7 примеров святости из разных времён

5 сентября Русская Церковь праздновала память Собора московских святых — всех, чья жизнь была соединена с Москвой. Установил этот праздник в 1997 году Патриарх Алексий II. Сейчас в Собор входят 545 человек, более половины из них — новомученики и исповедники. Мы расскажем про семерых из них, прославленных в разных ликах святости, и о том, как именно они связаны с Москвой.


Преподобный Сергий Радонежский



годы жизни: 1314–1392
дни памяти: 18 июля, 8 октября

Уроженец Ростова Великого, преподобный Сергий еще в юности перебрался с родителями под Москву, в Радонеж, и весь его жизненный путь был связан с Москвой, как раз в XIV веке набравшей политический вес и ставшей реальным центром Руси после монгольского разорения.
Главный подвиг преподобного Сергия связан с возрождением русского монашества, сердцем которого стала созданная им в радонежских лесах обитель в честь Пресвятой Троицы (ныне Свято-Троицкая Сергиева лавра). Есть свидетельства о том, что Сергий поддерживал связи с греческими монахами-исихастами (от греч. ἡσυχία — тишина, молчание), которые освоили искусство глубокой уединенной молитвы, приводившей их к созерцанию Божественных тайн…
Но вместе с тем преподобный Сергий был общерусским примирителем, человеком непререкаемого духовного авторитета. К нему ездил в 1380 году великий князь московский Дмитрий Иванович (известного как Донской) за благословением на битву с ханом Мамаем. К нему обращался московский митрополит Алексий с просьбой помочь прекратить междоусобицу в Нижегородском княжестве, где власть захватил самозванец (Сергий пешком пришел в город и запер там все храмы до тех пор, пока не вернулся законный князь). Ему после смерти святителя Алексия предлагали — правда, безуспешно — кафедру первого русского иерарха, митрополита Московского и всея Руси.
В самой Москве преподобный Сергий бывал не так уж и часто. Но память о святом хранят монастыри, основанные его учениками: Андроников монастырь в Москве, Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде, Высоцкий монастырь в Серпухове, Пафнутьев-Боровский монастырь под Калугой… Ну а в первую очередь, конечно, сама Свято-Троицкая Сергиева лавра.

Святой благоверный князь Дмитрий Донской



годы жизни: 1350–1389
день памяти: 1 июня

Великий князь Московский Дмитрий Иванович Донской, воспитанник митрополита Московского Алексия, известен прежде всего как победитель хана Мамая, разгромивший его войско на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. Это была первая победа русского оружия над Ордой, и победа гигантских масштабов: Мамай привел на Русь более 400 000 воинов из самых разных народов, включая даже литовцев и итальянцев!
Князь Дмитрий сумел объединить вокруг Москвы большинство княжеств, прежде живших не очень-то дружно, заручился благословением на битву высоко почитаемого им преподобного Сергия Радонежского, а накануне решающей битвы объявил по всему своему войску строгий пост и долго молился Богу. Во многом это была победа именно русского православного духа, а не только лишь ратной силы.
Дела Церкви всегда были для князя среди самых важных. Иногда он и ошибался, поддерживал недостойных (например, настойчиво продвигал в московские митрополиты властолюбивого священника Михаила Митяя). Зато Русская Церковь обязана князю сразу двумя праздниками — днем обретения мощей его прадеда Александра Невского (12 сентября) и Димитриевской родительской субботой (суббота накануне дня памяти великомученика Димитрия Солунского). Последняя была установлена как раз в память о павших на Куликовом поле.
Княжение Дмитрия Донского — редкий пример уважения и любви к подданным: почти никто из них не оставил его за все годы его правления, а на духовном завещании князя стоит больше боярских подписей, чем на любом другом из сохранившихся княжеских завещаний. Его супружеский союз с княгиней Евдокией (в монашестве — Евфросинией Московской) — один из лучших примеров христианского брака, основанного на полном доверии друг другу.
А еще князю Дмитрию Донскому Москва обязана первым каменным Кремлем: именно в его правление крепостные стены города, прежде деревянные, были перестроены в белом кирпиче. Белокаменный Кремль помог москвичам успешно обороняться против литовцев в 1368 и 1370 годы и достоял до времен Ивана III, который в конце XV века возвел сохранившийся доныне краснокирпичный Кремль.

