Новая археологическая находка в Египте: почему это важно?
Руины неизвестного ранее христианского поселения были обнаружены в ходе последних археологических раскопок в Египте. Возможно, оно было построено для множества паломников, которые шли к месту захоронения очень почитаемого ими святого Мины.
Археологи Мариуш Гвязда и Томаш Дерда из Польского центра средиземноморской археологии Варшавского университета в своей статье в Antiquity назвали находку «лебединой песней древнего градостроительства».
Поселение располагалось на территории древней Мареи — некогда процветающего промышленного центра и портового города. Он был построен в третьем веке до нашей эры (найденное христианское поселение относится к VI веку н. э.) примерно в 40 километрах к юго-западу от Александрии.
С конца 1970-х годов археологи из разных стран регулярно проводили раскопки на территории Мареи. Однако долгое время основными объектами внимания исследователей становились лишь отдельно взятые византийские строения. С 2017 года археологи Варшавского университета стали активно использовать в ходе раскопок современные технологии и инновационные методы работы. Такой подход позволил, в частности, выявить магнитные аномалии, указывающие на наличие в Марее плотной городской застройки площадью в 13 га. Археологи обнаружили сложную систему прямых улиц с прилегающими зданиями, выполняющими различные функции, и искусственную набережную, связанную с разветвленной портовой инфраструктурой. Это и были остатки древнего поселения — по сути, города в городе.
Почему это открытие признано археологами настолько значимым? Во-первых, принято считать, что ко времени основания найденного поселения (VI в. н. э.) новые города в Египте почти не строили. Строительство развивалось в основном в греческий (332 г. до н. э. — 30 г. до н. э.) и ранний римский (30 г. до н. э. — 313 г. н. э.) периоды, так что новый городской комплекс в Марее стал исключением из правил.
План городского комплекса Мареи
Во-вторых, найденное поселение имеет в своей основе удивительно четкий и продуманный градостроительный план. Участок состоял из рядов одинаковых на вид зданий, в каждом из которых располагались магазины и жилые помещения, имелись портики. Улицы пересекались под прямым углом, что, как отметили археологи, было большой редкостью для того времени. Ученые также отметили, что при постройке города архитекторы уделили особое внимание его благоустройству. Так, при раскопках было обнаружено две общественные бани, а в надписях, найденных на керамике, упоминалось о существовании больницы.
В-третьих, поселение, в отличие от аналогичных городских комплексов византийской эпохи, не имело оборонительных стен. Это обстоятельство, а также особенности сохранившихся зданий, позволили польским археологам выдвинуть гипотезу, согласно которой комплекс был построен для нужд паломников, направлявшихся в Египет, чтобы посетить церковь святого Мины. Паломники сначала прибывали в Александрию, потом пересекали озеро Мариау и останавливались в Марее. Оттуда они отправлялись уже в Абу-Мину, которая находилась всего в 17 км к югу от Мареи и была целью паломничества. В христианском «городе в городе» в Марее уставшим путникам предлагали еду, ночлег и другие услуги.
Святой Мина отказался принести жертву языческим богам и за это принял жесточайшие муки, после чего был обезглавлен. Тело святого мученика приказано было сжечь. Христиане ночью собрали в погасшем костре уцелевшие останки страдальца. По преданию, один из верблюдов, который вёз прах святого, отказался двигаться дальше, несмотря на все попытки сопровождающих. Это было воспринято как воля Божья, и тело было захоронено в этом месте.
Впоследствии место было забыто, пока мощи святого не были обнаружены пастухом, чья овца была исцелена в роднике, текущем недалеко от места захоронения мученика Мины. В эфиопском писании повествуется: «Тогда взял он пыль из святыни этой и, смешав ее с водой, нанес на овец своих. Те, кто больными были, исцелились сразу. Так начал он исцелять, и исцелял он всех больных, приходящих к нему».
Об этих чудесах узнал император Константин Великий. Император послал свою больную дочь к пастуху, чтобы исцелить ее. Она и нашла захоронение Мины, после чего император приказал заложить на том месте церковь. К мощам святого начали стекаться за исцелением множество паломников, и вскоре здесь был построен город Абу-Мина. К концу периода раннего Средневековья город стал главным центром паломничества в Египте.
На данный момент польские археологи мало что знают о судьбе христианского поселения в Марее. Скорее всего, оно начало приходить в упадок в середине седьмого века, когда Египет попал под власть мусульман. Абу-Мина была разрушена, поток паломников иссяк, и городское поселение в Марее лишилось основы своего существования.
Археологи Мариуш Гвязда и Томаш Дерда из Польского центра средиземноморской археологии Варшавского университета в своей статье в Antiquity назвали находку «лебединой песней древнего градостроительства».
