Литургия и дети: зачем каждое воскресенье приводить детей в храм?

Богослужения в храме совершаются каждый день, и даже не единожды. Есть на свете люди такого уровня и образа жизни, которые бывают в храме ежедневно. Но большинство наших сограждан бывает в храме гораздо реже. Какова же «норма», и можно ли вообще в таком случае говорить о норме? Священное Писание, Предание и даже постановления Соборов эту норму утверждают: как минимум один раз в неделю.
Сделать один из дней недели «днем Господним», освятить каждую неделю года – это заповедь, данная нам Богом:
«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20, 9–10).
Со времен апостольских христиане встречали день Господень, день Воскресения Спасителя, литургией. Необходимость участвовать в церковных богослужениях именно по воскресеньям была определена в 80-м правиле VI Вселенского Собора.
Если мы спрашиваем сами себя, зачем каждую неделю приводить детей в храм, это положение само по себе может быть ответом. Но, как ни крути, вопросы остаются, и вопросы непростые. Например: может быть, все это история про взрослых, а не про детей? Все-таки малыши – люди маленькие, не способные к благочинному поведению, зато способные быстро уставать и утомлять окружающих. А подростки? Они выглядят достаточно большими, но устают иногда ничуть не меньше малышей, и чинное поведение тоже не всегда про них. А ведь хотелось бы не просто присутствия детей на службе, но чтобы они постепенно научились понимать, сознательно принимать происходящее в храме. А как помочь детям полюбить дом Божий?..
Не думаю, что могу предложить готовые универсальные ответы. Попробую в нескольких статьях поразмышлять над этими вопросами, посмотреть на некоторые возможные решения этих непростых, но жизненно важных моментов. Начнем, конечно, с теории и истории.

Дети участвовали в богослужениях с древних времен


Иногда можно услышать такое мнение: церковное богослужение вообще не предполагает присутствия детей, по крайней мере маленьких. «Таскать детей на службы» – явление новомодное и «неблагочинное».
Но, каким бы сложным ни был этот вопрос, все-таки можно утверждать: с древних времен детей приводили ко Христу, и дети принимали участие в церковных богослужениях. О многих святых мы знаем, что они, будучи детьми, любили богослужения. Так, преподобный старец Паисий Святогорец говорил о себе, что он «с детства приходил в храм раньше пономаря».
В древнейшем памятнике христианской письменности, «Постановлениях апостольских» (подписаны именем святителя Климента Римского, составлены не позднее IV века), описываются молитвенные прошения об оглашенных и дается такое пояснение:
«На каждое из этих возглашений диакона народ, как мы прежде сказали, пусть говорит: Господи, помилуй, – и прежде всех дети».
Как детский пост – это заступничество невинных детей за виновных взрослых, так и детская молитва за кающихся взрослых оказывается особенно важной для всей Церкви. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом, описывая церковное богослужение:
«…в первой молитве, которую приносим за бесноватых, мы испрашиваем милости; потом во второй – за кающихся – просим для них великой милости; наконец, и в третьей – за самих себя, в ней же из среды народа указываем на невинных детей, – умоляем Бога о милости. Так как мы сами сознаем свои прегрешения, то за тех, которые много погрешили и достойны осуждения, молимся сами, а за себя самих представляем молящимися детей, подражающих простоте, которых ожидает Царство Небесное».
В Постановлениях апостольских описана очень упорядоченная организация церковного богослужения, расписано – кто, когда и что должен делать, чтобы во время службы соблюдалось благочиние. И вот каков этот порядок во время Евхаристического канона:
«Между тем дети пусть станут к амвону, и при них пусть стоит иной диакон, чтобы они не производили беспорядка. Другие диаконы пусть обходят и смотрят за мужчинами и женщинами, чтобы не было никакого шума, и чтобы никто не кивал, не перешептывался или не дремал. Диаконы также пусть стоят при дверях мужчин, и иподиаконы при дверях женщин, чтобы никто не выходил, и во время возношения дверь не отворялась, хотя бы пришел кто-нибудь из верных».
От лица апостола Иакова начало этого центрального момента богослужения описано так:
«Да никто из оглашенных, да никто из слушающих, да никто из неверных, да никто из иноверных! Молившиеся первой молитвой, выйдите. Матери, возьмите к себе детей».
К сожалению, не совсем ясно, какой возраст детей имеется в виду, ведь границы детства в разное время, в разных ситуациях были разными. Детям, стоящим у амвона, может быть и 7, и 12 лет (вряд ли больше 12, так как, например, в IV веке в Римской Империи 12 лет для девочки – обычный возраст обручения, это уже начало юности). И все-таки призыв к женщинам взять детей на руки показывает, что дети достаточно маленькие. Не углубляясь в дебри истории педагогики и истории Церкви, забывая о том, что был период отказа от Крещения младенцев, остановимся на этом: церковное богослужение, причем богослужение очень «чинное», с древних времен предполагало присутствие достаточно маленьких детей.

