Правда ли, что Мария Магдалина была блудницей и возлюбленной Христа?

«Правда, что Магдалина была блудницей, а потом чуть ли не возлюбленной Христа?» — такой вопрос можно услышать от людей, прочитавших очередную «сенсационную» статью в интернете. Где же правда о Марии Магдалине? Давайте разбираться.
Для начала кратко: была ли Мария Магдалина возлюбленной Иисуса Христа? — Однозначно нет. Была ли Мария Магдалина до того, как она присоединилась к апостольской общине, блудницей? — Скорее всего, нет. А теперь разберем оба мифа подробнее.
Версия, что Мария Магдалина занимала особое место среди остальных спутниц Христа, потому что была его возлюбленной, стала популярной благодаря ее образу, созданному современной беллетристикой и кинематографом. Однако этот миф возник в первые века христианства среди гностиков — сектантов, смешивавших христианское вероучение с идеями греческой философии, иудейского богословия и восточных религий, толковавших новозаветное откровение исключительно в мистическом, эзотерическом смысле. В созданных ими текстах Мария Магдалина представлена как любимая ученица Господа, которой из-за ее близости к Спасителю завидовали даже апостолы. Согласно гностикам, Мария стала носительницей некоего тайного знания, сокрытого от остальных, которое ей по секрету передал Христос. Такое изображение Марии Магдалины, с одной стороны, противоречит самой сути христианства как максимально открытой религии, лишенной даже намека на эзотерику. С другой, это разрушает образ Иисуса Христа как Богочеловека. Невозможно подозревать во внебрачных отношениях с женщиной Того, Кто всей Своей жизнью явил образец высочайшей нравственности и любви к Богу. Немыслим был для Него и брак, поскольку единственной Невестой Христовой является Церковь. Не случайно образом супружеской любви апостол Павел называет таинственный союз Христа и основанной Им Церкви. Наконец, такая интерпретация образа Марии не находит ни малейшего подтверждения в канонических евангелиях. Все четыре евангелиста абсолютно честны в своих описаниях людей и событий. Они не лакируют действительность и не боятся показывать человеческие немощи: отречение Петра, неверие апостолов, честолюбие и наивность Иакова и Иоанна, жестокость Павла — все это находит отражение на страницах Нового Завета. Если бы Мария Магдалина действительно занимала почетное положение в апостольской общине, сведения об этом неизбежно вошли бы в текст Писания.




Мария Магдалина. Нидерландский мастер, ок. 1530

Что касается прошлого Марии Магдалины, то из Нового Завета мы четко знаем только одно: она происходила из палестинского города Магдалы и до своего обращения ко Христу была одержима бесами. Причем это беснование проявлялось у нее, очевидно, в очень тяжелой форме. Евангелист Марк пишет, что Спаситель изгнал из Марии семь бесов (Мк. 16, 9). Остальное — поле для домыслов, но ничто в первоисточниках не указывает на то, что святая вела когда-то развратный образ жизни. Образ Марии Магдалины как раскаявшейся блудницы был распространен, главным образом, в западно-христианской культуре. В произведении доминиканца Иакова Ворагинского под названием «Золотая легенда» — собрании занимательных жизнеописаний святых, составленном около 1260 г. — в житие Марии Магдалины были введены элементы биографии другой святой — Марии Египетской. В результате евангельская Мария изображается как раскаявшаяся блудница, которая осознает свою греховность после обращения ко Христу. «Золотая легенда» была любимым чтением жителей средневековья и на протяжении столетий стояла по популярности на втором месте после Библии. Созданный ей образ Марии перешел в изобразительное искусство эпохи Возрождения, другие литературные произведения и постепенно закрепился в сознании людей.
В святоотеческом наследии были попытки отождествить святую равноапостольную Марию Магдалину с женой-грешницей, упоминаемой евангелистом Лукой, которая во время пребывания Христа в доме фарисея Симона помазала ноги спасителя драгоценным миром (см. Лк 7:38-50). Однако большинство толкователей прошлых веков, с которыми согласны и многие современные библеисты, против этого отождествления. Не является Марией Магдалиной и женщина, взятая в прелюбодеянии, которую Иисус спас от побивания камнями — такую версию можно встретить в некоторых средневековых источниках. Эпизод с прелюбодейкой происходит в Иерусалиме, в то время как встреча и исцеление Марии Магдалины состоялись очевидно в Галилее.
Мария Магдалина действительно занимает особое место в истории и предании Церкви. Но исключительно из-за своей подвижнической жизни, трудов по распространению евангельского благовестия и преданности Богу. Памятуя о том, что она стала первой благовестницей Воскресения Христова и спасения, которое через это событие унаследовало все человечество, церковная традиция даже называет ее «апостолом для апостолов».
« Почему Бог не волшебник и не исполняет все наши...
Рассказ о святой царице Милице »
  • +7

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.