События в мире имеют главную причину — духовную
Протоиерей Валериан Кречетов — о текущих и грядущих событиях и о людях, которые еще недавно были с нами, но которых уже нет в этом мире.
– Когда мы встречаемся с вами, отец Валериан, ко мне приходит ощущение того, что ничего, собственно говоря, страшного вокруг нас не происходит, что жизнь идет своим чередом. И невольно вспоминаешь библейские слова о том, что ничто не ново под солнцем, все в мире идет так, как шло и раньше…
– Да, жизнь сейчас бурная, можно сказать, но и в ней необходимо соответствующим образом участвовать, даже нашему поколению… Я часто порой слышу высказывания о том, что время сейчас немножечко сократилось. Как говорят, примерно на одну треть. Именно поэтому времени нам сейчас часто «не хватает». Но это похоже на то, что сказано в Евангелии: «И избранных ради сократятся те дни…» ( Мф. 24, 22). То есть дни эти называются в Священном Писании «последними временами». «Последние времена» – это понятие и в духовном смысле, и в смысле времени очень растяжимое. Еще Апостол Иоанн некогда писал: «Антихрист грядет, и в мире есть уже…» (ср. 1Ин. 4, 3). Он говорил, конечно же, о предтечах Антихриста. Но ведь для Бога тысяча лет – как один день, так что в мире духовном течет совершенно другое время!
У нас же, на земле, оно идет по своему кругу – суточному, еще какому-нибудь, и т.д. Правда и то, что оно изменяется. Ведь даже ученые сегодня отмечают какие-то новые погодные признаки, климатические изменения.
Я тоже что-то иногда отмечаю лично для себя. Правда, телевизора у меня нет, Интернетом тоже не пользуюсь, но слышал о кибернетике, на которой сегодня все буквально зиждется. Знаю, кто основоположник этой науки, как она развивается, но помню также и время, когда кибернетика считалась лженаукой: я тогда еще учился, так что буквально на моей памяти это было. У нас в то время был замечательный преподаватель, помню его слова: «Философы говорят, что наши ученые – плохие философы. Но оказалось, что наши философы – недостаточно учены!» То есть он обратил внимание на другой ракурс.
Поэтому то, что происходит и происходило в мире – это все, прежде всего, очень интересно. Есть такое пожелание китайское: «Чтоб ты жил в эпоху перемен!» Можно сказать, что это пожелание жить в интересное время. Но имеется в виду тут, конечно, такое «интересное время», когда ничего не разберешь, ничего не поймешь.
Протоиерей Валериан Кречетов
– Даже с точки зрения политиков наше время является настолько парадоксальным, что порой диву даешься! Простой пример: еще 4 года назад США обвинили Россию во вмешательстве в американские президентские выборы. А что сегодня происходит с выборами в США? Да это же просто катастрофа!..
– Видите ли, в чем дело… Люди духовные, они немножечко по-другому смотрели на все эти процессы, светские и политические. В частности, отец Николай Гурьянов. Господь сподобил меня общаться с этим старцем, в последние годы его жизни я приезжал его причащать. Старцы – они все очень милые, удивительно светлые и радостные. И часто спокойно говорят очень значимые вещи. Вот, пришел к нему как-то один человек, спрашивает: оставаться ли ему в России или возвращаться в Соединенные Штаты. А старец ему говорит: «Ну, выбирай: Россия уже на Голгофе, а Америки уже нет!» Это его подлинные слова. Я спросил: «Батюшка, а кто дальше?» – «Сначала Америка, а потом – Франция, Германия…». Последовательность такая. Почему я это говорю, потому что лично слышал. Часто слышишь какие-то высказывания, якобы от старцев. Но не все ведь можно правильно передать, поэтому бывает иногда тенденциозная информация. А тут я сам свидетельствую, что разговор был именно такой.
На самом деле, то, что происходит сейчас в мире, происходит по главной причине – по духовной.
Есть такое замечательное произведение, очень краткое, лаконичное, но четкое и ясное, святителя Николая Сербского (Велимировича). Называется оно «Война и Библия». В виде беседы он там прямо «по полочкам» раскладывает то, что и как происходит сегодня в мире. И вывод один – причина всему духовная!
Еще до него точно так же говорил преподобный Амвросий Оптинский: «На все нужно смотреть взглядом ‟оттуда”, тогда всё встанет на свои места». На самом деле, святитель Николай (Велемирович) прямо раскрывает такую мысль: когда народ (или правители, или те и другие, вместе взятые) начинает вести себя так, что долготерпение Божие временно прекращается, тогда посылаются на землю бедствия или войны. А когда люди начинают задумываться над жизнью, каяться в грехах и возвращаться к Богу, все становится на свои места.
Господь сказал эти слова апостолу Петру, но это относится ко всем нам: «Что делаю сегодня, не знаешь, но уразумеешь после» (Ин. 13, 18). Мы ведь не больше апостола Петра! Сейчас мы оглядываемся и видим: сначала началось безбожие, затем последовала революция, потом войны…
На самом деле, вопрос революции – непростой вопрос. Чем была революция в России? Это был настоящий переворот! Ведь на самом-то деле революции у нас не было! Да, она была подготовлена, и подготовка эта длилась больше ста лет. Об этом говорил еще преподобный Серафим Саровский: будет в России и революция, и кровопролитная война последует за этим. Наши многие старцы тоже предупреждали об этих вещах: что, если всё будет так же продолжаться, как прежде, всё это произойдет в России. И это действительно произошло!
Я лично сподобился (именно так!) служить вместе с протоиереем Сергием Орловым. Этот батюшка в 1911-м году закончил семинарию и потом увлекся революционными убеждениями. Но это ничего, молодости это свойственно… Хотя отец и просил его, чтобы он пошел по духовной линии, тому хотелось знаний и конкретного, быстрого «преобразования жизни». Именно такого, можно сказать, революционного…
– Я всегда думал, отец Валериан: а чего не хватало в России тогда, что нужно было «срочно преобразовывать»? В каких преобразованиях нуждалась тогда жизнь?
