Почему Христос, говоривший о смирении, Сам разгонял менял в храме?
Ответ на этот вопрос станет очевидным, если разобраться, что такое смирение.
Смирение — одна из главных добродетелей в христианстве, о нем очень много написано и сказано. И несмотря на это вряд ли какое-либо иное качество души вызывало бы столько недоумений и кривотолков, в том числе в церковной среде.
Люди привыкли понимать под смирением самоуничижение, покорность, забитость, подчинение авторитетам. На самом же деле сущность и смысл смирения в другом. Смирение — это свойство, проявляемое человеком в его отношениях с Богом. Оно не принижает человека, но наоборот — возвышает его. Как писал С. С. Аверинцев, «Смирение, которому учит христианство, — по существу величайшее дерзание; с точки зрения мудрости века сего — непростительная дерзость, верх оптимистического безумия. Всерьез признать себя малым и ничтожным перед Богом — значит всерьез поверить, что стоишь в неком реальном отношении к Богу».
Смиренный человек предпочитает своим греховным хотениям волю Божию. И пример кроткого и смиренного Христа, апостолов и многих святых демонстрирует, как порой непримиримо, дерзко и твердо проявляется это предпочтение. Иисус Христос исполняет волю Отца; и разгон менял — акт смиренного послушания воле Божией. Советуем прочесть подробный разбор этого евангельского эпизода, часто не совсем точно трактуемого людьми, здесь.
Отсечение своей греховной воли ради исполнения воли Божией может потребовать от человека образа действий, прямо противоположного пассивности и забитости. Апостолы смело проповедовали Евангелие, хотя власти им это запрещали. Или другой пример: в XVI веке святитель Филипп Московский смело противостоял царю Ивану Грозному. В основании такого «активного смирения» лежит не желание самоутвердиться, но стремление следовать правде Божией, когда человек не смеет уклониться от возложенного на него долга.
Итак, смирение — это трезвое видение и понимание самого себя из перспективы моих отношений с Богом, по образу Которого я сотворен и в подобие Которого я призван возрасти. Это жизнь в мире с Богом, свободное и мужественное принятие Его воли и выстраивание своих действий в соответствии с ней, готовность к радостям и скорбям, которые встречаются на нашем жизненном пути. Кроме того смирение предполагает готовность спокойно и правильно действовать с другими людьми, «никого не огорчая и не смущая», как говорится в известной молитве оптинских старцев. Результатом такого смирения становится тот блаженный душевный покой, о котором говорил Христос: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим(Мф. 11, 29).
Смирение — одна из главных добродетелей в христианстве, о нем очень много написано и сказано. И несмотря на это вряд ли какое-либо иное качество души вызывало бы столько недоумений и кривотолков, в том числе в церковной среде.
Люди привыкли понимать под смирением самоуничижение, покорность, забитость, подчинение авторитетам. На самом же деле сущность и смысл смирения в другом. Смирение — это свойство, проявляемое человеком в его отношениях с Богом. Оно не принижает человека, но наоборот — возвышает его. Как писал С. С. Аверинцев, «Смирение, которому учит христианство, — по существу величайшее дерзание; с точки зрения мудрости века сего — непростительная дерзость, верх оптимистического безумия. Всерьез признать себя малым и ничтожным перед Богом — значит всерьез поверить, что стоишь в неком реальном отношении к Богу».
Смиренный человек предпочитает своим греховным хотениям волю Божию. И пример кроткого и смиренного Христа, апостолов и многих святых демонстрирует, как порой непримиримо, дерзко и твердо проявляется это предпочтение. Иисус Христос исполняет волю Отца; и разгон менял — акт смиренного послушания воле Божией. Советуем прочесть подробный разбор этого евангельского эпизода, часто не совсем точно трактуемого людьми, здесь.
Отсечение своей греховной воли ради исполнения воли Божией может потребовать от человека образа действий, прямо противоположного пассивности и забитости. Апостолы смело проповедовали Евангелие, хотя власти им это запрещали. Или другой пример: в XVI веке святитель Филипп Московский смело противостоял царю Ивану Грозному. В основании такого «активного смирения» лежит не желание самоутвердиться, но стремление следовать правде Божией, когда человек не смеет уклониться от возложенного на него долга.
Итак, смирение — это трезвое видение и понимание самого себя из перспективы моих отношений с Богом, по образу Которого я сотворен и в подобие Которого я призван возрасти. Это жизнь в мире с Богом, свободное и мужественное принятие Его воли и выстраивание своих действий в соответствии с ней, готовность к радостям и скорбям, которые встречаются на нашем жизненном пути. Кроме того смирение предполагает готовность спокойно и правильно действовать с другими людьми, «никого не огорчая и не смущая», как говорится в известной молитве оптинских старцев. Результатом такого смирения становится тот блаженный душевный покой, о котором говорил Христос: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим(Мф. 11, 29).
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.