Что такое исповедь и зачем она нужна верующим
Великий пост — это время покаяния, в которое нас призывают с особенным вниманием подойти к таинству исповеди. Но что такое исповедь и зачем она нужна? Какие виды исповеди существуют и как правильно исповедоваться? На самые частые вопросы об исповеди отвечают протоиерей Максим Первозванский, клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе, и протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО.
Протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ
С точки зрения истории Церкви, первое предназначение исповеди — это примирение и воссоединение с Церковью отпадших от Бога — тех, кто от Него отрекся или совершил тяжкие смертные грехи, такие, например, как убийство, блуд, воровство. Но почему же мы говорим лишь о столь радикальных проступках? А потому, что в ранней Церкви от грубых грехов христиане всеми силами воздерживались, а в мелких, повседневных, возможно, каялись сразу же, не дожидаясь исповеди. То есть жизнь большинства христиан до поры до времени выстраивалась так, что необходимость в отдельной исповеди как регулярном таинстве не возникала: раз стал христианином, то во всем следуешь за Христом, не делаешь того, что могло бы поводом для исповеди стать.
Но в период гонений на христиан, во время правления римского императора Деция (249-251 годы), многие христиане убоялись мучений и произошло массовое отступление от веры. Когда гонения прекратились, встал вопрос: что делать с теми, кто испугался, не выдержал и отрекся от Христа?
Таких людей надо было снова воссоединить с Церковью. Поскольку не существует таинства повторного крещения, люди и обратились к исповеди —покаянию. Собственно, отсюда и идет образное именование исповеди «вторым Крещением», тем, что вновь приобщает человека Господу и Его Церкви.
Со временем для верующих становилась все более очевидной необходимость прибегать к исповеди — не только в случае совершения каких-то особо тяжких грехов, но постоянно.
Ведь у исповеди есть еще одно важное значение: это средство борьбы со страстями. Страсти — это наши греховные зависимости и склонности, которые не так легко искореняются, как хотелось бы, и отдаляют нас от Христа. Поэтому мы прилагаем все усилия, чтобы справиться с ними и стать ближе к Богу.
И, конечно, еще одно значение исповеди в том, что она является важной ступенькой на пути подготовки к главному Таинству — Причастию. В Русской Церкви вообще исповедь традиционно предшествует причащению. Чтобы принять Тело и Кровь Христовы, нам надо очиститься, быть максимально готовым к этому дару. Поэтому перед причастием мы подходим на исповедь и приносим покаяние: «Согрешил, Господи, делом, словом, помышлением», называя свои текущие грехи: «раздражался, гневался, унывал, обижался». Человек просит прощения у Бога, священник читает над ним разрешительную молитву и благословляет причаститься.
Что такое общая исповедь? Во время общей исповеди человек не называет сам свои грехи, за него это делает священник. Чтобы детальнее ответить на вопрос, что такое общая исповедь, я опишу процесс — как происходит это Таинство. А выглядит это примерно так.
Перед собранием молящихся и кающихся священник читает чинопоследование таинства Покаяния. Потом, руководствуясь пособием из разряда «В помощь кающемуся» или собственным разумением и совестью произносит что-то среднее между перечислением наиболее распространенных грехов и проповедью. Он пробуждает в народе покаянные чувства, называя грехи примерно следующим образом: «Согрешили чревоугодием, тем, что слишком старались угодить своему желудку, выбрать пищу повкуснее… Прости нас, милосердный Господи!» И все стоящие в храме крестятся и говорят про себя или хором: «Прости нас, милосердный Господи!» Так священник озвучивает все основные грехи. После этого люди по очереди подходят под епитрахиль, и священник читает разрешительную молитву над каждым человеком.
Общая исповедь часто практиковалась на исходе советской эпохи, когда произошел резкий наплыв людей в храмы и священники физически не успевали исповедовать каждого желающего. Однако эта практика справедливо критиковалась, и сегодня общая исповедь проходит только в редких случаях.
И все-таки иногда такое «совместное» исповедование грехов полезно. Я, например, устраиваю общую исповедь в Рождественский сочельник, на Страстной седмице или в Великую субботу — в то время, когда мы подводим итог нашего постного покаянного пути, еще раз перечисляя наиболее распространенные грехи. Благодаря такой практике человек может обратить внимание на те грехи, которые раньше не замечал.
Однако у общей исповеди есть по крайней мере одно жесткое «противопоказание»: если у человека есть смертный грех или грех, который тяжким грузом лежит на его совести, он должен исповедовать его лично. Такой грех должен быть обличен вслух, иначе он не будет «обезврежен» и человек не сможет от него исцелиться.