– В каких преобразованиях? Вспомните, это началось еще со времен Пушкина. Есть такое произведение Александра Радищева: «Путешествие из Петербурга в Москву». Оказывается, и Александр Сергеевич написал подобное произведение, о котором никогда не говорят: «Путешествие из Москвы в Петербург». И в своем рассуждении о произведении Радищева он пишет: «Кажется, автор этого произведения старается своим злоречием раздражить верховную власть. Не лучше ли бы сказать, как умным помещикам нужно что-то делать?» Ну, негодяи, они всегда бывают, к несчастью. И Пушкин отметил, что цензуру, мол, автор поносит. Но цензура – это ведь тоже неоднозначный вопрос: чем она руководствуется? Потому что «нецензурное» – это вещь вообще-то страшная. И в итоге Пушкин говорит о том, что тогда бы это произведение не вызвало бы шума, а произвело пользу. А дальше – прямо святоотеческое изречение: «Нет убедительности в поношениях и нет истины там, где нет любви!»
Отец Сергий Орлов и отец Валериан Кречетов в Акулове, 1974 г.
Так вот, дело все в том, что народ специально старались озлобить. Начали это делать еще декабристы… Говорят, они, дескать, «показывали недостатки»… Но духовный взгляд – он смотрит не на недостатки, а на достоинства. Ведь Господь сотворил человека по образу Своему. И поэтому эти черты образа Божия святые отцы старались всегда как бы высветить и вынести на обозрение.
Сказано, что Господь не видит зла. И у отцов говорится: «Признак чистоты сердечной – не видеть греха». Праведник не видит греха! Почему и приведен нам этот замечательный библейский пример, когда Господь приходит к Аврааму и говорит: «Вопль Содомский и Гомморский велик ко мне. Сойду и посмотрю, так ли это…» (ср. Быт. 18, 20). Ничего себе! Всевидящий и Всезнающий Бог говорит: «Посмотрю, так ли это»! Тем самым Он, оказывается, нас учит, чтобы мы не легко верили всякому слову.
К несчастью, люди стали верить сразу и всему. Например, приняли поношение царского достоинства, поверили в несовершенство государственного строя России. А вообще-то, если разобраться, ведь строй как таковой практически не меняется: всегда бывают и добрые люди, и злые. А как называют людей – помещиками, буржуазией или капиталистами (всякие ярлыки ведь вешали), – это же не так важно! Цари – они тоже всякие бывают, президенты – тоже разные. Даже директора всякие бывают, это мы сами знаем…
Итак, люди обратили внимание именно на недостатки. Но недостатки – это вещи очень серьезные. Почему? Потому что здесь человек вступает в борьбу с грехом.
Недостатки человеческие – это его грехи. А питаются эти грехи страстями. Помните Евангельское поучение, когда Господь говорит: «Ты видишь сучок в глазе брата твоего, а в своем бревна не видишь!» (ср. Мф. 7, 3) Что же это такое? Бревно – это ствол, а сучок – это то, что от этого ствола отходит. Поэтому мы видим именно проявление страсти. Ствол – это страсть, а сучок – это грех. Мы видим только проявление, а чем человек живет, этого никто не знает, даже сам он толком не знает.
Поэтому именно искоренением конкретной страсти мы и должны бы заняться. Да, если сучья обрубать, дерево засохнет, даже если у него есть корни.
Кстати, о сучьях. Сучья часто увешаны листьями. И очень интересно это размышление, потому что на самом деле дерево без листьев плода не приносит. А ведь листья – это внешняя сторона (у нас говорят, «обрядовая сторона»), она лишняя. Но это листья, с которых плода-то не может быть! Поэтому главное – внутри, хотя одно неотделимо от другого.
– Говорят, «духовный судит обо всем духовно». Но ведь наше общество не было духовным во всей своей полноте. Как правило, люди простые смотрят только на пороки ближних, не отделяя человека от его греха.
– Совершенно верно! В том-то все и дело, что препарирование человеческой личности – это довольно искусственное дело. Потому что человек настолько сроднился и сросся с духовной областью, что просто удивительно! Мы ведь не задумываемся часто над словами молитвы: «Господи, избави мя от действа диавольского, мысленне во удесех моих действуемого!» Мы часто этого «действа диавольского» не замечаем, но если внимательно будем смотреть, то многое заметим. С годами я стал замечать: что-то такое делаешь, вдруг зацепился, упал… Или еще что-то происходит.
Есть замечательные свидетельства, приведенные в прекрасной книге отца Константина Ровинского «Записки старого священника». Замечательное произведение, почему-то у нас оно не распространено, хотя я всем его рекомендую, особенно священникам.
– Недавно я нашел эту книгу на бесплатном книжном развале, так что с интересом прочитаю.
– Да-да, дело в том, что там как раз говорится о наблюдениях над действиями темных сил. Автор отмечает, что с наблюдениями начал понимать, что многие действия кто-то ему «подсовывает». А раньше просто раздражался, но затем обратился к людям духовным. К отцу Исаие, келейнику старца Аристоклия, а потом – к отцу Алексию Мечеву. Они ему очень интересно ответили: «Да, точно, силы эти есть. Но не нужно их раздражать, отношения с ними должны быть корректными». Очень, на мой взгляд, замечательно сказал! Потому что, на самом деле, это их работа! Ведь если они не будут этого делать, у них безработица наступит…
Между прочим, на эту тему мне вспомнилась интересная аналогия. Отец Иоанн (Крестьянкин) сказал про это: «Что тут может сделать один человек? Да ничего не может сделать!» На самом деле, все это подготавливается одним «дирижером», который руководит всей этой толпой «исполнителей» – всеми этими модами, течениями, увлечениями.
