Рассказ для детей: в какой храм ходил Иисус Христос

Солнце клонилось к вершинам гор. Сквозь клубы дорожной пыли они казались почти чёрными, а солнце — тёмно-красным. Хорошо весной — нет ещё летней изнуряющей пустынной жары, радует глаз свежая зелень, много цветов… А к вечеру становится прохладно. К тому же за день путники устали — ноги уже не держат, пора устраиваться на ночлег. Дорога из Иерусалима в Назарет длинная — одним днём не управишься…


Пожилой мужчина и молодая женщина сошли с пути и стали развьючивать ослика. Рядом готовились ночевать их близкие, знакомые, соседи… Сотни людей, возвращавшиеся одной дорогой домой, теперь снимали с лошадей, верблюдов, ослов поклажу, разжигали костры, начинали готовить еду… Позади — восемь дней праздника Пасхи в Иерусалиме, впереди — родные города и селения и каждодневный труд для добычи хлеба насущного

Куда пропал Иисус?

Путь домой легче, чем в столицу: не нужно уже нести клетки с голубями, вести телят, волов, овец и коз. Жертвы принесены, мужчины помолились в Иерусалимском храме, умилостивили Бога, сняли с себя грехи.
И сын этой красивой женщины тоже молился наравне со взрослыми. Мария улыбнулась: как летит время! Вот Он уже и взрослый! Когда был маленьким, Она тоже брала Его с собой в Иерусалим на праздник, чтобы не оставлять малыша одного на столько дней. Но Ему уже исполнилось двенадцать! Теперь сын, как все мужчины в Израиле, должен исполнять строгие правила жизни евреев, обязан сам являться в Иерусалим три раза в год, чтобы поклониться Богу. В эту Пасху сына Марии впервые пустили во внутренний двор храма, где молятся только взрослые мужчины — даже Ей, матери, туда вход запрещён!
Пожалуй, надо бы расспросить Его, как там всё прошло, а то весь день в пути мальчика не видела. Должно быть, шел где-то рядом, вместе со взрослыми мужчинами. Толпа большая, не уследишь… А вот теперь пора бы уже сыну и появиться. Где же Он?.. Мать растерянно оглядывалась.
— Иосиф, ты не видел Иисуса? — спросила она своего супруга.
— Нет. Я думал, Он идёт с тобой…

— А я думала — с вами, с мужчинами… Может быть, у соседей спросить?.. Вы не видели нашего Иисуса?
— Нет, не встречали. Но… столько людей, такая толпа! Легко потеряться. Не волнуйтесь, найдётся! Спросите дальше…
— Вы не видели нашего сына?.. Иисус! Сынок, где ты?..
— Что случилось?
— У плотника Иосифа и его жены Марии пропал сын. Потерялся!
— Ох, беда!.. Погодите, Иисус? Это такой… смышленый работящий юноша? Да, помним Его, видели в Назарете. А сегодня по пути не встречали…
Всю ночь несчастные родители не сомкнули глаз. Они ходили от костра к костру, от семьи к семье, но никто не мог им помочь. Мальчик пропал. Может быть, Он обогнал родителей и заночевал где-то впереди?.. Но Иисус ещё не настолько взрос­лый… А вдруг с Ним что-то случилось? Напали разбойники!.. или дикие звери!..
Мария плакала, Иосиф её утешал: «Ничего, должно быть, Он потерялся в городе. Вернёмся, отыщем...» Когда рассвело, Иосиф и Мария вновь вышли на дорогу и двинулись навстречу огромному потоку людей, повозок, верблюдов и лошадей назад, к высоким стенам Иерусалима.