Поселение располагалось на территории древней Мареи — некогда процветающего промышленного центра и портового города. Он был построен в третьем веке до нашей эры (найденное христианское поселение относится к VI веку н. э.) примерно в 40 километрах к юго-западу от Александрии.
С конца 1970-х годов археологи из разных стран регулярно проводили раскопки на территории Мареи. Однако долгое время основными объектами внимания исследователей становились лишь отдельно взятые византийские строения. С 2017 года археологи Варшавского университета стали активно использовать в ходе раскопок современные технологии и инновационные методы работы. Такой подход позволил, в частности, выявить магнитные аномалии, указывающие на наличие в Марее плотной городской застройки площадью в 13 га. Археологи обнаружили сложную систему прямых улиц с прилегающими зданиями, выполняющими различные функции, и искусственную набережную, связанную с разветвленной портовой инфраструктурой. Это и были остатки древнего поселения — по сути, города в городе.
Почему это открытие признано археологами настолько значимым? Во-первых, принято считать, что ко времени основания найденного поселения (VI в. н. э.) новые города в Египте почти не строили. Строительство развивалось в основном в греческий (332 г. до н. э. — 30 г. до н. э.) и ранний римский (30 г. до н. э. — 313 г. н. э.) периоды, так что новый городской комплекс в Марее стал исключением из правил.
План городского комплекса Мареи
Во-вторых, найденное поселение имеет в своей основе удивительно четкий и продуманный градостроительный план. Участок состоял из рядов одинаковых на вид зданий, в каждом из которых располагались магазины и жилые помещения, имелись портики. Улицы пересекались под прямым углом, что, как отметили археологи, было большой редкостью для того времени. Ученые также отметили, что при постройке города архитекторы уделили особое внимание его благоустройству. Так, при раскопках было обнаружено две общественные бани, а в надписях, найденных на керамике, упоминалось о существовании больницы.
В-третьих, поселение, в отличие от аналогичных городских комплексов византийской эпохи, не имело оборонительных стен. Это обстоятельство, а также особенности сохранившихся зданий, позволили польским археологам выдвинуть гипотезу, согласно которой комплекс был построен для нужд паломников, направлявшихся в Египет, чтобы посетить церковь святого Мины. Паломники сначала прибывали в Александрию, потом пересекали озеро Мариау и останавливались в Марее. Оттуда они отправлялись уже в Абу-Мину, которая находилась всего в 17 км к югу от Мареи и была целью паломничества. В христианском «городе в городе» в Марее уставшим путникам предлагали еду, ночлег и другие услуги.
Кто такой святой Мина?
Святой великомученик Мина был весьма почитаем на христианском Востоке. Родом из Египта он был воином и служил во фригийском городе Котуане во время царствования императоров-соправителей Диоклетиана и Максимиана (284–305). С началом жесточайшего в истории гонения на христиан святой не пожелал служить гонителям. Оставив службу, он удалился в горы, где подвизался в посте и молитве. Однажды во время языческого праздника он пришел в город, в котором раньше служил. В разгар праздничных игрищ, на которые сошелся весь город, Мина начал проповедовать христианскую веру.Святой Мина отказался принести жертву языческим богам и за это принял жесточайшие муки, после чего был обезглавлен. Тело святого мученика приказано было сжечь. Христиане ночью собрали в погасшем костре уцелевшие останки страдальца. По преданию, один из верблюдов, который вёз прах святого, отказался двигаться дальше, несмотря на все попытки сопровождающих. Это было воспринято как воля Божья, и тело было захоронено в этом месте.
Впоследствии место было забыто, пока мощи святого не были обнаружены пастухом, чья овца была исцелена в роднике, текущем недалеко от места захоронения мученика Мины. В эфиопском писании повествуется: «Тогда взял он пыль из святыни этой и, смешав ее с водой, нанес на овец своих. Те, кто больными были, исцелились сразу. Так начал он исцелять, и исцелял он всех больных, приходящих к нему».
Об этих чудесах узнал император Константин Великий. Император послал свою больную дочь к пастуху, чтобы исцелить ее. Она и нашла захоронение Мины, после чего император приказал заложить на том месте церковь. К мощам святого начали стекаться за исцелением множество паломников, и вскоре здесь был построен город Абу-Мина. К концу периода раннего Средневековья город стал главным центром паломничества в Египте.
На данный момент польские археологи мало что знают о судьбе христианского поселения в Марее. Скорее всего, оно начало приходить в упадок в середине седьмого века, когда Египет попал под власть мусульман. Абу-Мина была разрушена, поток паломников иссяк, и городское поселение в Марее лишилось основы своего существования.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.