Например, рассмотрим стоящие у нас повсюду, часто с простертыми вперед руками, памятники «вождю революции». Отец Сергий Орлов (к слову, он закончил Варшавский университет и Киевский политехнический институт, у него было два высших образования, а после войны он окончил еще Духовную академию), когда я в разговоре с ним как-то упомянул о Ленине, говорит вдруг: «А кто это такой?» Я был, помнится, тогда потрясен: как это, кто такой?! Ведь это «вождь мирового пролетариата», все его знают! А он мне вдруг говорит: «Да это никто! Я был в гуще революционных событий, и этого человека там никто не знал!» Это вам один из примеров того, что подготовлен переворот был совсем не Лениным. Да, его потом «посадили во власть», он недолго посидел даже во власти, но это другой вопрос…
Так что, к вопросу о правителях: правители – это просто вынужденные исполнители путей Промысла Божия. Нет, конечно же, их воля тоже присутствует в том, что вокруг происходит. Но как она воплощается? Если, например, нужна палка, то он воплощает свою волю в качестве палки. Если кнут – то в качестве кнута. Лопата нужна – в качестве лопаты. Или мастерка строительного. На самом деле, каждый правитель не очень самобытен и даже довольно немощен.
Замечателен в этом смысле Евангельский пример, когда Господь – избитый, окровавленный, в терновом венце – стоит перед Пилатом. И Пилат Ему говорит: «Мне ли ты не отвечаешь? Знаешь ли, что я имею власть – распять или пустить тебя?» ( Ин. 19, 10) И Господь отвечает ему: «Никакой власти надо Мной ты не имеешь!»
– Что и мгновенно подтвердилось…
– Самое интересное, что когда читают это место из Евангелия в храме, то опускают продолжение. А дальше ведь идет продолжение этого события: Пилат вышел и подписал решение: «распять». А хотел ведь отпустить!
– Вы хорошо отметили в начале нашей беседы: неумны те люди, которые ругают и критикуют незнакомых. Так же и многие из нас: мы критикуем, критикуем, подвергаем осмеянию и насмешкам – в основном наших руководителей, политиков и т.д. Так мы находим некие «громоотводы», на которые направляем свой «праведный гнев». Это для нас видимые фигуры, чтобы было кого-то ругать персонально…
– Я думаю, их нужно пожалеть, а за многих из них просто нужно молиться, потому что крест их очень тяжелый. Например, иерархи нашей Церкви несут за нас очень серьезное бремя. Тут в своей-то семье не справляешься, а какой размах ответственности в этом случае, подумать страшно!
Одной женщине были как-то показаны разные кресты: и вот, она пыталась брать самый красивый и тяжелый, но безрезультатно (это был царский), потом пробовала другие кресты, но в конце концов нашла маленький деревянный. И это и оказался ее собственный крест!
Православный наш народ всегда отличался юмором и находчивостью: «чужую беду руками разведу, а к своей – ума не приложу».
Святой Иоанн Златоуст пишет: «страны состоят из городов, города из домов, дома – из семей. Если случается раздор между мужем и женой, сразу начинается раздор в доме, потом – в городе, потом – беспорядки в мире». Но, как правильно отметил святитель Николай Сербский, причина всему – духовная. И духовное состояние общества является главной причиной того, что происходит в мире.
А насчет того, что с «потусторонней силой» надо быть корректным, я всегда вспоминаю житие Христа ради юродивого Андрея. В славянском варианте житий прекрасно описано, как святой Андрей слышит соревнование ангела-хранителя и беса, которые борются за душу человека. Враг свое представляет, а ангел – свое. «Инок мой», – и бес приводит массу аргументов из дел человека. «Нет, он мой», – говорит ангел, приводя список добрых дел этого человека. И так и сыплют друг в друга цитатами, просто от зубов отлетают цитаты!.. И в житии сказано: «дивился святой, как борзо по Святому Писанию говорят бесы». Кстати, враг победил в этом состязании за душу, ангел-хранитель вынужден был с печалью отступить. И жаль стало святому Андрею человека, говорит он ему: «Смотри, какая борьба идет за души людские! Так что задумайся, кому ты служишь, когда так плохо поступаешь!» Увидел бес это и говорит святому: «Я знал, что ты не с добрыми намерениями слушаешь нас! Другого такого вредного во всем Царьграде нет, как ты!» А святой Андрей так душевно и по-доброму ему отвечает: «Слушай, не обижайся, но какая тебе от этого польза?» – «Да пользы никакой, но нас бьют там!» То есть у святого с бесом идет душевный разговор!.. Какою же рассудительностью обладали подвижники!..
И приведу еще случай из Патерика. Один монах оказался у врат преисподней и слышит вдруг громкие слова: «Ну, злые, выходите на работу! Чтобы побольше душ уловляли! Выбирайте каждый себе оружие!» Потом как крикнет: «Стоять! Сам буду выдавать! Тебе что дать?!» – «Гнев!» – «Гнев кончился!» И дальше стал размышлять: «Ну, блуд, пьянство, разврат – это всё вещи обычные, слишком явные, на них явно не все среагируют». А ведь раздражить и вызвать гнев – это у любого можно! Поэтому мы и молимся: «избави нас от скорби, гнева и нужды»…
Но до меня-то тогда не доходило, а лишь теперь дошло: надо же, и в аду дефицит есть! Гнева-то всем не хватило!..
В свое время шутили: какой тебе ад желателен – социалистический или капиталистический? В капиталистическом – все муки будут вовремя, а в социалистическом – то одно не привезли, то другое украли. Но это юмор, а вообще-то я наблюдаю сейчас такие случаи: 5 человек вместе, четверо заболели, а один не заболел. Почему? Дефицит, не хватило заразы! Дело в том, что человек ничего не создал такого, что бы размножалось. И даже когда начинает вмешиваться в то, что создано Богом, и то перестает размножаться! Даже заразу – ее размножать нужно, потому что сама она не получается просто так. Поэтому не нужно никогда бояться зла. По-моему, Георгий, затворник Задонский, говорил: «Кто боится демона, тот имеет не страх Божий, а страх вражий, от неверия рожденный». Так и у нас часто: мы наблюдаем страх вражий, рожденный от нашего неверия Богу.
– Но мы начали говорить о революции, отец Валериан. И, действительно, тогда «по-человечески» люди вмешались в процессы духовные, и произошло в России то, что произошло. С другой стороны, некоторые свидетельствуют, что так тому и нужно было быть, и это устроено Богом, чтобы мы обновили свою жизнь, принесли покаяние. В том числе чтобы принесли и эти страшные жертвы. Но неужели мы можем упрекнуть Бога в том, что Он желает этих жертв? Ведь в Евангелии от Матфея мы читаем: «Милости хочу, а не жертвы» ( Мф. 9, 13).
