Отец Василий и искушение
Отец Василий был родом из «забытого Богом села» Жмиёвки, как называли его сами сельчане, поблизости Чернобыля, где осталось доживать свой век человек 100, в основном пенсионеры, да еще семьи цыган, захватавшие пустующие хаты.
После 1986 года, когда взорвался ядерный реактор на Чернобыльской атомной станции, и мир потрясла эта невиданная экологическая катастрофа, большая часть жителей некогда богатого трехтысячного села, с колхозом, фермой, сахарным заводом, разъехалась во все концы Украины, подальше от смертоносной радиации.
Однако мать о. Василия, тогда 16-летнего Васи, Лидия Федоровна, наотрез отказалась покидать родное село. Она пела в церковном хоре, а после взрыва Чернобыля стала еще выполнять обязанности псаломщицы и старосты, короче говоря, была правой рукой старенького и одинокого батюшки Андрея, служившего здесь без малого 50 лет.
Супруга о. Андрея давно почила, детей им Бог не дал. Овдовела через год после Чернобыля и мама Василия, Лидия Фёдоровна. Василий стал помогать маме в храме, читал часы на клиросе и прислуживал батюшке на литургиях. И как-то о. Андрей сказал Василию:
– Ну, вот, сынок, поступай-ка в семинарию, принимай сан. А захочешь – бери направление у архиерея сюда, в нашу Жмиёвку. Ничего, что людей мало, со временем прибавится, вот увидишь, и, потом, Господь без куска хлеба не оставит. Вот, из бывших сельчан наших есть директора заводов, и доктора наук, и депутаты Верховного Cовета. Они-то регулярно село навещают, родные могилы, и мне помогают, жертвуя на храм, и тебя поддержат материально. А у тебя дом свой, ставок с рыбкой рядом, речка, пасека, лес столетний грибной, да черника-ягода, да лесная малина, заливные луга… Молись и благоденствуй. А в городе что? Суета сует… Ведь радиация наше село почти не тронула, я в районном центре карту радиационных загрязнений видел. Так наше село, хотя и в 20 километрах от Чернобыля, а радиация обошла его стороной. Убеждал я людей не уезжать, не послушались…
Слова старенького батюшки запали в душу юноши. Он молился не один день, чтоб узнать волю Божью, поехал в Киево-Печерскую лавру испросить благословение у угодников Печерских, наконец, открыл и матери свои планы. Та со слезами радости благословила сына, сняв со стены старинный семейный образ Божией Матери.
– Это большое счастье для нас всех, если ты сюда вернешься батюшкой, – дрожащим от слёз голосом молвила Лидия Фёдоровна. – Ведь на кладбище нашем многие поколения твоих предков по отцу лежат, дедов и прадедов, и по моей девичьей фамилии – Остапенко – тоже, считай, несколько веков подряд праотцы жили, со времен Екатерины Второй. Это я от нашего учителя истории узнала, а он в архивах отыскал сведения о нашей Жмиёвке и о выдающихся селянах. Твой предок Иван Тимофеевич Севрук был героем Отечественной войны 1812 года, а прабабка Василиса Тимофеевна закончила жизнь схимницей во Флоровском монастыре. Может это она вымолила, чтоб ты батюшкой стал…
Прошли годы. Василий Севрук закончил семинарию и поступил в духовную академию, учёбу в которой вскоре завершил с отличием. И в родное село приехал уже кандидатом богословских наук. Счастью мамы не было предела. Радовался за своё духовное чадо и старенький о. Андрей.
– Готовлюсь я, брат Василий, в путь небесный. Молись обо мне, – тихо говорил Василию батюшка. – Если к монашеству сердце не лежит, быть тебе протоиереем. И матушка у тебя славная будет. Ты только молись… Но и испытания жизненные вас не минуют. Но во всем положитесь на Господа…
Слова старца сбылись. Закончившая регентское училище Елена стала женой Василия. И вот, уже молодой священник Василий Севрук пришел к правящему архиерею просить указ в родную Жмиёвку. Но в канцелярии митрополии его уже ждал совершенно неожиданный указ с печатью правящего архиерея – быть священнику Василию Севруку клириком кафедрального собора.