Это необязательная практика, и далеко не каждый священник готов принимать такого рода исповедь. Я, например, не сторонник генеральных исповедей — мне не совсем понятно, зачем каяться в грехах, в которых человек уже получил прощение ранее, во время предыдущих «негенеральных» исповедей. Но вот в каких случаях генеральная исповедь все же может быть необходима:
Перед крещением в осознанном возрасте. Отмечу, что эта исповедь таинством не является, потому что священник не читает разрешительную молитву — грехи прощаются в самом таинстве Крещения. То есть человек кается, священник выслушивает его, после этого человек принимает крещение, во время которого он и получает прощение своих грехов.
В ситуации, когда человек был крещен в детстве, но ни разу не исповедовался. Но даже в этом случае не обязательно делать свою первую исповедь генеральной. Можно начать с того, что лежит у вас на совести, а затем, постепенно начиная входить в церковную жизнь, больше читая и узнавая, приблизиться к исповеди более глубокой.
Во время тяжелой болезни, на смертном одре. Если человек долго не исповедовался, то перед смертью, готовясь к встрече с Богом, он в прямом смысле слова подводит итог своей жизни, вспоминая все грехи от детства до настоящего момента. Но, опять-таки: если человек регулярно исповедовался до этого, я не вижу смысла в генеральной исповеди перед смертью. Также генеральная исповедь может носить характер встряски: это один из инструментов покаяния, обновления духовной жизни человека. Есть люди, которые взяли за правило приходить на генеральную исповедь раз в пять, десять лет, чтобы грехи не «замыливались», чтобы покаяние не становилось формальностью.
В последний раз мне довелось принимать генеральную исповедь родителей, у которых серьезнейшим образом пострадал малолетний ребенок. Они чувствовали свою вину и восприняли горе как призыв не просто поисповедоваться, а как бы поднять из самой глубины души то, что лежит там давно, и очиститься, принеся покаяние.
Личная исповедь — это исповедь индивидуальная, когда человек подходит к священнику и кается — неважно, по бумажке ли, по памяти, просто по порыву совести. Он открывает священнику свою душу и просит у Бога прощения в грехах. Таинство исповеди, как бы внешне оно ни выглядело, всегда происходит в присутствии троих: кающегося, Бога и священника, который свидетельствует перед Богом о покаянии пришедшего на исповедь человека.
А вот духовную беседу от исповеди нужно отличать. Беседа может предварять исповедь, но сама по себе она не является таинством.
С просьбой о беседе к священнику можно обратиться, если вас мучают какие-то сомнения, вопросы, вы не понимаете, в чем конкретно каяться в определенной ситуации, у вас не получается бороться с грехом или вам нужен пастырский совет.
Такую беседу нужно назначать на отдельное время и закладывать на нее, по моему опыту, около часа. Инициатором этой беседы может стать как священник, так и прихожанин. Вы можете прийти и сказать: «Батюшка, мне надо поговорить, у меня проблемы». Или, допустим, вы пришли на исповедь, а священник говорит вам: «Поступим так: сейчас проси у Бога прощения, говори: „прости меня, милосердный Господи“, а вообще находи время, приходи: нам надо с тобой серьезно и основательно поговорить». В любом случае, повторюсь, такой разговор будет являться частной духовной беседой, но не «частной исповедью».
Есть мнение, что в древности венчание совершалось прямо на Божественной литургии, в конце которой жених и невеста, а, точнее, уже муж и жена причащались из общей Чаши Святых Христовых Тайн. В наши дни молодоженов венчают отдельно, вне службы, но следы древнего чина венчания остались и сегодня — это и чтение Священного Писания, и общая чаша с вином, и пение «Отче наш».
Когда венчаются церковные люди, которые регулярно исповедуются и причащаются, никакой специальной исповеди перед венчанием не нужно. Но венчаются и те, кто ходит в храм редко, редко исповедуется и причащается. В таком случае настоятельно рекомендуется перед тем, как венчаться, все-таки прийти на исповедь и покаяться. Дело не в том, что перед венчанием надо каяться в каких-то специфических грехах: исповедь перед венчанием ничем не отличается от любой другой исповеди. Хотя, если свадьбе предшествовал блуд, в этом надо покаяться особенно.
Если венчание проходит в день торжественной свадьбы, то не вполне удобно в этот же день исповедоваться и причащаться, и тогда сделать это можно накануне или за несколько дней до насыщенной программы. Если же свадебной суматохи нет, то можно прийти в день венчания на утреннюю службу, исповедаться, причаститься, а после службы обвенчаться.
Все мы стремимся к тому, чтобы быть удостоенными исповеди и причастия перед смертью, но сподобиться этого удается не каждому. Чаще всего истории о том, как человек исповедовался, причастился и отошел ко Господу, мы можем встретить в житиях святых. Возможность покаяния перед смертью — это знак особой милости Божией.