– Это разные вещи! Мы говорим: «яко Многомилостив и Человеколюбец Бог». Но понятие «жертвы» и понятие «милости» – это понятия духовные. Ведь милость – это не значит, чтобы дать тебе «вся благая». А мы строили новое общество именно с этой целью: чтобы всем дать все, что они захотят, чтобы был избыток всего. А что же представляет собой жертва? «Жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит!» (Пс. 50, 19) «Милости хочу, а не жертвы»: именно этой жертвы – милосердия к своему ближнему – хочет Бог от человека. Помните, когда бедная вдова положила две лепты в сокровищницу храма? Многие клали туда много денег, а вдовица положила лишь две лепты. И Господь сказал, что она больше всех положила! Потому что это была от нее именно жертва!
Не случайно, когда я был недавно на Кипре, услышал такой разговор: раньше, мол, Кипр переживал испытания от нашествия иноплеменных, а сегодня переживает испытание благополучием. И что же такое «благополучие»? Кстати сказать, до революции Россия шла к этому благополучию семимильными шагами. По расчетам многих ученых-экономистов, она должна была вскоре занять по экономическим параметрам одно из первых мест в мире, если даже не первое. Но откуда взялись те люди, которые в революцию стали разрушать храмы? А потому это случилось, что многие к тому времени перестали поститься, перестали посещать богослужения, перестали жить духовной жизнью.
Когда около 50 лет назад мы с отцом Сергием Орловым говорили примерно на эти же темы, он отмечал: «Все это интересно, да, только про Бога тогда забыли!»
Так в том-то все и дело! То, что происходит в духовной области, в невидимом мире – это совсем не то, что мы иногда видим здесь, на земле.
Где-то я прочитал такую историю: полный храм народу, начинается богослужение, диакон выходит на солею, поднимает орарь, возглашает, и – полное молчание в ответ. Взмахивает руками регент – в ответ тишина. И в полной тишине раздается вдруг слабый голос ребенка: «Господи, помилуй мою мамочку!» О чем иносказательно повествует эта зарисовка? Служба идет – а молящихся в храме никого нет!..
Я недавно прочитал воспоминания об одном духовнике. Он рассказывал некоему блаженному: «Я сегодня служил, полный храм народу…» – «Так ты не служил!» – «Как, не служил? Даже проповедь прекрасную говорил!» – «Нет, ты поругался с матушкой, и Господь тебя не допустил до службы. Вместо тебя служил ангел. А причастников в храме было только 6 человек!»
Иногда припоминают некое пророчество: «Кругом будет благолепие, а в храмы ходить будет нельзя». Но это не совсем так. Во-первых, кто и как говорил, это еще неизвестно, это ведь не точная цитата. То, что «в храмы не будут ходить», это порой, особенно сегодня, буквально исполняется – народ сдерживают по понятным причинам, но все-таки тот, кто хочет прийти, приходит и молится. И так собираются истинные христиане…
Раньше на Пасху – толпы приходили в храмы. Но для чего? Посмотреть на крестный ход раз в году. С другой стороны, святой Иоанн Златоуст свидетельствует: «Все приступите…». Это да, все-то приступите, но как? И святитель Феофан Затворник пишет: «Почаще приступайте к Причастию…». Но как приступайте? С чувством полного недостоинства, как не имеющие, на что опереться. Иметь нужно сердце сокрушенное и смиренное. А так-то ведь, если разобраться, кто у нас приступает?
Еще во времена преподобного Макария Великого у старцев были видения во время Причащения: одни подходят и причащаются Святых Таин, другим подкладываются угли. Это святые отцы свидетельствуют, это подлинная жизнь Церкви.
Над всеми нами (и над священнослужителями) читается молитва, когда мы исповедуемся. А мы же все в чем-то согрешаем… И там есть такие слова: «Приими и соедини его Святей Твоей Церкви». Так что, всегда ли мы еще бываем в Церкви-то? Трудно сказать определенно! Другое дело, что это еще не окончательное наше состояние, но временно-то мы, бывает, отходим от Церкви!..
Об этом говорил и отец Сергий Мечев. Именно он обращал на это внимание, почему и называл приход «богослужебно-покаяльной семьей». Покаяние – это вообще стержень духовной жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Лучше грешник, сознающий себя грешником, чем праведник, сознающий себя праведником». Это не значит, конечно, что лучше быть грешником, чем праведником, нет! Если ты грешник, то сознавай себя грешником. Но если ты и праведник в чем-то, все равно сознавай себя грешником. И от своего внутреннего состояния ты оправдаешься пред Богом, потому что «от дел закона не оправдишися» (Рим. 3, 20). Апостол Павел – какая, казалось бы, высота – но он под конец своей жизни свидетельствует: «Я недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Но благодатию Божиею я есмь еже есмь» (1Кор. 15,10). И как осторожно он призывал относиться к своему состоянию: «Не только если человек, но если и ангел с Неба будет говорить вам не то, что мы говорили, анафема да будет!» (Гал. 1, 8) Человек, естественно, может споткнуться и ошибиться в чем-то, но если у него есть состояние недостоинства и своей немощи, то это ему не повредит. Вот это-то и есть жертва Богу. «Жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит!» (Пс. 50, 19)
А в отношении милости тоже не все так просто, тот же апостол говорит: «Милостыня да запотеет в руке твоей». У нас часто подают милостыню без рассуждения: да, ты-то хорошо делаешь, а полезно ли это тому, кому ты даешь? И если он все время будет пользоваться милостыней, то тунеядцем может вырасти. Ему-то это милостью будет или нет?
Тут говорят часто, что смирение – главная добродетель, но я скажу, что дар рассуждения – выше дара смирения! А рассуждение – это от Бога: если даст Господь, то рассудишь, а если нет – ничего не поймешь! Господь говорит: «Отверзе им ум, разумети Писания…» (Лк. 24, 45).