Участие в богослужении – часть религиозного образования детей


Служба в Храме на Рождество. Художник: Владимир Воронов
То, что можно условно назвать «религиозным образованием детей», складывается из многих вещей. Начало этого образования – жизнь самих родителей, жизнь по вере и в Церкви, и, соответственно, устроение всего дома в этих ценностях. Затем – обучение вербальное, обучение основам веры, Священному Писанию, Закону Божию. И вот еще одна, неотъемлемая часть этого образования: участие детей в церковном богослужении.
Святитель Феофан Затворник писал:
«Большое влияние имеет на детей частое ношение в церковь… вообще все церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти».
И еще:
«Церковь, церковность и Св.Тайны – как скиния для детей, под коею они должны быть неисходно… Даже одним этим могут быть заменены… все средства воспитания».
Святитель Иоанн Златоуст призывает родителей, в первую очередь, конечно, отцов, наставлять детей в вере, изучать с ними Священное Писание. Посещение церкви в учении святителя оказывается частью домашнего обучения Писанию, завершающим этапом «занятия» дома:
«в церковь веди его <ребенка>, взяв за руку, и стремись привести его туда в особенности тогда, когда читается этот самый рассказ <перед этим изученный дома>. И увидишь, как он веселится, прыгает и радуется, что знает то, чего не знают все остальные, что он предвосхищает, узнает наперед и получает великую пользу. И тогда дело это запечатлеется в памяти на будущее».
Здесь и прямой призыв – «веди ребенка в церковь». И вот это милое: «взяв за руку». И еще важное: посещение богослужения – в радости. И практичное, о чем я подробно рассказывала не раз, описывая подготовку детей к праздникам: дома мы изучаем некий сюжет из Священного Писания, а в храме это же сюжет прочитывает диакон во время чтения Евангелия и объясняет священник во время проповеди.
О том, что детей необходимо брать с собой на богослужения, о том, что детей приводить в храм должны именно родители, о необходимости соединять домашнее и церковное образование в самом широком и глобальном смысле – об этом святитель также говорил:
«На зрелища ходить мы часто позволяем им, а в церковь (ἐκκλησίαν) – не заставляем никогда; если же однажды или дважды дитя придет туда, то остается там напрасно, тщетно, без пользы и для забавы. Нет, не так должно быть; но как, посылая в училище, мы требуем от них отчета в науках, так должны мы поступать, и в церковь посылая, или, лучше, приводя их.
Ибо не другим вверять их, но самим с ними надобно приходить сюда, и требовать, чтобы помнили слышанное и преподаваемое здесь. Таким образом, для нас было бы легко и удобно исправление детей; ибо если бы и дома они постоянно слышали от нас беседы о любомудрии и советы о том, что должно делать, и здешние беседы присоединялись бы у них к тамошнему, тогда скоро они явили бы нам зрелые плоды добрых семян».
Здесь, по-моему, святитель исчерпывающе объяснил, зачем детей приводить в храм, и зачем «не другим вверять их, но самим с ними надобно приходить».
Посещение ребенком церковного богослужения – необходимый элемент образования ребенка. В первую очередь детей, конечно, таинственным образом в буквальном смысле образовывает Дух Святой участием в таинствах. Также во время богослужения любые «религиозные» знания не просто закрепляются, а буквально оживают. И еще важный момент: домашнее обучение, домашняя молитва – это область частная; церковное богослужение выводит все это из частной сферы в общественную.