– Прекрасное назначение, о. Василий, поздравляю! – протянул руку для пожатия заведующий канцелярией о. Игорь. – Многие мечтают там служить, да не всех в собор направляют…
Ошарашенный о. Василий направился в приёмную митрополита. Тот ласково принял рукоположенного батюшку, с интересом выслушал и сказал:
– Похвально, очень похвально, что ты желаешь служить в родном селе. Но мне в соборе нужны грамотные священники, нужно с молодежью работать. Работы – непочатый край. А в село всегда успеешь…
Делать нечего. Молодая супруга Елена обрадовалась:
– Промысл Божий! Я так хотела остаться в городе!.. Ведь я же филолог с высшим образованием, собиралась преподавать в школе и регентовать в храме, уже и место подыскала… А квартиру снимем, а там, даст Бог, своя будет…
«Как же так? – думал думу о. Василий. – А родная Жмиёвка, а пасека, а благословение старца?.. Ведь всё сбывалось – и семинария с академией, и любимая Елена…». Правда, сам уж сомневался: как кандидату богословия служить в селе, когда на службу в воскресенье 10 человек приходит? Может, и впрямь – Промысл Божий? «Но вспомни наших великих миссионеров, – возражал себе сам о. Василий. – Да хотя бы преподобного Германа Аляскинского, или святителя Николая, просветителя Японии, митрополита Макария (Невского)… Или современных священников, едущих в Африку, в Китай, в Монголию, Индию. Что там их ждет? Служба в благоустроенных соборах? Нет! Многие и жизнью рискуют. А ты боишься теплое место покинуть…».
И снова пошел о. Василий к угодникам Печерским, а там и к лаврскому духовнику за советом. Но старец категорически ответил:
– Нужно волю митрополита исполнять. И молиться. Господь Сам все устроит.
И потекли священнические соборные будни…
Вскоре – печальное известие: скоропостижно умерла мама. А годом раньше почил старенький о. Андрей.
Долго стоял у могильного холмика о. Василий, вытирая слезу, молвил:
– Я все равно сюда вернусь, мама… Прости…
Прошло 5 лет. Вот уже о. Василий награжден митрой, он – заместитель председателя синодального отдела по работе с молодежью, автор ярких публикаций и литературных рассказов на православных порталах, желанный гость на радио и телевидении. Решился вопрос и с жильем. Но вот – главная скорбь у молодой семьи: нет детей… Уж молился о. Василий, вместе ездили в Почаев и на Святую Землю, увы…
Наконец и утешение: Елена понесла младенца. Уже и кроватка стояла в доме, и коляска, и все необходимое для новорожденного. Когда Елену отвезли в роддом, о. Василий стоял в храме на коленях, взывал к Богу, к Матери Божией у иконы «Помощница в родах». Бледный, после бессонной ночи, примчался к роддому, но там ждала печальная новость – ребенка спасти не удалось… Лена в реанимации, врачи борются за ее жизнь…
– Господи, я знаю, я знаю! Не выполнил обета, не вернулся в Жмиёвку! – бил себя в грудь у икон о. Василий. – Благословение мамы не исполнил. Прости меня, Господи!
– Неправильно рассуждаешь, брат! – ответил, утешая о. Василия, митрополит, к которому вскоре поспешил о. Василий. – Не наказание это, а лишь испытание. Не за что тебя наказывать, отче. Ты выполнял благословение священноначалия и не по своей воле направлен был в кафедральный собор. И добросовестно трудишься на ниве Господней. Главное – ропота бойся… Я вот тут подумал, дам все же тебе указ на год в твою Жмиёвку, до города каких-нибудь 80 километров, будешь по будням возвращаться при необходимости. А там посмотрим…
И благословил о. Василия.
В город о. Василий больше не вернулся. Он сумел отремонтировать старинный деревянный храм, в строительстве которого в Жмиёвке еще в конце ХІХ века участвовал и его прадед Илья Федосеевич Севрук. Организовал в родной деревне православный лагерь для городских детей, завел пасеку и создал мини-ферму бурёнушек и коз. А еще – открыл богадельню для одиноких пенсионеров и бездомных в здании бывшей сельской больницы, прекратившей существование в конце 1980-х. Община о. Василия действительно возросла и окрепла: многие из городских прихожан регулярно приезжают к нему в деревню на службы, а некоторые и вовсе переселились в Жмиёвку, купив недорогие пустующие дома. Архиерей прислал помощника – молодого священника Николая, родом из этих мест. Елена преподаёт ныне в районной школе, управляет хором из сельских старушек и приезжих певчих, и подарила о. Василию трех сыновей.