С протоиереем Валерианом Кречетовым
беседовал Николай Бульчук
– Когда мы встречаемся с вами, отец Валериан, ко мне приходит ощущение того, что ничего, собственно говоря, страшного вокруг нас не происходит, что жизнь идет своим чередом. И невольно вспоминаешь библейские слова о том, что ничто не ново под солнцем, все в мире идет так, как шло и раньше…
– Да, жизнь сейчас бурная, можно сказать, но и в ней необходимо соответствующим образом участвовать, даже нашему поколению… Я часто порой слышу высказывания о том, что время сейчас немножечко сократилось. Как говорят, примерно на одну треть. Именно поэтому времени нам сейчас часто «не хватает». Но это похоже на то, что сказано в Евангелии: «И избранных ради сократятся те дни…» ( Мф. 24, 22). То есть дни эти называются в Священном Писании «последними временами». «Последние времена» – это понятие и в духовном смысле, и в смысле времени очень растяжимое. Еще Апостол Иоанн некогда писал: «Антихрист грядет, и в мире есть уже…» (ср. 1Ин. 4, 3). Он говорил, конечно же, о предтечах Антихриста. Но ведь для Бога тысяча лет – как один день, так что в мире духовном течет совершенно другое время!
У нас же, на земле, оно идет по своему кругу – суточному, еще какому-нибудь, и т.д. Правда и то, что оно изменяется. Ведь даже ученые сегодня отмечают какие-то новые погодные признаки, климатические изменения.
Я тоже что-то иногда отмечаю лично для себя. Правда, телевизора у меня нет, Интернетом тоже не пользуюсь, но слышал о кибернетике, на которой сегодня все буквально зиждется. Знаю, кто основоположник этой науки, как она развивается, но помню также и время, когда кибернетика считалась лженаукой: я тогда еще учился, так что буквально на моей памяти это было. У нас в то время был замечательный преподаватель, помню его слова: «Философы говорят, что наши ученые – плохие философы. Но оказалось, что наши философы – недостаточно учены!» То есть он обратил внимание на другой ракурс.
Поэтому то, что происходит и происходило в мире – это все, прежде всего, очень интересно. Есть такое пожелание китайское: «Чтоб ты жил в эпоху перемен!» Можно сказать, что это пожелание жить в интересное время. Но имеется в виду тут, конечно, такое «интересное время», когда ничего не разберешь, ничего не поймешь.
Протоиерей Валериан Кречетов
– Даже с точки зрения политиков наше время является настолько парадоксальным, что порой диву даешься! Простой пример: еще 4 года назад США обвинили Россию во вмешательстве в американские президентские выборы. А что сегодня происходит с выборами в США? Да это же просто катастрофа!..
– Видите ли, в чем дело… Люди духовные, они немножечко по-другому смотрели на все эти процессы, светские и политические. В частности, отец Николай Гурьянов. Господь сподобил меня общаться с этим старцем, в последние годы его жизни я приезжал его причащать. Старцы – они все очень милые, удивительно светлые и радостные. И часто спокойно говорят очень значимые вещи. Вот, пришел к нему как-то один человек, спрашивает: оставаться ли ему в России или возвращаться в Соединенные Штаты. А старец ему говорит: «Ну, выбирай: Россия уже на Голгофе, а Америки уже нет!» Это его подлинные слова. Я спросил: «Батюшка, а кто дальше?» – «Сначала Америка, а потом – Франция, Германия…». Последовательность такая. Почему я это говорю, потому что лично слышал. Часто слышишь какие-то высказывания, якобы от старцев. Но не все ведь можно правильно передать, поэтому бывает иногда тенденциозная информация. А тут я сам свидетельствую, что разговор был именно такой.
На самом деле, то, что происходит сейчас в мире, происходит по главной причине – по духовной.
Есть такое замечательное произведение, очень краткое, лаконичное, но четкое и ясное, святителя Николая Сербского (Велимировича). Называется оно «Война и Библия». В виде беседы он там прямо «по полочкам» раскладывает то, что и как происходит сегодня в мире. И вывод один – причина всему духовная!
Еще до него точно так же говорил преподобный Амвросий Оптинский: «На все нужно смотреть взглядом ‟оттуда”, тогда всё встанет на свои места». На самом деле, святитель Николай (Велемирович) прямо раскрывает такую мысль: когда народ (или правители, или те и другие, вместе взятые) начинает вести себя так, что долготерпение Божие временно прекращается, тогда посылаются на землю бедствия или войны. А когда люди начинают задумываться над жизнью, каяться в грехах и возвращаться к Богу, все становится на свои места.
Господь сказал эти слова апостолу Петру, но это относится ко всем нам: «Что делаю сегодня, не знаешь, но уразумеешь после» (Ин. 13, 18). Мы ведь не больше апостола Петра! Сейчас мы оглядываемся и видим: сначала началось безбожие, затем последовала революция, потом войны…
На самом деле, вопрос революции – непростой вопрос. Чем была революция в России? Это был настоящий переворот! Ведь на самом-то деле революции у нас не было! Да, она была подготовлена, и подготовка эта длилась больше ста лет. Об этом говорил еще преподобный Серафим Саровский: будет в России и революция, и кровопролитная война последует за этим. Наши многие старцы тоже предупреждали об этих вещах: что, если всё будет так же продолжаться, как прежде, всё это произойдет в России. И это действительно произошло!
Я лично сподобился (именно так!) служить вместе с протоиереем Сергием Орловым. Этот батюшка в 1911-м году закончил семинарию и потом увлекся революционными убеждениями. Но это ничего, молодости это свойственно… Хотя отец и просил его, чтобы он пошел по духовной линии, тому хотелось знаний и конкретного, быстрого «преобразования жизни». Именно такого, можно сказать, революционного…
– Я всегда думал, отец Валериан: а чего не хватало в России тогда, что нужно было «срочно преобразовывать»? В каких преобразованиях нуждалась тогда жизнь?