Воскресная литургия и ритм жизни


«Ритмичность жизни – необходимое условие для нормального физического и духовного развития семьи и ее членов», – писал профессор, протоиерей Глеб Каледа. О том, что ритмичность, упорядочивание жизни – важная составляющая воспитания детей, говорил и святитель Иоанн Златоуст.
Упорядоченность жизни – это много всего разного. Но, в числе прочего, это определенный режим, упорядоченность-ритмичность жизни семьи. Например, простые циклы жизни: день, неделя, год. Привести эти циклы в порядок, задать этим циклам вектор – обратить их к Богу, освятить.
Освятить день – начинать и заканчивать день молитвой. Освятить неделю – прийти в воскресенье в церковь. Освятить год – жить в ритме церковных постов и праздников.
Когда человек один, он освящает свою личную жизнь. Когда человек живет в общности семьи, то задача – освятить жизнь всего дома. Как можно все это делать всей семьей, как учесть особенности и способности каждого члена семьи в таком «освящении» – это вопрос очень важный, но… второстепенный. Главное здесь – все-таки расставить приоритеты. Решить: мы хотим, мы постараемся освятить каждый день своего дома, каждую неделю, каждый год. А как именно мы это сделаем, чтобы это было сейчас нам всем по силам, чтобы не сломало никого из нас, не сломало отношения в семье, а наоборот, укрепило, – это уже решается индивидуально, по ситуации.
Чтобы регулярность была регулярной, часто достаточно этой уверенности, этого решения: приходить в храм каждую неделю. Например, однозначно решить для себя: каждое воскресное утро мы встречаем в храме. Не планировать никаких дел на это время: ни папе, ни маме, ни детям. У каждого из нас свои ситуации в жизни, но один из вариантов – не записывать детей на занятия, которые проходят по утрам в воскресенье, искать альтернативу на субботу, на вечер четверга и т.п. Если у родителей, у старших детей планируется какое-то мероприятие, встреча – назначать их на время после богослужения; для этого можно приехать в какой-то храм поближе к месту этого важного мероприятия. Если предстоит поездка куда-то далеко – искать, где поблизости от нашего маршрута будет находиться храм. Пару лет назад в жизни нашей семьи случилось настоящее приключение – мы всей семьей ездили на машине в Европу. И, составляя план этого «галопом по Европам», мы все воскресные планы подстроили под воскресные литургии. Это был совершенно замечательный опыт – в других странах видеть не только знаменитые памятники, фьорды, музеи и заповедники, но побывать в наших родных храмах, и не как туристы – а как свои…
Впрочем, даже если есть большое желание освящать богослужением каждую неделю жизни, не всегда это бывает возможно. Совсем недавно мы столкнулись с явлением, которое Священный Синод Русской Православной Церкви назвал «беспрецедентным»: это ограничение участия людей в богослужении во время «вредоносного поветрия».
«Особым испытанием для православных христиан стало ограничение доступа мирян к участию в общественном богослужении и даже невозможность посещения храмов. Это обстоятельство побуждает всех нас вновь задуматься о том, какое значение в нашей жизни имеет храмовое богослужение, совместная молитва собрания учеников Христовых», – говорится в послании Синода.
Послание, адресованное и клиру, и мирянам, предупреждает:
«Очевидно, что трансляции ни в коем случае не могут быть заменой личного участия в богослужении, не говоря уже о том, что никакие технические средства не обеспечивают возможности участия христианина в большинстве таинств Церкви, и особенно в важнейшем из них – Божественной Евхаристии. Личное присутствие апостолов в горнице Тайной Вечери – вот неотменяемая евангельская норма воспоминания о животворящей смерти Христовой и исповедания Его Воскресения в таинстве Его Тела и Крови. Эта норма никогда, ни при каких условиях не может быть забыта нами».
А еще, конечно, бывает и так, что храмы закрываются в принципе, и в пределах досягаемости вообще нет храмов. А еще мы можем болеть, да и вообще, неотменимые и непереносимые дела тоже случаются в нашей жизни, и иногда они случаются по воскресеньям. А бывает и так, что пойти в храм всей семьей нереально, потому что это ценность – только для папы, а для взрослых детей и для мамы это не ценность вообще.
Но если мы говорим о православной семье, а не о семье, в которой кто-то из членов верующий, то имеет смысл сразу, с самого начала составлять расписание семьи в соответствии с ритмом церковной жизни. Иначе участие в богослужении перестанет быть для нас нормой, оно станет исключением.