Именно поэтому в Церкви нас призывают исповедоваться как можно чаще, стремиться работать над собой на протяжении всей жизни, чтобы приблизиться ко Христу и быть готовым отойти в Царство Божие в любой момент.
А для верующего человека, который находится на смертном одре или болеет смертельной болезнью, совершенно естественно пригласить священника для исповеди, соборования и причастия.
Протоиерей Игорь ФОМИН
Второй шаг — понять, насколько грех ужасен, страшен, губителен для вас. Кто-то в полной мере ощущает это уже во время исповедания грехов в храме. Но искреннее чувство сожаления о содеянном может настигнуть вас и раньше, в любой момент, в любой ситуации. Вы можете заплакать о своем грехе, гуляя по лесу, ухаживая за больными, находясь в метро или в храме на службе. И тогда на самой исповеди вы уже констатируете свое раскаяние.
Третий шаг — назвать грех, озвучить, вынести его из своей души, то есть исповедоваться. Для чего это нужно? В Евангелии есть замечательные слова: если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф 6:23). Когда мы выносим грех из своей души на свет Божий, то перед нами он предстает совершенно в другом виде. Мы начинаем видеть нюансы: осознаем тяжесть греха, или, наоборот, понимаем, что то, что мы считали грехом, не является им.
Озвучить грех надо на исповеди, в присутствии священника как друга, которому дана власть отпускать грехи. Священник становится свидетелем вашего покаяния, а затем прочитывает разрешительную молитву — как знак того, что Бог вас простил.
Если вы очень волнуетесь перед исповедью, боитесь забыть все, о чем хотите сказать, — запишите свои грехи. Идти на исповедь всегда страшно, так что я уверен: исповедь — это единственное место, где можно пользоваться такими письменными шпаргалками. Зачитайте грехи с бумажки или подсмотрите в нее в конце исповеди, чтобы убедиться, что вы ничего не забыли. Богу не так важно, прочитаете вы свои грехи или назовете по памяти — Ему важно, чтобы вы это сделали искренне.
Четвертый шаг — получить прощение. Вы должны почувствовать это прощение, понять, что прощение настигло вас. Это момент крайне важен, потому что Иуда, например, смог пройти только первые три ступени, но не дошел до четвертой. Он не поверил, что Бог его может простить. А мы, приходя на исповедь, должны помнить о любви и милости Божьей, о том, что Господь прощает искренне кающегося человека, который намерен изменить свою жизнь.
Последствия греха могут продолжить мучить человека и после исповеди. И это нормально: как телесная рана заживает не сразу, так и рана душевная, оставленная грехом, будет еще некоторое время болеть. Лукавый может воспользоваться вашими сомнениями в милости Божьей, но не стоит поддаваться этим соблазнам: верьте в милосердие Господа и работайте над тем, чтобы больше никогда этот грех не повторить. Покаяние в греческой традиции называется «метанойя», что переводится как «изменение ума». Это значит, что вы должны изменить отношение к тому или иному поступку, положив начало следующему этапу жизни — жизни без этого греха.
Другое дело, что исповедь — это часть процесса покаяния. А вот уже полноценное покаяние без молитвы, без беседы с Богом совершить невозможно. Поэтому так важна постоянная молитва, в том числе утреннее и вечернее правила, которые верующий читает дома. В молитве вы обращаетесь к Богу с конкретной просьбой: «Господи, вразуми меня, наставь, просвети мое сердце, дай мне возможность увидеть свой грех. Дай мне возможность его возненавидеть, избавиться от него. Дай мне для этого благодатные силы». Когда вы ежедневно утром и вечером обращаетесь к Богу с такой просьбой, Он видит ваши старания и посылает просимое.
Поститься необходимо перед причащением, а поскольку причащение в русской церковной традиции предваряется исповедью, чаще всего пост перед причащением просто совпадает со временем совершения исповеди. Но, повторю, от этого условием самой исповеди пост не становится.
Первое — поздоровайтесь со священником и представьтесь. Вежливость, культура общения, воспитанность не отменяется нигде. Скажите «здравствуйте», назовите свое имя. Священник и сам может уточнить ваше имя в конце, чтобы прочитать разрешительную молитву, но вы можете это сделать в начале.
Второе — встаньте так, чтоб вас было слышно священнику. Если батюшка сильно ниже вас ростом или он немощен и поэтому сидит — встаньте на колени (но только если вы сами в состоянии физически это сделать). В других случаях вставать на колени на исповеди не обязательно. На колени лучше вставать перед причащением, когда священник выносит из алтаря чашу со Святыми Дарами, или перед теми людьми, против которых вы согрешили.
Третье — начните с «я». Это правило, которое лучше не применять нигде, кроме исповеди. Да, с детского сада нам твердят, что «я» — это последняя буква в алфавите, но именно на исповеди нужно сосредоточиться на своем «я» и говорить только о себе, о своих грехах: «я согрешил, я — лгун, гордец, пьяница» и все в таком духе.