– В каких преобразованиях? Вспомните, это началось еще со времен Пушкина. Есть такое произведение Александра Радищева: «Путешествие из Петербурга в Москву». Оказывается, и Александр Сергеевич написал подобное произведение, о котором никогда не говорят: «Путешествие из Москвы в Петербург». И в своем рассуждении о произведении Радищева он пишет: «Кажется, автор этого произведения старается своим злоречием раздражить верховную власть. Не лучше ли бы сказать, как умным помещикам нужно что-то делать?» Ну, негодяи, они всегда бывают, к несчастью. И Пушкин отметил, что цензуру, мол, автор поносит. Но цензура – это ведь тоже неоднозначный вопрос: чем она руководствуется? Потому что «нецензурное» – это вещь вообще-то страшная. И в итоге Пушкин говорит о том, что тогда бы это произведение не вызвало бы шума, а произвело пользу. А дальше – прямо святоотеческое изречение: «Нет убедительности в поношениях и нет истины там, где нет любви!»
Отец Сергий Орлов и отец Валериан Кречетов в Акулове, 1974 г.
Так вот, дело все в том, что народ специально старались озлобить. Начали это делать еще декабристы… Говорят, они, дескать, «показывали недостатки»… Но духовный взгляд – он смотрит не на недостатки, а на достоинства. Ведь Господь сотворил человека по образу Своему. И поэтому эти черты образа Божия святые отцы старались всегда как бы высветить и вынести на обозрение.
Сказано, что Господь не видит зла. И у отцов говорится: «Признак чистоты сердечной – не видеть греха». Праведник не видит греха! Почему и приведен нам этот замечательный библейский пример, когда Господь приходит к Аврааму и говорит: «Вопль Содомский и Гомморский велик ко мне. Сойду и посмотрю, так ли это…» (ср. Быт. 18, 20). Ничего себе! Всевидящий и Всезнающий Бог говорит: «Посмотрю, так ли это»! Тем самым Он, оказывается, нас учит, чтобы мы не легко верили всякому слову.
К несчастью, люди стали верить сразу и всему. Например, приняли поношение царского достоинства, поверили в несовершенство государственного строя России. А вообще-то, если разобраться, ведь строй как таковой практически не меняется: всегда бывают и добрые люди, и злые. А как называют людей – помещиками, буржуазией или капиталистами (всякие ярлыки ведь вешали), – это же не так важно! Цари – они тоже всякие бывают, президенты – тоже разные. Даже директора всякие бывают, это мы сами знаем…
Итак, люди обратили внимание именно на недостатки. Но недостатки – это вещи очень серьезные. Почему? Потому что здесь человек вступает в борьбу с грехом.
Недостатки человеческие – это его грехи. А питаются эти грехи страстями. Помните Евангельское поучение, когда Господь говорит: «Ты видишь сучок в глазе брата твоего, а в своем бревна не видишь!» (ср. Мф. 7, 3) Что же это такое? Бревно – это ствол, а сучок – это то, что от этого ствола отходит. Поэтому мы видим именно проявление страсти. Ствол – это страсть, а сучок – это грех. Мы видим только проявление, а чем человек живет, этого никто не знает, даже сам он толком не знает.
Поэтому именно искоренением конкретной страсти мы и должны бы заняться. Да, если сучья обрубать, дерево засохнет, даже если у него есть корни.
Кстати, о сучьях. Сучья часто увешаны листьями. И очень интересно это размышление, потому что на самом деле дерево без листьев плода не приносит. А ведь листья – это внешняя сторона (у нас говорят, «обрядовая сторона»), она лишняя. Но это листья, с которых плода-то не может быть! Поэтому главное – внутри, хотя одно неотделимо от другого.
– Говорят, «духовный судит обо всем духовно». Но ведь наше общество не было духовным во всей своей полноте. Как правило, люди простые смотрят только на пороки ближних, не отделяя человека от его греха.
– Совершенно верно! В том-то все и дело, что препарирование человеческой личности – это довольно искусственное дело. Потому что человек настолько сроднился и сросся с духовной областью, что просто удивительно! Мы ведь не задумываемся часто над словами молитвы: «Господи, избави мя от действа диавольского, мысленне во удесех моих действуемого!» Мы часто этого «действа диавольского» не замечаем, но если внимательно будем смотреть, то многое заметим. С годами я стал замечать: что-то такое делаешь, вдруг зацепился, упал… Или еще что-то происходит.
Есть замечательные свидетельства, приведенные в прекрасной книге отца Константина Ровинского «Записки старого священника». Замечательное произведение, почему-то у нас оно не распространено, хотя я всем его рекомендую, особенно священникам.
– Недавно я нашел эту книгу на бесплатном книжном развале, так что с интересом прочитаю.
– Да-да, дело в том, что там как раз говорится о наблюдениях над действиями темных сил. Автор отмечает, что с наблюдениями начал понимать, что многие действия кто-то ему «подсовывает». А раньше просто раздражался, но затем обратился к людям духовным. К отцу Исаие, келейнику старца Аристоклия, а потом – к отцу Алексию Мечеву. Они ему очень интересно ответили: «Да, точно, силы эти есть. Но не нужно их раздражать, отношения с ними должны быть корректными». Очень, на мой взгляд, замечательно сказал! Потому что, на самом деле, это их работа! Ведь если они не будут этого делать, у них безработица наступит…
Между прочим, на эту тему мне вспомнилась интересная аналогия. Отец Иоанн (Крестьянкин) сказал про это: «Что тут может сделать один человек? Да ничего не может сделать!» На самом деле, все это подготавливается одним «дирижером», который руководит всей этой толпой «исполнителей» – всеми этими модами, течениями, увлечениями.