Воскресное богослужение как привычка


«Просто привычку» в области духовного модно осуждать. Но привычка – это невероятно важная вещь. Особенно с педагогической точки зрения. Привычка становится частью «природы» человека, с привычкой невероятно тяжело бороться. Моя бабушка говорила: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Не только взрослый человек, но и ребенок может с помощью регулярного повторения приобрести привычку материться, привычку давать подзатыльники младшей сестре, привычку высмеивать или унижать людей, привычку играть в компьютерные игры, привычку просто держать в руках смартфон и проверять раз в две минуты, а «вдруг новый лайк» или «сообщение». Привычки незаметно цементируют нашу жизнь, а в случае с ребенком они буквально формируют личность взрослеющего человека.
Именно поэтому так важно прививать детям и самим себе привычки хорошие. Не так уж и страшно, когда это «просто привычки». Привычка говорить «спокойной ночи» вроде бы не добродетельная, мы и не объясняем ее детям – просто сами с ними прощаемся, просто приучаем детей: скажи папе спокойной ночи. На автомате, просто так ребенок привыкает желать доброй ночи родителям. Но это уже – определенная культура, это ежедневное соотнесение себя со своими родителями, это просто доброе движение в сторону окружающих людей. Это уже – формирование личности.
Психолог и невролог Виктор Франкл писал о привычке такие важные слова:
«Из постоянного совершения добра в конце концов вырастает добродетель… Что же касается нравственного поступка, то человек, совершающий его… продолжает совершать его снова и снова, превращая таким образом акт в привычку. Что однажды представляло собой нравственный поступок, становится со временем нравственной позицией».
Безусловно, здорово и правильно, когда религиозная жизнь осмысленная, когда она идет одновременно от ума, устремленного к Богу и от сердца, горящего ко Христу. Но когда и «просто по привычке» – это уже добро и благо, а не «ужас и вообще профанация».
Для малыша привычка бывать в храме помогает не бояться блестящих бородатых священников, странных звуков и запахов. Практичная привычка, которая поможет просто самим родителям находиться в церкви. Привычка, которая поможет приводить ребенка и к духовному, – в первую очередь регулярно причащать малыша. Конечно, это не значит, что привыкший к храму малыш никогда не испугается чего-то, никогда не устроит истерику на службе. Но все же, если ребенок с рождения в храме, он «от сосцов матери» воспринимает храм как пространство жизни.
Для детей постарше привычка каждое воскресенье бывать в храме – это уже формирование культуры. Определенная культурная парадигма, которая именно в этом возрасте, для детей 5–10 лет, формирует то, что называется «родной культурой» человека. Да, это не личная встреча с Богом, это совсем не духовная жизнь маленького человека. Но когда ребенок растет в подобном ритме жизни, то это формирует его как человека православной культуры. Куда бы ни пошел дальше в своей жизни этот человек, но храм, церковное богослужение навсегда останутся в его сознании и подсознании как его детство, его родная среда. Даже его Родина.
Не совсем так, но похоже привычка работает и по отношению к взрослым членам семьи. Если нет привычки регулярно, всей семьей приходить в храм, если мы приходим на службу не каждое воскресенье, то посещение церковного богослужения оказывается… особенным событием в нашей жизни. И это, конечно, здорово. Но в случае с простыми, не особенно высокодуховными людьми, вроде меня самой, может происходить совсем другая история. Когда в идее «ходить в храм и причащаться совершенно необходимо, но не обязательно делать это по расписанию, каждую неделю» ключевым оказывается не обязательно.
И получается: сегодня я не выспалась, в следующий раз малыш капризничает, потом слишком холодно, а потом, конечно, жарко… Вообще: каждый день не высыпаемся – хоть в воскресенье бы высыпаться! Или наоборот: всю неделю на работе, едва до дома дойдешь – спать пора, так хоть в воскресенье какие-то домашние дела переделать бы: полы перемыть, огородом заняться, машину на сервис отогнать…
Кажется, идея ходить в храм по расписанию слишком приземленная и не духовная? Но именно расписание задает ритм. Именно расписание позволяет регулярно, всей семьей приходить на богослужение. Иначе всегда найдутся причины – непридуманные, важные причины не прийти в храм.
Ни в коем случае не пытаюсь сказать, что уважительных причин не бывает. Еще как бывает. Но среди наших сограждан регулярно бывают в храме, участвуют в таинствах, по разным подсчетам, от 3% до 5% людей, в то время как считающих себя православными в 10 раз больше. И похоже, что чаще всего люди не посещают регулярно храм просто потому, что не считают это важным или обязательным.
С подростками все, конечно, сложнее. О подростках мы поговорим отдельно. Но стоит заметить такой момент: привычка к регулярному посещению храма может сыграть здесь свою добрую роль. Если в семье психологически комфортно, спокойно, если отношения с родителями хотя бы «нормальные», подростки просто продолжают двигаться вместе с родителями, с младшими и старшими братьями и сестрами по… привычным рельсам. Если в семье принято каждое воскресенье, каждый праздник встречать в храме, то обычно утром просто все проснулись, все оделись, все сели в машину, все приехали в храм. Обсуждают «что надеть», «что брать с собой», «куда пойти после храма» – но не вопрос «пойти ли в храм». Не говорю, что это прямо рецепт, и прямо универсальный – но все же это может помочь.

