Пострадали, но не предали Христа

24 июля 2021 года на территории Сретенского монастыря в день обретения мощей священномученика Илариона (Троицкого), являвшегося настоятелем этой обители в тяжелые постреволюционные годы (1920–1922), открылась выставка «Новомученики и Исповедники Церкви Русской». Выставка посвящена святым, подвергшимся гонениям за исповедание веры в Иисуса Христа после революции 1917 года.


Во вступительном слове иеромонах Ириней (Пиковский), один из инициаторов создания музейной экспозиции, напомнил, что после Октябрьской революции большевики пытались уничтожить Православие в России, а в печально известном здании госбезопасности на улице Большая Лубянка проходили допросы и объявлялись приговоры священнослужителям и мирянам. Их отправляли в лагеря и убивали за исповедание христианства. Именно на этой улице через 100 лет, в 2017 году, был воздвигнут белоснежный храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Белый цвет – символ мира, света и чистоты – того, что несли в жизнь новомученики и исповедники. Новый храм, в своих иконографических росписях хранящий традиционные сюжеты библейской истории, одновременно является духовно-просветительским центром, где проходят лекции и беседы по отечественной истории, культуре и литературе. Открытие мультимедийной выставки, посвященной трагической странице истории Русской Церкви начала XX столетия, является логическим продолжением миссии Сретенского монастыря по увековечиванию в народной памяти образов тех святых людей, которые, несмотря на трудности и страдания, сеяли семена доброго, светлого, вечного.


Цель выставки – показать трагизм преследований верующих за их религиозные убеждения и высоту образа их жизни, явивших в годы испытаний благородство своей души и силу духа.
Наталья Никонова от имени команды, разработавшей концепцию и подготовившей содержательную составляющую выставки, пояснила, что главной задачей было рассказать о людях. Напротив портретов новомучеников и исповедников находятся touch-панели, с помощью которых можно узнать биографические сведения, прочитать цитаты из работ пострадавших за веру, а также увидеть уникальные фотографии. В оформлении экспозиции использованы графические, текстовые, фото- и видеоматериалы.
Например, в экспозиции представлены интересные фотографии из разных периодов жизни святителя Луки Крымского: написанный самим святителем портрет Владимира Феликсовича Войно-Ясенецкого – брата свт. Луки; единственное фото, на котором владыка Лука широко улыбается; фотография, на которой святитель позирует скульптору М. П. Оленину и др.
Выставка будет развиваться и пополняться новыми содержательными компонентами.
Основная экспозиция развернута в зале на втором этаже, но музейное пространство начинается у самого входа, где посетителей встречают пророческие слова преподобного Серафима Саровского о ситуации, которая сложится в России через 100 лет после его смерти. Проводя гостей вверх по лестнице, экскурсовод музея Владислав Ершов, выпускник Сретенской семинарии, предложил перед тем, как окунуться в историю новомучеников, ознакомиться с мыслями их современников. Он попросил обратить внимание на размещенные на стенах лестничного пролета высказывания людей разных сословий и состояний. Каждый из них по-своему воспринял революцию, испытав разные эмоции и чувства: принятие, отвержение, восторг, предчувствие трагедии. Часть цитат – пророчества святых отцов о грядущих гонениях на Церковь.


На втором этаже, на пути к основной экспозиции, находится небольшой конференц-зал. На мультимедийной панели демонстрируется документальный фильм, повествующий об императорской семье. Этот зал предназначен для размещения временных экспозиций, проведения вечеров памяти новомучеников, конференций, лекций, семинаров, научных бесед.
Далее на пути к основной экспозиции мы проходим по «коридору скорби». На левой стене представлена горестная статистика: количество уничтоженных храмов и часовен, число смертных приговоров для священнослужителей, количество арестов и расстрелов духовенства в 1937 году, фотографии, свидетельствующие о разрушении храмов, изъятии церковных ценностей, уничтожении колоколов. На правой стене представлен хронологический ряд, отражающий знаковые трагические даты в истории Русской Церкви в период с 1917 по 1939 год. Точка отсчета – 31 октября 1917 года – смерть первого по времени новомученика – протоиерея Иоанна Кочурова, расстрелянного большевиками в Царском Селе.
Пройдя через темный «коридор скорби», посетители оказываются в более светлом «зале памяти». Он символизирует победу света над тьмой, победу жизни над смертью.
На двух противоположных стенах – видеопроекции Соловков. На левой стене представлены цветные виды современных Соловков, снятые с высоты птичьего полета. На фоне этих пейзажей – цитаты из Священного Писания и высказывания новомучеников.
На правой стене – фотографии Соловков периода существования СЛОН (Соловецкого лагеря особого назначения, 1923–1937 гг.) и СТОН (Соловецкой тюрьмы особого назначения, 1937–1939 гг). Соловки того периода назвали «Русская Голгофа». Мы символически прошли «путь на Голгофу», поднявшись по лестнице вверх, как поднимался в 1929 году на гору Голгофу на острове Анзер священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский. Он умер от тифа в Голгофо-Распятском скиту, в котором был размещен лагерный лазарет. Фото священномученика Петра, написавшего на Соловках акафист преподобному Герману Соловецкому, посетители могут увидеть в видеоряде. На сменяющихся фотографиях мы видим и остров Анзер, и храмы Соловецкого кремля, превращенные в тюремные бараки.