Например, рассмотрим стоящие у нас повсюду, часто с простертыми вперед руками, памятники «вождю революции». Отец Сергий Орлов (к слову, он закончил Варшавский университет и Киевский политехнический институт, у него было два высших образования, а после войны он окончил еще Духовную академию), когда я в разговоре с ним как-то упомянул о Ленине, говорит вдруг: «А кто это такой?» Я был, помнится, тогда потрясен: как это, кто такой?! Ведь это «вождь мирового пролетариата», все его знают! А он мне вдруг говорит: «Да это никто! Я был в гуще революционных событий, и этого человека там никто не знал!» Это вам один из примеров того, что подготовлен переворот был совсем не Лениным. Да, его потом «посадили во власть», он недолго посидел даже во власти, но это другой вопрос…
Так что, к вопросу о правителях: правители – это просто вынужденные исполнители путей Промысла Божия. Нет, конечно же, их воля тоже присутствует в том, что вокруг происходит. Но как она воплощается? Если, например, нужна палка, то он воплощает свою волю в качестве палки. Если кнут – то в качестве кнута. Лопата нужна – в качестве лопаты. Или мастерка строительного. На самом деле, каждый правитель не очень самобытен и даже довольно немощен.
Замечателен в этом смысле Евангельский пример, когда Господь – избитый, окровавленный, в терновом венце – стоит перед Пилатом. И Пилат Ему говорит: «Мне ли ты не отвечаешь? Знаешь ли, что я имею власть – распять или пустить тебя?» ( Ин. 19, 10) И Господь отвечает ему: «Никакой власти надо Мной ты не имеешь!»
– Что и мгновенно подтвердилось…
– Самое интересное, что когда читают это место из Евангелия в храме, то опускают продолжение. А дальше ведь идет продолжение этого события: Пилат вышел и подписал решение: «распять». А хотел ведь отпустить!
– Вы хорошо отметили в начале нашей беседы: неумны те люди, которые ругают и критикуют незнакомых. Так же и многие из нас: мы критикуем, критикуем, подвергаем осмеянию и насмешкам – в основном наших руководителей, политиков и т.д. Так мы находим некие «громоотводы», на которые направляем свой «праведный гнев». Это для нас видимые фигуры, чтобы было кого-то ругать персонально…
– Я думаю, их нужно пожалеть, а за многих из них просто нужно молиться, потому что крест их очень тяжелый. Например, иерархи нашей Церкви несут за нас очень серьезное бремя. Тут в своей-то семье не справляешься, а какой размах ответственности в этом случае, подумать страшно!
Одной женщине были как-то показаны разные кресты: и вот, она пыталась брать самый красивый и тяжелый, но безрезультатно (это был царский), потом пробовала другие кресты, но в конце концов нашла маленький деревянный. И это и оказался ее собственный крест!
Православный наш народ всегда отличался юмором и находчивостью: «чужую беду руками разведу, а к своей – ума не приложу».
Святой Иоанн Златоуст пишет: «страны состоят из городов, города из домов, дома – из семей. Если случается раздор между мужем и женой, сразу начинается раздор в доме, потом – в городе, потом – беспорядки в мире». Но, как правильно отметил святитель Николай Сербский, причина всему – духовная. И духовное состояние общества является главной причиной того, что происходит в мире.
А насчет того, что с «потусторонней силой» надо быть корректным, я всегда вспоминаю житие Христа ради юродивого Андрея. В славянском варианте житий прекрасно описано, как святой Андрей слышит соревнование ангела-хранителя и беса, которые борются за душу человека. Враг свое представляет, а ангел – свое. «Инок мой», – и бес приводит массу аргументов из дел человека. «Нет, он мой», – говорит ангел, приводя список добрых дел этого человека. И так и сыплют друг в друга цитатами, просто от зубов отлетают цитаты!.. И в житии сказано: «дивился святой, как борзо по Святому Писанию говорят бесы». Кстати, враг победил в этом состязании за душу, ангел-хранитель вынужден был с печалью отступить. И жаль стало святому Андрею человека, говорит он ему: «Смотри, какая борьба идет за души людские! Так что задумайся, кому ты служишь, когда так плохо поступаешь!» Увидел бес это и говорит святому: «Я знал, что ты не с добрыми намерениями слушаешь нас! Другого такого вредного во всем Царьграде нет, как ты!» А святой Андрей так душевно и по-доброму ему отвечает: «Слушай, не обижайся, но какая тебе от этого польза?» – «Да пользы никакой, но нас бьют там!» То есть у святого с бесом идет душевный разговор!.. Какою же рассудительностью обладали подвижники!..
И приведу еще случай из Патерика. Один монах оказался у врат преисподней и слышит вдруг громкие слова: «Ну, злые, выходите на работу! Чтобы побольше душ уловляли! Выбирайте каждый себе оружие!» Потом как крикнет: «Стоять! Сам буду выдавать! Тебе что дать?!» – «Гнев!» – «Гнев кончился!» И дальше стал размышлять: «Ну, блуд, пьянство, разврат – это всё вещи обычные, слишком явные, на них явно не все среагируют». А ведь раздражить и вызвать гнев – это у любого можно! Поэтому мы и молимся: «избави нас от скорби, гнева и нужды»…
Но до меня-то тогда не доходило, а лишь теперь дошло: надо же, и в аду дефицит есть! Гнева-то всем не хватило!..
В свое время шутили: какой тебе ад желателен – социалистический или капиталистический? В капиталистическом – все муки будут вовремя, а в социалистическом – то одно не привезли, то другое украли. Но это юмор, а вообще-то я наблюдаю сейчас такие случаи: 5 человек вместе, четверо заболели, а один не заболел. Почему? Дефицит, не хватило заразы! Дело в том, что человек ничего не создал такого, что бы размножалось. И даже когда начинает вмешиваться в то, что создано Богом, и то перестает размножаться! Даже заразу – ее размножать нужно, потому что сама она не получается просто так. Поэтому не нужно никогда бояться зла. По-моему, Георгий, затворник Задонский, говорил: «Кто боится демона, тот имеет не страх Божий, а страх вражий, от неверия рожденный». Так и у нас часто: мы наблюдаем страх вражий, рожденный от нашего неверия Богу.
– Но мы начали говорить о революции, отец Валериан. И, действительно, тогда «по-человечески» люди вмешались в процессы духовные, и произошло в России то, что произошло. С другой стороны, некоторые свидетельствуют, что так тому и нужно было быть, и это устроено Богом, чтобы мы обновили свою жизнь, принесли покаяние. В том числе чтобы принесли и эти страшные жертвы. Но неужели мы можем упрекнуть Бога в том, что Он желает этих жертв? Ведь в Евангелии от Матфея мы читаем: «Милости хочу, а не жертвы» ( Мф. 9, 13).