Вот такая история…
Диакон Сергий Герук
После 1986 года, когда взорвался ядерный реактор на Чернобыльской атомной станции, и мир потрясла эта невиданная экологическая катастрофа, большая часть жителей некогда богатого трехтысячного села, с колхозом, фермой, сахарным заводом, разъехалась во все концы Украины, подальше от смертоносной радиации.
Однако мать о. Василия, тогда 16-летнего Васи, Лидия Федоровна, наотрез отказалась покидать родное село. Она пела в церковном хоре, а после взрыва Чернобыля стала еще выполнять обязанности псаломщицы и старосты, короче говоря, была правой рукой старенького и одинокого батюшки Андрея, служившего здесь без малого 50 лет.
Супруга о. Андрея давно почила, детей им Бог не дал. Овдовела через год после Чернобыля и мама Василия, Лидия Фёдоровна. Василий стал помогать маме в храме, читал часы на клиросе и прислуживал батюшке на литургиях. И как-то о. Андрей сказал Василию:
– Ну, вот, сынок, поступай-ка в семинарию, принимай сан. А захочешь – бери направление у архиерея сюда, в нашу Жмиёвку. Ничего, что людей мало, со временем прибавится, вот увидишь, и, потом, Господь без куска хлеба не оставит. Вот, из бывших сельчан наших есть директора заводов, и доктора наук, и депутаты Верховного Cовета. Они-то регулярно село навещают, родные могилы, и мне помогают, жертвуя на храм, и тебя поддержат материально. А у тебя дом свой, ставок с рыбкой рядом, речка, пасека, лес столетний грибной, да черника-ягода, да лесная малина, заливные луга… Молись и благоденствуй. А в городе что? Суета сует… Ведь радиация наше село почти не тронула, я в районном центре карту радиационных загрязнений видел. Так наше село, хотя и в 20 километрах от Чернобыля, а радиация обошла его стороной. Убеждал я людей не уезжать, не послушались…
Слова старенького батюшки запали в душу юноши. Он молился не один день, чтоб узнать волю Божью, поехал в Киево-Печерскую лавру испросить благословение у угодников Печерских, наконец, открыл и матери свои планы. Та со слезами радости благословила сына, сняв со стены старинный семейный образ Божией Матери.
– Это большое счастье для нас всех, если ты сюда вернешься батюшкой, – дрожащим от слёз голосом молвила Лидия Фёдоровна. – Ведь на кладбище нашем многие поколения твоих предков по отцу лежат, дедов и прадедов, и по моей девичьей фамилии – Остапенко – тоже, считай, несколько веков подряд праотцы жили, со времен Екатерины Второй. Это я от нашего учителя истории узнала, а он в архивах отыскал сведения о нашей Жмиёвке и о выдающихся селянах. Твой предок Иван Тимофеевич Севрук был героем Отечественной войны 1812 года, а прабабка Василиса Тимофеевна закончила жизнь схимницей во Флоровском монастыре. Может это она вымолила, чтоб ты батюшкой стал…
Прошли годы. Василий Севрук закончил семинарию и поступил в духовную академию, учёбу в которой вскоре завершил с отличием. И в родное село приехал уже кандидатом богословских наук. Счастью мамы не было предела. Радовался за своё духовное чадо и старенький о. Андрей.
– Готовлюсь я, брат Василий, в путь небесный. Молись обо мне, – тихо говорил Василию батюшка. – Если к монашеству сердце не лежит, быть тебе протоиереем. И матушка у тебя славная будет. Ты только молись… Но и испытания жизненные вас не минуют. Но во всем положитесь на Господа…
Слова старца сбылись. Закончившая регентское училище Елена стала женой Василия. И вот, уже молодой священник Василий Севрук пришел к правящему архиерею просить указ в родную Жмиёвку. Но в канцелярии митрополии его уже ждал совершенно неожиданный указ с печатью правящего архиерея – быть священнику Василию Севруку клириком кафедрального собора.
