О конфликте науки и религии
Конфликта между наукой и религией на самом деле не существует. Вернее, существует, но, как верно подметил доктор философских наук Александр Доброхотов, «только в головах у тех, кто не знает или игнорирует границу между научным и религиозным методами познания мира».
Наука и религия — это два способа познания мира, которые отвечают на разные вопросы. Наука задается вопросами «Каким образом? Когда? В какой последовательности?», вера рассматривает вопросы «Кто? Для чего? С какой целью?». Так, медицина изучает особенности функционирования человеческого организма, а религия дает ответ, в чем смысл существования человека. Наука и религия отличаются друг от друга как методом, так и предметом познания, поэтому противоречие между ними невозможно. Они говорят о разном и на разных языках. Об этом на встрече с учеными в Сарове 1 августа 2016 года упомянул Патриарх Кирилл, сказав, что было бы наивным «прочитывать книгу Бытия как учебник по антропогенезу», как и искать в учебниках по биологии или физике «ответ на вопрос о смысле жизни».
Представление, что отношения науки и религии были всегда враждебными, не соответствует действительности. Напротив, современная европейская наука была создана верующими людьми, христианами. Ньютон, Паскаль, Лавуазье, Пастер были людьми глубоких личных религиозных убеждений. Творческое наследие Паскаля содержит больше богословских, чем собственно научнофизических трудов. А знаменитый английский ученый Фарадей вообще проповедовал в церкви с кафедры. Ставшие хрестоматийными примеры подавления церковниками свободы научной мысли — процесс над Джордано Бруно или казнь в кальвинистской Женеве врача и ученого естествоиспытателя Мигеля Сервета — не имели ничего общего с научными воззрениями этих людей. В центре конфликта находились их религиозные взгляды, а не научные изыскания.
Вместе с тем, говорить, что представители науки и религии на протяжении всей истории прекрасно ладили друг с другом, тоже неверно. Есть немало печальных фактов, которые говорят об обратном. Можно вспомнить сожжение радикально настроенными верующими Александрийской библиотеки. Или долгую и сложную историю с признанием Католической Церковью гелиоцентрической теории Николая Коперника. Тут важно понять, что как в религиозном, так и в научном сообществе были, есть и будут люди, чье отношение к возможности познания вселенной иным, отличным от привычного им метода и угла зрения способом обусловлено их субъективным, ограниченным восприятием действительности, предубежденностью и нежеланием шире взглянуть на окружающий мир. Для человека, который искренне хочет видеть целое во взаимосвязи теорий, явлений и фактов, вполне естественно признавать ценность как религии, так и науки. Так же как естественно верить и рисовать картины или заниматься наукой и в свободное время играть на музыкальных инструментах.
Таким образом, научный прогресс не умаляет значения религии и не загоняет ее в угол. Порой даже наоборот, новые открытия в сфере, например, психологии и других отраслей научного знания служат подтверждением ранее известных, но до сих пор необъяснимых явлений духовного мира.
Наука и религия — это два способа познания мира, которые отвечают на разные вопросы. Наука задается вопросами «Каким образом? Когда? В какой последовательности?», вера рассматривает вопросы «Кто? Для чего? С какой целью?». Так, медицина изучает особенности функционирования человеческого организма, а религия дает ответ, в чем смысл существования человека. Наука и религия отличаются друг от друга как методом, так и предметом познания, поэтому противоречие между ними невозможно. Они говорят о разном и на разных языках. Об этом на встрече с учеными в Сарове 1 августа 2016 года упомянул Патриарх Кирилл, сказав, что было бы наивным «прочитывать книгу Бытия как учебник по антропогенезу», как и искать в учебниках по биологии или физике «ответ на вопрос о смысле жизни».
Представление, что отношения науки и религии были всегда враждебными, не соответствует действительности. Напротив, современная европейская наука была создана верующими людьми, христианами. Ньютон, Паскаль, Лавуазье, Пастер были людьми глубоких личных религиозных убеждений. Творческое наследие Паскаля содержит больше богословских, чем собственно научнофизических трудов. А знаменитый английский ученый Фарадей вообще проповедовал в церкви с кафедры. Ставшие хрестоматийными примеры подавления церковниками свободы научной мысли — процесс над Джордано Бруно или казнь в кальвинистской Женеве врача и ученого естествоиспытателя Мигеля Сервета — не имели ничего общего с научными воззрениями этих людей. В центре конфликта находились их религиозные взгляды, а не научные изыскания.
Вместе с тем, говорить, что представители науки и религии на протяжении всей истории прекрасно ладили друг с другом, тоже неверно. Есть немало печальных фактов, которые говорят об обратном. Можно вспомнить сожжение радикально настроенными верующими Александрийской библиотеки. Или долгую и сложную историю с признанием Католической Церковью гелиоцентрической теории Николая Коперника. Тут важно понять, что как в религиозном, так и в научном сообществе были, есть и будут люди, чье отношение к возможности познания вселенной иным, отличным от привычного им метода и угла зрения способом обусловлено их субъективным, ограниченным восприятием действительности, предубежденностью и нежеланием шире взглянуть на окружающий мир. Для человека, который искренне хочет видеть целое во взаимосвязи теорий, явлений и фактов, вполне естественно признавать ценность как религии, так и науки. Так же как естественно верить и рисовать картины или заниматься наукой и в свободное время играть на музыкальных инструментах.
Таким образом, научный прогресс не умаляет значения религии и не загоняет ее в угол. Порой даже наоборот, новые открытия в сфере, например, психологии и других отраслей научного знания служат подтверждением ранее известных, но до сих пор необъяснимых явлений духовного мира.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.