Новомученики и исповедники в тяжелых условиях не только не впали в уныние, но и продолжали созидать и помогать людям. Перед нами снимок удостоверения заключенного отца Павла Флоренского, который на Соловках изобрел способ изготовления йода из беломорских водорослей. На фотографии рыболовецкой артели запечатлен владыка Иларион (Троицкий), говоривший по этому поводу: «Вся подает Дух Святый: прежде рыбари богословцы показа, а теперь наоборот – богословцы рыбари показа». Он ничуть не гнушался этой работой, и не только ловил рыбу, но и чинил и вязал сети, и спасал с риском для жизни в Белом море лагерного начальника, который, по воспоминаниям Бориса Ширяева, после этого случая поверил в Бога.
Перед нами изображение монастырского кладбища с церковью, посвященной преподобному Онуфрию Великому. Благодаря этой уникальной фотографии, мы можем увидеть, как выглядел разрушенный в 1940 году и не восстановленный до сих пор храм. В этой церкви некоторое время продолжались богослужения для оставшейся на острове братии Соловецкого монастыря. Именно в этом храме в пасхальную ночь 1927 года произошло невиданное чудо – пасхальная служба, которая была проведена благодаря владыке Илариону.

Владыке удалось взять в Благовещенской церкви, превращенной в музей, облачения и церковную утварь и добиться у начальника лагеря Эйхманса разрешения на присутствие на богослужении всех желающих. В маленький кладбищенский храм все желающие войти не смогли, их были тысячи. Во время крестного хода впереди шли 17 епископов в облачениях, более 400 священников и монахов, и далее «нескончаемые волны тех, чьи сердца и помыслы неслись к Христу Спасителю в эту дивную, незабываемую ночь».
Кроме владыки Илариона в центре экспозиции жизнь и служение еще пяти новомучеников и исповедников: святителя Тихона (Белавина), патриарха Московского и всея Руси; священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского; священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого; священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского; преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Материал выставки призван эмоционально всколыхнуть сердца молодых, дать им образцы христианской жизни и показать, как нужно претерпевать трудности, смертельнопасные ситуации и оставаться верными Богу.

Очень проникновенно об этих любимых нами людях сказал игумен Павел (Полуков). Они были разными по происхождению: кто-то родился в провинциальных городах в священнических семьях, кто-то был представителем дворянства, как святитель Лука, а Елизавета Федоровна и вовсе являлась членом императорской семьи. Пути их были разными, но главным для них было служение Богу через служение людям. Святитель Лука, который мог стать прекрасным художником или адвокатом, или трудиться в столичной клинике, ради реальной помощи людям стал земским врачом. Елизавета Федоровна, несмотря на то, что ее обвиняли в шпионаже, и всячески препятствовали ее деятельности, создала комитет, который оказал помощь почти миллиону человек.
География мест служения этих людей тоже весьма обширна, начиная от Польши (святитель Тихон (Белавин) был епископом Люблинским) и заканчивая территорией Аляски (ныне территория США), где он же был епископом, в то время как священномученик Владимир (Богоявленский) был экзархом Грузии.
Их подвиг и мучения также были разными. Священномученик Владимир (Богоявленский) погиб в первые дни революции, расстрелянный и заколотый штыками на территории Киево-Печерской Лавры, в то время как святитель Лука прошел долгий жизненный путь, дожив до преклонных лет (умер в 1961 году в возрасте 84 лет). Пройдя через ссылки и унижения, владыка не «обиделся» на власть: в 1941 году он написал прошение об отправке его в эвакогоспиталь для оказания помощи раненым людям, а после завершения войны был готов вернуться в ссылку.
Все семь лет патриаршества патриарх Тихон «умирал» каждый день, получая сведения об убитых архиереях и священниках, о закрытии церквей, об изъятии святынь. Он сам был под домашним арестом, на него организовывались покушения, был убит его лучший друг – келейник Яков Полозов. Смерть патриарха на Благовещение Пресвятой Богородицы в 1925 году – свидетельство любви к нему Божией Матери, и как бы советские газеты не опошляли образ патриарха, попрощаться с ним за несколько дней пришло около миллиона человек.
Святитель Иларион – человек великого духа, великой милости, великого авторитета и знаний, который в лагерях помогал всем людям чем мог: и словом, и делом. Через два года после пасхальной службы на Соловках, владыку Илариона повезли по этапу в Среднюю Азию. В рубище, кишащем насекомыми, физически слабым, но духовно не сломленным, его привезли в ленинградскую тюрьму. Там он скончался, и был похоронен по епископскому чину благодаря митрополиту Серафиму (Чичагову). Лампада его души не угасла, она была передана всем нам – тысячам, миллионам верующих.

Заканчивается экспозиция жизнеутверждающе. Борис Ширяев, бывший соловецкий узник, в своей книге «Неугасимая лампада» написал о том, что, несмотря на смерть последнего схимника, лампада его не угасла, и как пламя она передается дальше, и духа нельзя угасить. Создание храма на месте гонений через 100 лет свидетельствует о том, что лампада передана и дух не угас. Неугасимая лампада горит и у мощей священномученика Илариона (Троицкого). После посещения новой музейной экспозиции очень хотелось поклониться ему, поблагодарить за все: поблагодарить за строительство храма в 2017 году (работы активно начали проводиться именно после перенесения мощей сщмч. Илариона из Санкт-Петербурга), за создание музея в 2021 году, в непростое для страны время.
Новомученики и исповедники Христовы жили и созидали в сложные времена, и показали нам, как это нужно делать. Они прошли через страдания и стали молитвенниками за нас перед Богом. Их подвиг рождает в душах людей чувства веры, надежды и любви.

Ирина Федоркова
« История убиенных князей Бориса и Глеба
Что значит для нас «Бог есть Любовь»? »
  • +3

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.