направо сидят: Мария, Николай, Наталья Дмитриевна, Елизавета. Стоят: Сергей и Дмитрий

В конце концов у матушки Натальи обострился давний туберкулез, и 20 июля 1942 года она умерла. До последнего дня она надеялась, что муж жив. И даже написала ему прощальное письмо:

«Дорогой мой, бесценный друг, вот уже и миновала последняя моя весна. А Ты? Все еще загадочна, таинственна Твоя судьба, все еще маячит надежда, что Ты вернешься, но мы уже не увидимся, а так хотелось Тебя дождаться. Но не надо об этом жалеть. Встретившись, расставаться было бы еще труднее, а мне пора…

Имя Твое для детей священно. Молитва о Тебе — самое задушевное, что их объединяет. Иногда я рассказываю им что-нибудь, чтобы не стерлись у них черты Твоего духовного облика. Миша, какие хорошие у нас дети! Этот ужасный год войны раскрыл в них многое, доразвил, заставил их возмужать, но, кажется, ничего не испортил (...) В Твоем уголке благодать не переставала. Я думала, так будет лучше для Тебя.

Май 1942 г.»

История любви после смерти

Последняя фотографии Наталии Шаховской-Шик, около 1940 года

Младших — Дмитрия и Николая — усыновила тетка, сестра матери Анна Шаховская.

Судьбы отца Михаила еще много лет никто не знал: в 1944-м на очередной запрос сообщили, что «М. В. Шик умер 26 сентября 1938 г. в дальнем лагере». В 1957 году родные отца Михаила получили справку о пересмотре дела и реабилитации. И лишь в 1990 году они узнали, что Михаил Владимирович Шик был расстрелян 27 сентября 1937 года, но место его захоронения неизвестно.

В мае 1994 года Дмитрию Шаховскому сообщили, что имя его отца обнаружили в списках расстрелянных на Бутовском полигоне. Формулировка обвинения: «являлся активным участником контрреволюционной организации церковников-нелегалов, принимал активное участие в нелегальном совещании в феврале 1937 г., в г. Малоярославец им была организована тайная домовая церковь, куда периодически съезжались единомышленники по организации».

История любви после смерти

Дмитрия Михайловича попросили помочь установить там поклонный крест. А через несколько лет по его проекту на полигоне построили деревянную церковь во имя новомучеников и исповедников Российских. Настоятелем ее стал отец Кирилл Каледа — внук расстрелянного на Бутовском полигоне друга отца Михаила, священномученика Владимира Амбарцумова. И хотя позже рядом возвели большой каменный храм, службы в этой церкви продолжаются.

Оставить комментарий

Слово Божие. Здесь есть всё - религия, православие, христианство, праздники, обряды, традиции, молитвы, Библия, Бог, Иисус Христос, патриарх, священник, крест, пост, святые, храмы, монастыри, съезды, конференции.
2015 — 2024