Необычный храм

Оставим пока Марию и Иосифа искать сына и зададим простой, кажется, вопрос. А зачем они и другие жители Назарета ходили в Иерусалим? — Так как же! Сказано было: на Пасху, на праздник, в Иерусалимский храм! — Правильно, но для чего так далеко ходить? Неужели в Назарете не было своего храма?
Ну вообще-то храмов в те времена, когда Иудея находилась под властью Римской империи, было много. Правда, это были храмы разных богов. У римлян и греков богов насчитывалось даже не десятки, а сотни. Были бог торговли, бог молнии, богиня охоты, богиня мудрости, бог и богиня красоты, были даже бог виноделия и богиня облаков! Эти боги жили шумно, между собой ссорились и мирились, переманивали друг у друга поклонников, мстили друг другу, привлекая на помощь людей, а потом этих же людей предавали, пировали и воевали… В общем, вели себя как обычные люди. И храмы им строили почти как обычным людям: нравится бог — построю ему храм, разонравился — сломаю, построю другому. И отношения с богами у людей были как на базаре: я тебе — жертву, ты мне — исполнение желания. И попробуй только не исполни: я другим богам пожалуюсь, они тебе покажут!..
Единственным народом на земле, который во времена Иисуса поклонялся Единому Богу, Богу Творцу всего сущего, всего мира — видимого и невидимого, был еврейский народ. И только у евреев был храм, посвященный этому Богу. Единственный храм, который выглядел совсем не так, как привычные нам православные церкви. Мало того, он выглядел совсем не так, как изображали его на иконах христианские иконописцы.
История Иерусалимского храма была удивительна!
Очень-очень давно, почти три с половиной тысячи лет назад, еврейский народ томился в плену у египетского фараона. Но пророк Моисей смог вывести евреев из египетского плена, спасти от рабства и укрыть в пустыне.
Тысячи людей остановились лагерем у горы Синай. Моисей поднялся на Синай, там ему открылся Господь и дал десять заповедей — Завет. Моисей начертал заповеди на каменных таблицах. Эти таблицы евреи сложили в специальный ящик, ковчег, который сделали так, как им указал Бог. Ещё Бог повелел устроить священную скинию — палатку, в которой будет храниться ковчег Завета. Скинию оградили забором, и этот временный храм стал местом богослужения древних иудеев. Кроме ковчега Завета в скинии хранились и другие священные для иудеев предметы: сосуд с манной небесной — чудесной едой, хлебом, который падал с неба, не давая евреем умереть от голода в пустыне. И ещё там хранился жезл Аарона, брата Моисея, — первого священника иудеев.


Скиния Моисея
Самый первый переносной храм Израиля. Здесь в Ковчеге Завета (1) хранились каменные таблицы с десятью заповедями, которые Бог дал Моисею, — Скрижали Завета (2). А еще здесь был расцветший жезл первого священника Аарона (3) и манна (4) — чудесная еда, которую Бог посылал евреям в пустыне.

Когда евреи молились в скинии и приносили Богу жертвы, на скинию сходил огненный столп, такой же, какой двигался перед еврейским народом, указывая путь из Египта. Так Бог показывал, что Он рядом.
Зачем евреям нужно было приносить в жертву животных? Считалось, что загладить любой грех, получить у Бога прощение можно, только принеся жертву. Хотя древние пророки и праведники уже в стародавние времена говорили, что настоящая жертва Богу — это совсем не телята, ягнята, козлята и голуби, туши которых сжигали на жертвенниках, а переустройство собственной жизни. Бог хочет, чтобы ты жил в соответствии с Его Божественным о тебе замыслом — вот тогда ты Ему угодишь! Но в древности люди еще не доросли до такого высокого понимания отношений с Богом, поэтому по их немощи Бог разрешил им приносить в жертву животных, хотя Ему это было совсем не нужно.
Много лет провели евреи в пустыне в скитаниях и лишениях и, наконец, пришли на Святую землю, землю обетованную, землю Израиля. Здесь тогда жили язычес­кие племена. Иудеи начали осваивать эти края. В первой своей столице поставили новую скинию для ковчега Завета, возвели вокруг неё каменные стены. Она служила иудеям храмом целых триста лет, до появления великого израильского царя Давида.
Давид начал строить город Иерусалим. И задумался о возведении первого храма. Зачем? Наверное, Давид рассуждал так: «Когда у моих людей были шатры и палатки — у Бога тоже была временная палатка. Теперь мои люди построили себе крепкие дома. Почему же Бог должен обитать в шатре? Нужно возвести Ему достойное место, где бы Бог мог пребывать, а люди — славить Его!»
Давид приступил к расчистке площадки на горе. Он уже составил план строительства, но сам возвести храм не успел — передал дела своему сыну, другому великому и мудрому израильскому царю, Соломону. Царь Соломон и построил первый Иерусалимский храм!