Христа ради юродивый Василий Московский (Блаженный)


годы жизни: 1462 (или 1468) — 1557
день памяти: 15 августа

Подвиг юродства — непривычного, чудаковатого с точки зрения большинства людей поведения — Василий принял уже в годы отрочества. Не только летом, но даже зимой он ходил едва одетый, ел и пил что придется и принципиально отказывался от ночлега под крышей, даже у хороших знакомых. В Москве его почитали уже при жизни как провидца: например, в 1521 году Василий предсказал скорое нашествие на Москву крымского хана Мехмет-Гирея, а в 1547 году — огромный пожар, охвативший город и напугавший юного тогда Ивана Грозного.
С именем Ивана Грозного связаны и самые известные эпизоды жизни святого. Согласно одной из легенд, получив как-то от царя в угощение некий напиток, Василий выплеснул обе поднесенные чаши за окно, а царю объяснил: это он тушит пожар в Великом Новгороде. Впоследствии очевидцы рассказывали: новгородцы видели, как какой-то нагой человек тушил начавшийся пожар. В другой раз, находясь в храме во время литургии, юродивый забился в угол, так что царь его не видел. Когда позже он спросил Василия, почему того не было на службе, святой ответил: он-то там был, а вот царя не было — стоя на службе, самодержец весь погрузился в мечты о новом дворце на Воробьевых горах.
Мощи святого Василия Блаженного покоятся в Покровском соборе на Рву, что на Красной площади (в народе его так и зовут — собор Василия Блаженного). На все времена он остается образом праведника, имевшего смелость указывать самому царю на его недостатки. Впоследствии его пример вдохновил поступать так же и других юродивых — Николая Салоса, Иоанна Большого Колпака: те уже прямо обличали Ивана Грозного в его преступлениях.

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси


годы жизни: около 1513 — 1612
день памяти: 2 марта, 25 мая, 17 октября – Собор Казанских святых, 18 октября – Собор святителей Московских

Второй российский Патриарх после святителя Иова, избранный на этот пост в одну из самых тяжелых для России исторических эпох — Смутное время. Пожалуй, единственный в то время человек, который пользовался всеобщим уважением, все время своего патриаршества (1606–1612) четко проводил одну-единственную линию — на сохранение верности России Православию. Когда бояре свергли царя Василия Шуйского, святитель Ермоген скрепя сердце согласился с предложением предложить трон польскому царевичу Владиславу, но с жестким условием — чтобы тот перешел из католичества в Православие. Когда же поляки заняли Кремль, святой Патриарх всеми силами боролся против интервентов — и словом, и делом: даже находясь в заточении, он рассылал по русским городам грамоты, призывая народ объединяться и возвращать Москву. Эти воззвания и позиция Патриарха сыграли важнейшую роль в освобождении столицы от поляков вторым народным ополчением под началом Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Сам Ермоген не дожил до этого момента: в феврале 1612 года он, заточенный поляками в Чудовом монастыре, умер от голода.
Чудов монастырь разрушили в начале 1930-х годов большевики, но мощи святителя Ермогена еще в середине XVII века были перенесены в главный собор России — кремлевский Успенский собор. Там они почивают и сегодня.

Святитель Филарет, митрополит Московский


годы жизни: 1782–1867
день памяти: 2 декабря, 18 октября – Собор святителей Московских