Литургия – мост в жизнь Вечную

Вся эта ритмичность, регулярность посещения храма нужна в первую очередь для того, чтобы по-настоящему постоянно участвовать в церковном богослужении и приобщаться всей семьей Святых Таин.
Конечно, молиться можно и дома. И нужно молиться дома, и иногда бывает полезно церковные службы прочитывать дома. В недавней карантинной истории опыт домашнего богослужения оказался невероятно важным для многих и многих православных семей. Но все же в нашей жизни должно быть и церковное, общественное богослужение, о чем нам только что напомнил Священный Синод. Об этом говорили, писали многие богословы, отцы Церкви. Приведу только простые слова преподобного старца Паисия:
«Гляди, частная молитва есть приготовление к общей. Совместная молитва с точки зрения качества может быть ниже частной, потому что в храме не чувствуешь себя свободно, как когда находишься наедине с самим собой. Но с точки зрения силы она выше, потому что молятся все вместе: у одного в молитве больше силы, у другого больше теплоты и т. д. И в эти два–три часа, пока длится служба, и ты должна быть в церкви, чтобы молиться вместе со всеми. Что сказал Христос? ‟Идежебоеста два или триесобрани во имя мое, ту есмъ по среде их” (Мф. 18, 19–20)».
Во время главного церковного богослужения, во время общего дела – литургии, на которую мы, собственно, и приходим в храм воскресным утром, совершается таинство возрождения и бессмертия, как назвал Евхаристию святой праведный Иоанн Кронштадский. Как говорил святитель Иларион (Троицкий), «истинная жизнь возможна лишь при тесном природном или, как говорят, реальном единении со Христом в таинстве Евхаристии». Да и вообще, «литургия – это жизнь». Бывать на богослужениях в храме, приобщаться Святых Таин, приводить детей в храм – это просто… жить. И это тоже – ответ на вопрос: зачем приходить в храм вместе с детьми.
Но, конечно, вопросов еще очень и очень много. Ведь даже если мы регулярно приходим в храм, если приносим в храм малышей с самого рождения – это не значит, что все будет просто. Как справиться с грудным ребенком во время службы? Чем занять скучающего четырехлетнего малыша? Что делать, если старшеклассники учатся 6 дней в неделю по 18 часов в сутки, и воскресенье – единственная возможность поспать подольше? И, в конце концов, мы же не просто постоять, поприсутствовать приходим в храм – как же объяснить детям значение происходящего во время богослужения? Попробуем разобраться в следующих статьях. Так что продолжение следует.

Анна Сапрыкина

« Какие тайны хранит собор Спаса-на-Крови
О жизни иконописца »
  • +5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.