– Это разные вещи! Мы говорим: «яко Многомилостив и Человеколюбец Бог». Но понятие «жертвы» и понятие «милости» – это понятия духовные. Ведь милость – это не значит, чтобы дать тебе «вся благая». А мы строили новое общество именно с этой целью: чтобы всем дать все, что они захотят, чтобы был избыток всего. А что же представляет собой жертва? «Жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит!» (Пс. 50, 19) «Милости хочу, а не жертвы»: именно этой жертвы – милосердия к своему ближнему – хочет Бог от человека. Помните, когда бедная вдова положила две лепты в сокровищницу храма? Многие клали туда много денег, а вдовица положила лишь две лепты. И Господь сказал, что она больше всех положила! Потому что это была от нее именно жертва!
Не случайно, когда я был недавно на Кипре, услышал такой разговор: раньше, мол, Кипр переживал испытания от нашествия иноплеменных, а сегодня переживает испытание благополучием. И что же такое «благополучие»? Кстати сказать, до революции Россия шла к этому благополучию семимильными шагами. По расчетам многих ученых-экономистов, она должна была вскоре занять по экономическим параметрам одно из первых мест в мире, если даже не первое. Но откуда взялись те люди, которые в революцию стали разрушать храмы? А потому это случилось, что многие к тому времени перестали поститься, перестали посещать богослужения, перестали жить духовной жизнью.
Когда около 50 лет назад мы с отцом Сергием Орловым говорили примерно на эти же темы, он отмечал: «Все это интересно, да, только про Бога тогда забыли!»
Так в том-то все и дело! То, что происходит в духовной области, в невидимом мире – это совсем не то, что мы иногда видим здесь, на земле.
Где-то я прочитал такую историю: полный храм народу, начинается богослужение, диакон выходит на солею, поднимает орарь, возглашает, и – полное молчание в ответ. Взмахивает руками регент – в ответ тишина. И в полной тишине раздается вдруг слабый голос ребенка: «Господи, помилуй мою мамочку!» О чем иносказательно повествует эта зарисовка? Служба идет – а молящихся в храме никого нет!..
Я недавно прочитал воспоминания об одном духовнике. Он рассказывал некоему блаженному: «Я сегодня служил, полный храм народу…» – «Так ты не служил!» – «Как, не служил? Даже проповедь прекрасную говорил!» – «Нет, ты поругался с матушкой, и Господь тебя не допустил до службы. Вместо тебя служил ангел. А причастников в храме было только 6 человек!»
Иногда припоминают некое пророчество: «Кругом будет благолепие, а в храмы ходить будет нельзя». Но это не совсем так. Во-первых, кто и как говорил, это еще неизвестно, это ведь не точная цитата. То, что «в храмы не будут ходить», это порой, особенно сегодня, буквально исполняется – народ сдерживают по понятным причинам, но все-таки тот, кто хочет прийти, приходит и молится. И так собираются истинные христиане…
Раньше на Пасху – толпы приходили в храмы. Но для чего? Посмотреть на крестный ход раз в году. С другой стороны, святой Иоанн Златоуст свидетельствует: «Все приступите…». Это да, все-то приступите, но как? И святитель Феофан Затворник пишет: «Почаще приступайте к Причастию…». Но как приступайте? С чувством полного недостоинства, как не имеющие, на что опереться. Иметь нужно сердце сокрушенное и смиренное. А так-то ведь, если разобраться, кто у нас приступает?
Еще во времена преподобного Макария Великого у старцев были видения во время Причащения: одни подходят и причащаются Святых Таин, другим подкладываются угли. Это святые отцы свидетельствуют, это подлинная жизнь Церкви.
Над всеми нами (и над священнослужителями) читается молитва, когда мы исповедуемся. А мы же все в чем-то согрешаем… И там есть такие слова: «Приими и соедини его Святей Твоей Церкви». Так что, всегда ли мы еще бываем в Церкви-то? Трудно сказать определенно! Другое дело, что это еще не окончательное наше состояние, но временно-то мы, бывает, отходим от Церкви!..
Об этом говорил и отец Сергий Мечев. Именно он обращал на это внимание, почему и называл приход «богослужебно-покаяльной семьей». Покаяние – это вообще стержень духовной жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Лучше грешник, сознающий себя грешником, чем праведник, сознающий себя праведником». Это не значит, конечно, что лучше быть грешником, чем праведником, нет! Если ты грешник, то сознавай себя грешником. Но если ты и праведник в чем-то, все равно сознавай себя грешником. И от своего внутреннего состояния ты оправдаешься пред Богом, потому что «от дел закона не оправдишися» (Рим. 3, 20). Апостол Павел – какая, казалось бы, высота – но он под конец своей жизни свидетельствует: «Я недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Но благодатию Божиею я есмь еже есмь» (1Кор. 15,10). И как осторожно он призывал относиться к своему состоянию: «Не только если человек, но если и ангел с Неба будет говорить вам не то, что мы говорили, анафема да будет!» (Гал. 1, 8) Человек, естественно, может споткнуться и ошибиться в чем-то, но если у него есть состояние недостоинства и своей немощи, то это ему не повредит. Вот это-то и есть жертва Богу. «Жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит!» (Пс. 50, 19)
А в отношении милости тоже не все так просто, тот же апостол говорит: «Милостыня да запотеет в руке твоей». У нас часто подают милостыню без рассуждения: да, ты-то хорошо делаешь, а полезно ли это тому, кому ты даешь? И если он все время будет пользоваться милостыней, то тунеядцем может вырасти. Ему-то это милостью будет или нет?
Тут говорят часто, что смирение – главная добродетель, но я скажу, что дар рассуждения – выше дара смирения! А рассуждение – это от Бога: если даст Господь, то рассудишь, а если нет – ничего не поймешь! Господь говорит: «Отверзе им ум, разумети Писания…» (Лк. 24, 45).
С протоиереем Валерианом Кречетовым
беседовал Николай Бульчук
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.