Храм первый и храм второй

Храм Соломона был не очень большим. Внутри он состоял из двух частей: собственно храма, где молились священники, и особого места, которое называлось Святая святых. Это было темное, без окон, помещение, куда мог войти только первосвященник — самый главный среди священников — и только один раз в год, на главный иудейский праздник, чтобы помолиться и принести жертвы Богу. Даже сам царь Соломон не имел права приблизиться к Святая святых. В этом месте хранился ковчег Завета и другие святыни, а главное — евреи знали, что в Святая святых по-прежнему пребывает Бог, только уже не в виде огненного столба, а в виде облака.
От основной части храма Святая святых отделяла большая завеса — занавеска, на которой были вышиты львы и ангелы. Возле храма Соломона стоял огромный жертвенник — медная печь, похожая на сундук, в которой постоянно поддерживался огонь. На жертвеннике сжигались туши жертвенных животных. Ещё каждую неделю каждый иудейский род приносил в храм большой каравай хлеба — в благодарность Богу за манну небесную, которой Он кормил еврейский народ в пустыне. Внутри храма находились огромные золотые подсвечники — меноры. Они символизировали Божественный Огонь и то, что Бог видит всех и знает всё.

Храм Соломона простоял на горе Сион четыреста лет! А потом был разрушен до основания. Как же это случилось?
В 586 году до нашей эры вавилонский царь Навуходоносор со своим войском напал на Израиль. Убил много жителей и ещё больше увел в плен, пожёг дома и сровнял с землей Иерусалимский храм. Тогда же пропал бесследно и ковчег Завета. По преданию, он найдётся в конце времен.
Прошло семьдесят лет. Теперь уже на самих вавилонян напали персы и завоевали их. Персидский царь Кир разрешил пленённым евреям вернуться на родину и восстановить храм. Конечно, евреи обрадовались и под руководством великого зодчего Зоровавеля начали восстанавливать разушенное.
Второй храм был и похож, и не похож на первый. В нем тоже было Святая святых, но — теперь уже пустое. И всё же считалось, что Господь присутствует в нем, и три раза в год иудейские мужчины приходили в Иерусалимский храм, чтобы молиться и совершать жертвоприношения.
За века второй храм Зоровавеля сильно обветшал. За несколько десятилетий до Рождества Христова царь Ирод взялся его восстановить. Это был тот самый жестокий злодей Ирод, который избил младенцев в Вифлееме. Народ царя не любил — слишком много кровавых преступлений за ним значилось, да и трон он занял незаконно. Царю хотелось чем-то прикрыть свои преступления и заставить подданных себя полюбить. Вот он и решил войти в историю как «второй царь Соломон», воссоздатель Иерусалимского храма!
Девять с половиной лет десять тысяч рабочих перекладывали камни, выравнивали и расширяли площади, возводили стены, колонны, галереи, отделывали фасад тяжелыми золотыми листами… Тысячу священников пришлось специально обучить строительному мастерству, чтобы они сами могли работать в запретных для обычных людей помещениях. Уже после «официального открытия» в Иерусалимском храме продолжались доработки — достраивался он в общей сложности сорок шесть лет!
В итоге получился настоящий город в городе. Гораздо больше и храма Соломона, и храма Зоровавеля. Перестроенный храмовый комплекс царя Ирода с галереями и площадями, воротами и складами, высокими стенами и внутренними помещениями занимал огромную площадь — едва ли не треть всего Иерусалима! Само здание храма было покрыто золотыми пластинами. Храм сверкал огненным блеском так, что издали ослеплял путников, которые приближались к городу…

Где же нашёлся Иисус?

