Исповедь — это диагноз, а лечение — в покаянии
Дело в том, что прощение многие воспринимают по-детсадовски или юридически. Господь говорит: «Если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец Небесный не простит вам». Это есть просто образ. А дело не в этом. Если ты не прощаешь, твое непрощение свидетельствует, что у тебя в сердце зло, в частности злопамятность. И как с этим качеством души ты, прости за выражение, в рай попадешь?
Никак, это невозможно. Сам Господь не может силком тебя, такого злобного и мстительного, взять в рай. В рай только кающиеся грешники входят, которые каются в своей злобе, в недоброжелательности, в чувстве мести, просят Бога день и ночь: «Дай, Господи, мне силы преодолеть это». Вот что имеется в виду. А не просто Господь восседает на Своем троне и к Нему подводят людей: «Так, тебя прощаю, а тебя нет». Совсем не так процедура происходит, и вообще процедуры нет. Просто человек не прощает и закрывает (это тоже образ) себе дверь в рай, потому что Христос сказал: «Аз есмь дверь». Ты сам себе закрываешь Христа. Поэтому надо вникнуть в слова Господни, что Он имел в виду. Он же не мог разворачивать перед нами какие-то философские конструкции. По тому, что Он Сам Бог, Он, конечно, мог, но кто бы из нас что понял?
– То есть если человек носит в себе непрощенную обиду…
– Это значит, он сознательно отказался от того, чтобы взять свой крест (а обида – это крест) и следовать за Христом.
– Но он исповедует этот грех, понимая, что это грех.
– Исповедует – молодец, но исповедь же ничего с человеком не содеевает, содеет исключительно одно покаяние. Исповедь – это постановка диагноза, МРТ такое. Прожужжали двадцать минут, посмотрели: «Да, браток, нужна операция; и не тяните. Вот вам полторы недельки, а лучше неделька – и будьте любезны. Вот вам направление. А будете тянуть – только хуже будет». Вот и все. Исповедь – это диагноз, человек должен сам себе его поставить. Но постановка диагноза – это только половина лечения болезни. Поэтому хорошие врачи-диагносты очень ценятся, которые сразу угадывают с помощью опыта, образования, что с человеком происходит. Но лечить-то надо. А лечение – это покаяние.
Протоиерей Димитрий Смирнов
Никак, это невозможно. Сам Господь не может силком тебя, такого злобного и мстительного, взять в рай. В рай только кающиеся грешники входят, которые каются в своей злобе, в недоброжелательности, в чувстве мести, просят Бога день и ночь: «Дай, Господи, мне силы преодолеть это». Вот что имеется в виду. А не просто Господь восседает на Своем троне и к Нему подводят людей: «Так, тебя прощаю, а тебя нет». Совсем не так процедура происходит, и вообще процедуры нет. Просто человек не прощает и закрывает (это тоже образ) себе дверь в рай, потому что Христос сказал: «Аз есмь дверь». Ты сам себе закрываешь Христа. Поэтому надо вникнуть в слова Господни, что Он имел в виду. Он же не мог разворачивать перед нами какие-то философские конструкции. По тому, что Он Сам Бог, Он, конечно, мог, но кто бы из нас что понял?
– То есть если человек носит в себе непрощенную обиду…
– Это значит, он сознательно отказался от того, чтобы взять свой крест (а обида – это крест) и следовать за Христом.
– Но он исповедует этот грех, понимая, что это грех.
– Исповедует – молодец, но исповедь же ничего с человеком не содеевает, содеет исключительно одно покаяние. Исповедь – это постановка диагноза, МРТ такое. Прожужжали двадцать минут, посмотрели: «Да, браток, нужна операция; и не тяните. Вот вам полторы недельки, а лучше неделька – и будьте любезны. Вот вам направление. А будете тянуть – только хуже будет». Вот и все. Исповедь – это диагноз, человек должен сам себе его поставить. Но постановка диагноза – это только половина лечения болезни. Поэтому хорошие врачи-диагносты очень ценятся, которые сразу угадывают с помощью опыта, образования, что с человеком происходит. Но лечить-то надо. А лечение – это покаяние.
Протоиерей Димитрий Смирнов
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.