– Прекрасное назначение, о. Василий, поздравляю! – протянул руку для пожатия заведующий канцелярией о. Игорь. – Многие мечтают там служить, да не всех в собор направляют…
Ошарашенный о. Василий направился в приёмную митрополита. Тот ласково принял рукоположенного батюшку, с интересом выслушал и сказал:
– Похвально, очень похвально, что ты желаешь служить в родном селе. Но мне в соборе нужны грамотные священники, нужно с молодежью работать. Работы – непочатый край. А в село всегда успеешь…
Делать нечего. Молодая супруга Елена обрадовалась:
– Промысл Божий! Я так хотела остаться в городе!.. Ведь я же филолог с высшим образованием, собиралась преподавать в школе и регентовать в храме, уже и место подыскала… А квартиру снимем, а там, даст Бог, своя будет…
«Как же так? – думал думу о. Василий. – А родная Жмиёвка, а пасека, а благословение старца?.. Ведь всё сбывалось – и семинария с академией, и любимая Елена…». Правда, сам уж сомневался: как кандидату богословия служить в селе, когда на службу в воскресенье 10 человек приходит? Может, и впрямь – Промысл Божий? «Но вспомни наших великих миссионеров, – возражал себе сам о. Василий. – Да хотя бы преподобного Германа Аляскинского, или святителя Николая, просветителя Японии, митрополита Макария (Невского)… Или современных священников, едущих в Африку, в Китай, в Монголию, Индию. Что там их ждет? Служба в благоустроенных соборах? Нет! Многие и жизнью рискуют. А ты боишься теплое место покинуть…».
И снова пошел о. Василий к угодникам Печерским, а там и к лаврскому духовнику за советом. Но старец категорически ответил:
– Нужно волю митрополита исполнять. И молиться. Господь Сам все устроит.
И потекли священнические соборные будни…
Вскоре – печальное известие: скоропостижно умерла мама. А годом раньше почил старенький о. Андрей.
Долго стоял у могильного холмика о. Василий, вытирая слезу, молвил:
– Я все равно сюда вернусь, мама… Прости…
Прошло 5 лет. Вот уже о. Василий награжден митрой, он – заместитель председателя синодального отдела по работе с молодежью, автор ярких публикаций и литературных рассказов на православных порталах, желанный гость на радио и телевидении. Решился вопрос и с жильем. Но вот – главная скорбь у молодой семьи: нет детей… Уж молился о. Василий, вместе ездили в Почаев и на Святую Землю, увы…
Наконец и утешение: Елена понесла младенца. Уже и кроватка стояла в доме, и коляска, и все необходимое для новорожденного. Когда Елену отвезли в роддом, о. Василий стоял в храме на коленях, взывал к Богу, к Матери Божией у иконы «Помощница в родах». Бледный, после бессонной ночи, примчался к роддому, но там ждала печальная новость – ребенка спасти не удалось… Лена в реанимации, врачи борются за ее жизнь…
– Господи, я знаю, я знаю! Не выполнил обета, не вернулся в Жмиёвку! – бил себя в грудь у икон о. Василий. – Благословение мамы не исполнил. Прости меня, Господи!
– Неправильно рассуждаешь, брат! – ответил, утешая о. Василия, митрополит, к которому вскоре поспешил о. Василий. – Не наказание это, а лишь испытание. Не за что тебя наказывать, отче. Ты выполнял благословение священноначалия и не по своей воле направлен был в кафедральный собор. И добросовестно трудишься на ниве Господней. Главное – ропота бойся… Я вот тут подумал, дам все же тебе указ на год в твою Жмиёвку, до города каких-нибудь 80 километров, будешь по будням возвращаться при необходимости. А там посмотрим…
И благословил о. Василия.
В город о. Василий больше не вернулся. Он сумел отремонтировать старинный деревянный храм, в строительстве которого в Жмиёвке еще в конце ХІХ века участвовал и его прадед Илья Федосеевич Севрук. Организовал в родной деревне православный лагерь для городских детей, завел пасеку и создал мини-ферму бурёнушек и коз. А еще – открыл богадельню для одиноких пенсионеров и бездомных в здании бывшей сельской больницы, прекратившей существование в конце 1980-х. Община о. Василия действительно возросла и окрепла: многие из городских прихожан регулярно приезжают к нему в деревню на службы, а некоторые и вовсе переселились в Жмиёвку, купив недорогие пустующие дома. Архиерей прислал помощника – молодого священника Николая, родом из этих мест. Елена преподаёт ныне в районной школе, управляет хором из сельских старушек и приезжих певчих, и подарила о. Василию трех сыновей.
Вот такая история…
Диакон Сергий Герук
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.