… Путники Мария и Иосиф приближались к городу, и солнечные лучи, отражаясь от стен Иерусалимского храма, слепили им глаза.
Где же Иисус? Целый день родители бродили по городу. Они обошли все базары, все площади, заглянули ко всем родственникам и знакомым в Иерусалиме — сына нигде не было. Усталые, пришли они к храму. Поднялись по высоким ступеням, зашли на «женский двор», куда разрешалось приходить всем иудеям — и мужчинам, и женщинам, и даже детям.
По обеим сторонам двора в каменных галереях было людно. Жители Иерусалима любили приходить сюда и проводили здесь целые дни — тень, прохладно, можно сидеть и вести неторопливые умные разговоры о законе, о налогах, о грядущем Мессии…
Мария и Иосиф издали увидели толпу. Похоже, какой-то новый проповедник собрал вокруг себя самых умных и уважаемых книжников. Интересно, кто это? Мария и Иосиф переглянулись: пожалуй, стоит подойти, спросить, вдруг кто-нибудь из собравшихся знает что-то об их сыне, где его искать…
Они подошли ближе и… остолбенели! Седовласые умудрённые старцы слушали двенадцатилетнего мальчика! Их Иисуса! Качали головами, щурились, улыбались, переглядывались, потирали ладонями бороды и бока, поднимали брови… А Он как ни в чем не бывало сидел в центре столпившихся людей, что-то рассказывал им, задавал вопросы, которые явно ставили многих в тупик, сам же на них отвечал и растолковывал…
Мария вышла вперёд. Иисус заметил Её и поднялся навстречу.
— Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя!
— Зачем было вам искать Меня? — спокойно ответил мальчик — Или вы не знали, что Мне дóлжно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
Мария и Иосиф посмотрели друг на друга. Иосиф пожал плечами. Они не поняли слова Сына. Не поняли, что сейчас Иисус находился не в доме плотника в Назарете, где привыкли видеть Его родные, а там, где Ему дóлжно быть — в доме Своего Отца, Бога. Сын Божий Иисус Христос.
Иисус подошел к Матери и Иосифу и вышел с ними из храма. Семья благополучно добралась до Назарета, потекли обычные дни. Иисус рос, взрослел, учился плотницкому ремеслу, помогал Иосифу…
Пройдёт восемнадцать лет, и тридцатилетний Христос выйдет на проповедь Слова Божьего. Он будет приходить в Иерусалимский храм и учить там, проповедовать. Иисус наберёт себе учеников, и, когда они придут к Иерусалимскому храму и удивятся, как величественны и прекрасны эти стены и камни, Христос предскажет, что скоро не останется здесь камня на камне, всё будет разрушено. Потом один из учеников предаст Иисуса, и судьи будут обвинять Христа в том, что Он хочет разрушить Иерусалимский храм… Иисуса поведут на Голгофу, и, принимая смерть на Кресте, Спаситель будет видеть дымы, поднимающиеся от жертвенников этого храма. Пока священники приносили жертвы на храмовом дворе, Христос принес в жертву Себя ради всех людей.

Как исчез Иерусалимский храм?

Если сегодня мы посмотрим на Храмовую гору в Иерусалиме, мы не увидим там ни храма Соломона, ни храма Зоровавеля, ни храма Ирода Великого. Где же он?
Судьба Иерусалимского храма была предрешена и совершилась ровно так, как предсказал Иисус. Сорока лет не прошло после Вознесения Христа, семи лет — с момента, когда все доделки и достройки в Храме были завершены, когда на Иерусалим напали римляне.
Римская армия во главе с Титом, сыном императора Веспасиана, разрушила город до основания, многих жителей Иерусалима перебили, немногих оставшихся взяли в плен. Храм был сожжён. Враги долго не могли захватить его, а потом просто подожгли ворота. Храм горел десять дней и превратился в руины и пепелище. Храмовую гору распахали. От всего храмового комплекса остался только кусок подпорной Западной стены, который сегодня мир знает как Стену Плача. На месте зданий храма потом было и языческое святилище, и даже склад мусора. Позже арабы, захватившие Палестину, построили здесь мечеть, а затем — каменный «Купол-над-Скалой». Он возвышается над Храмовой горой и сегодня.

Почти две тысячи лет нет уже того единственного храма, в котором молились иудеи. Но Христос принес Своё учение не одному иудейскому народу, а всем людям. Спаситель основал Свою Церковь, которая не зависела от конкретного места, в котором — и только в котором — можно было поклоняться Богу. Совсем немного прошло времени после Вознесения Христа на небеса, и первые христиане уже начали строить храмы повсюду, где они жили, в разных землях, в разных странах… Сейчас их и в России, и по всему миру тысячи и тысячи. Люди приходят в церкви, чтобы молиться, исповедоваться перед Богом и воссоединяться со Христом в таинствах. Они знают, что в каждом храме Господь пребывает с ними.
« Княгиня, которая шла за Христом
Правда ли, что, если перед смертью покается... »
  • +5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.