Про эгоизм
— В фильмах про Афон показано, что монахи живут в пещерах в ужасных условиях. Может, они мазохисты или к ним действительно приходит Бог, и это стоит того?
— К ним действительно приходит Бог. Наша с вами болезнь называется эгоизм. Корень у всех наших грехов, их причина — эгоизм. И чтобы справиться с этой болезнью, духовные люди делают действие, противоположное эгоизму. По большому счету, первым это сделал Христос, увидев, что люди не могут сами с собой ничего сделать. Через пророков Он дал им заповеди, все объяснил, и желание у ветхозаветных людей было, и искренность, но они ничего не могли сделать со своим эгоизмом. Господь пришел на Землю и взял на себя больную эгоизмом человеческую плоть. Главное, что Он ни минуты, ни секунды не сочувствовал греху. Но то, что Он взял на себя именно больную эгоизмом человеческую плоть, можем понять из того, что сатане было позволено искушать Господа во время сорокадневного поста. Сатана, конечно, по своей темноте, по неразумию дерзнул искушать Господа властью, богатством. Что же в результате сделал Христос? Умер — невиновный — за виновных.
Эгоизм — это когда ты себя предпочитаешь всем, даже тогда, когда ты хуже всех. А Господь, будучи невиновным, не только пострадал за виновных, но еще и молился за них: «Господи, прости им, ибо они не ведают, что творят». И в этой пораженной грехом плоти эгоизм просто сгорел, ибо не мог присутствовать там, не выдержав столь крайнего смирения и высочайшего проявления любви. Внешние, не церковные люди не понимают смысла постов, аскезы, бдений, смирения самих себя. Им кажется, что это мазохизм, а на самом деле все очень просто. Люди, желающие исцелить свою греховную плоть, в аскезе постоянно делают действия, обратные эгоизму. Их греховная эгоистичная плоть требует одного, а они принципиально делают обратное, чтобы умертвить свой эгоизм. В этом есть очень большой смысл, а самое главное — есть реальный результат. Не слова, не болтовня, а результат: праведность и даже святость. Церковь имеет много святых, которые не с детства, не с пеленок, не с молоком матери получили праведность и добрый, кроткий нрав. Множество святых были обычными людьми и даже грешниками, но потом они так полюбили Христа, что очень серьезно взялись за себя и стали святыми. Это, во-первых, нас должно вдохновлять, а во-вторых, должно пристыдить нас за наше нерадение.
Протоиерей Сергий Баранов
— К ним действительно приходит Бог. Наша с вами болезнь называется эгоизм. Корень у всех наших грехов, их причина — эгоизм. И чтобы справиться с этой болезнью, духовные люди делают действие, противоположное эгоизму. По большому счету, первым это сделал Христос, увидев, что люди не могут сами с собой ничего сделать. Через пророков Он дал им заповеди, все объяснил, и желание у ветхозаветных людей было, и искренность, но они ничего не могли сделать со своим эгоизмом. Господь пришел на Землю и взял на себя больную эгоизмом человеческую плоть. Главное, что Он ни минуты, ни секунды не сочувствовал греху. Но то, что Он взял на себя именно больную эгоизмом человеческую плоть, можем понять из того, что сатане было позволено искушать Господа во время сорокадневного поста. Сатана, конечно, по своей темноте, по неразумию дерзнул искушать Господа властью, богатством. Что же в результате сделал Христос? Умер — невиновный — за виновных.
Эгоизм — это когда ты себя предпочитаешь всем, даже тогда, когда ты хуже всех. А Господь, будучи невиновным, не только пострадал за виновных, но еще и молился за них: «Господи, прости им, ибо они не ведают, что творят». И в этой пораженной грехом плоти эгоизм просто сгорел, ибо не мог присутствовать там, не выдержав столь крайнего смирения и высочайшего проявления любви. Внешние, не церковные люди не понимают смысла постов, аскезы, бдений, смирения самих себя. Им кажется, что это мазохизм, а на самом деле все очень просто. Люди, желающие исцелить свою греховную плоть, в аскезе постоянно делают действия, обратные эгоизму. Их греховная эгоистичная плоть требует одного, а они принципиально делают обратное, чтобы умертвить свой эгоизм. В этом есть очень большой смысл, а самое главное — есть реальный результат. Не слова, не болтовня, а результат: праведность и даже святость. Церковь имеет много святых, которые не с детства, не с пеленок, не с молоком матери получили праведность и добрый, кроткий нрав. Множество святых были обычными людьми и даже грешниками, но потом они так полюбили Христа, что очень серьезно взялись за себя и стали святыми. Это, во-первых, нас должно вдохновлять, а во-вторых, должно пристыдить нас за наше нерадение.
Протоиерей Сергий Баранов
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.