С именем митрополита Филарета (Дроздова) связана целая эпоха в жизни России. Время, в которое он жил, сегодня называют Синодальным периодом: Церковь возглавлял не Патриарх, а совещание из нескольких архиереев — Святейший Синод, над которым стоял еще обер-прокурор — государственный чиновник в ранге министра. Очень во многих вопросах Церковь была зависима от государства, а некоторые из царей (например, Павел I) даже порывались объявить себя главой Церкви на манер протестантских правителей.
И во многом это заслуга святителя Филарета — человека замечательно умного и образованного, настоящего молитвенника, гениального проповедника, глубокого богослова, — что Церковь тогда не выродилась в «ведомство православного исповедания», а сохранила свою самобытность и подчиненность Христу. Московского митрополита глубоко уважали и советовались с ним по всем серьезным вопросам (не только духовным) все императоры, правившие в то время. О нем восторженно отзывался Пушкин. К нему были вхожи люди самых разных чинов и сословий — от крестьян и купцов до министров и аристократии. Его ценили и уважали и за ум, и за такт, и за основательность, и за принципиальность. Однажды, например, святитель, который очень любил освящать храмы, твердо отказал Николаю I в просьбе отслужить молебен по случаю установки в Москве Триумфальной арки в честь победы над Наполеоном: ведь на той были откровенные языческие изображения.
И конечно, весь российский народ обязан святителю Филарету переводом на современный (образца XIX века) русский язык Библии. И еще — его знаменитым Катехизисом, по которому многие до сих пор изучают основы православной веры.

Святой праведный Алексий Мечёв


годы жизни:– 1859-1923
дни памяти: 22 июня, 29 сентября

Бóльшая часть жизни отца Алексия Мечёва пришлась на дореволюционное время — и все равно жизнь эта оказалась очень тяжелой. Уже будучи священником и даже настоятелем храма святителя Николая на Маросейке, он с семьей жил буквально на грани нищеты: тогда, в начале XX века, московская публика не очень часто посещала храмы, особенно если там не было диакона с раскатистым басом или хора, превращавшего богослужение в «концерт». Восемь лет отец Алексий служил литургию один в пустом храме; и все равно служил ежедневно, не считая возможным пренебрегать своим главным призванием как священник. В конце концов это принесло плоды: в храм на Маросейке потянулись люди. Уже в годы революции здесь сложилась одна из самых крепких церковных общин, которую сами ее члены стали называть словом «семья», правда, не простая, а «покаяльная»: ведь в центре ее стоял замечательный духовник — отец Алексий.
Люди тянулись к нему еще и потому, что он стремился всячески, как он сам выражался, «разгружать» их от тех тягот и боли, с которыми они приходили в храм. Делать так отца Алексия научил другой знаменитый святой начала XX века — отец Иоанн Кронштадтский, навестивший его как-то после смерти жены. «Будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем», — эти слова кронштадтского пастыря стали принципом жизни отца Алексия.
«Старец в миру», всегда открытый для всех и для всякого находивший слово утешения, — так говорили об отце Алексие Мечёве его прихожане. Его община дала Церкви многих замечательных пастырей и тружеников, а сам ее основатель стал живым образом евангельского доброго пастыря.

Новомученик Михаил Новоселов


годы жизни: 1864–1938
день памяти: 21 января

Михаил Александрович Новосёлов прошел путь от убежденного толстовца, который искренне пытался воплотить в своей жизни религиозные идеалы Льва Толстого, до бескомпромиссного борца за Православие. В начале 1900-х он был активным церковным публицистом; затем вместе с единомышленниками основал в Обыденском переулке (неподалеку от Храма Христа Спасителя) «Кружок ищущих христианского просвещения», который объединил несколько десятков мыслящих церковных людей, и проводил лекции, чтения, готовил доклады. Без малого 20 лет Новосёлов посвятил изданию просветительских брошюр для интеллигентного читателя, объединенных в серию «Религиозно-философская библиотека». После революции Новосёлов, за которым почти сразу открыли охоту большевики, жил на нелегальном положении и распространял среди друзей письма на актуальные темы: как относиться к обновленцам; что такое Церковь; чем православие отличается от других христианских конфессий, как хранить веру в условиях гонений… Закончилась его жизнь арестом, лагерем и расстрелом.
Некоторые биографы Новосёлова верят, что во второй половине жизни он был тайно пострижен в монахи и рукоположен в епископа, но надежных свидетельств этому нет, и Церковь прославила его в 2000 году как мирянина. Тем не менее уважением и влиянием он пользовался огромным; недаром знавшие и любившие его друзья звали его «авва Михаил».
« Из Австралии в Печоры: история одного переезда
В чём заключается святость? »
  • +6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.