Раскаиваясь, не обвиняйте в грехе никого, кроме себя. Это сложно. Очень хочется объяснить, «почему я пьяница»: потому, что меня никто не любит, потому что все кругом плохо, начальник — самодур, жена — истеричка, теща мозги клюет и т. д., но в покаянии нет места самооправданиям. Надо иметь смелость признаться себе: это я такой-сякой, а не кто-то еще.
Само перечисление грехов: «раздражался, гневался, осуждал, завидовал, поссорился, обиделся, обманул» — займет не больше пары минут. Но священник может задать вам уточняющий вопрос, спросить про тот или иной момент в жизни. И тогда надо рассказать о грехе более подробно.
Самостоятельно же пересказывать обстоятельства ваших грехов не нужно. Это стоит сделать только в том случае, если вас мучает какой-то определенный грех и вам нужно обличить себя, проговорив детали ситуации.
Конечно, желательно, чтобы у человека был духовник, то есть постоянно исповедующий его священник. Когда вы будете ходить регулярно на исповедь к одному и тому же батюшке, у него сложится картина вашей духовной жизни и он сможет лучше помочь вам советом или наставлением.
Если вас мучают какие-то определенные греховные мысли, которые не дают вам покоя, расскажите об этом своему духовнику. Исповедовать помыслы первому встречному священнику не надо — в этом не будет смысла. Он не знает вас и не сможет дать вам конкретного совета.
Духовник же может и сам попросить вас рассказать о своих намерениях, мыслях. Спросить, например: «Какие козни ты строишь своей жене? Что ты испытываешь по отношению к родителям? Какие мысли тебя посещают при виде этой девушки?»
Так что исповедоваться можно всегда, когда этого просит душа, когда мы точно знаем, что нам есть, в чем раскаиваться. Если же вы чувствуете, что каяться вам не в чем — это тоже тревожный звоночек, и нужно тем более идти на исповедь и сообщать об этом вашему духовнику.
Регулярная исповедь учит нас быть внимательнее к себе, своему внутреннему миру, а как итог — к своей духовной жизни. В целом исповедоваться рекомендуется не реже одного раза в месяц. Если промежутки между исповедью будут больше, тяжелее будет вспомнить и перечислить грехи, тяжелее будет выстраивать духовную жизнь, следить за изменениями в ней и бороться с грехами.
Для примера, даже те, кто исповедуются еженедельно, имеют практику записывать в конце дня свои прегрешения, чтобы более осознанно подходить к исповеди.
Кроме того, в практике церковной жизни Русской Православной Церкви установилось правило: перед Причастием мы почти всегда исповедуемся (могут быть исключения, но их всегда надо обсуждать со священником, у которого вы обычно исповедуетесь). Соответственно, чем чаще вы причащаетесь, тем чаще исповедуетесь.
Почему же в Церкви появилась такая традиция обязательной исповеди перед причащением? Это связано с принципиальными изменениями, которые произошли в устройстве приходской жизни после того, как в перипетиях XX века люди потеряли возможность постоянно, на протяжении многих лет пребывать в одном приходе, окормляться у одного священника. Ведь раньше священник, как правило, хорошо знал каждого из прихожан, мог выработать личный подход к духовному руководству конкретного человека и в зависимости от его текущего духовного состояния позволить или не позволить в какой-то момент причащаться без исповеди. Однако такая практика стала со временем невозможна.
Другое дело, что исповедоваться можно за несколько дней до причащения, взяв на этот «временной зазор» благословение у священника.
А также есть те самые исключительные случаи, когда человека по особому благословению священника могут причастить без исповеди:
Если умирает или тяжело болеет воцерковленный человек, и он физически не может исповедоваться.
На Страстной седмице и в Пасху, если человек регулярно исповедовался на протяжении поста. В эти дни, по благословению священника, можно обойтись без подробной исповеди.
На Светлой Седмице для верных христиан есть возможность по благословению священника причащаться без исповеди, потому что исповедь — это обращение взгляда на себя, а в Пасху мы должны воспевать Христа, смотреть только в Его сторону Конечно, нельзя регламентировать все сложные жизненные ситуации, поэтому в остальных случаях возможность причаститься без исповеди отельно оговаривается со священником, который по результатам беседы дает или не дает на это благословение.
Во-первых, чувством стыда. Стыд — это замечательное чувство, свидетельствующее об остроте совести, в нем нет ничего плохого. Но чувство стыда не должно отвращать вас от исповеди. Поверьте, если священник служит хотя бы пять лет, удивить его вашим грехом невозможно — как бы грустно это ни звучало.
Люди боятся идти на исповедь, потому что думают, что священник (тем более тот, который уже их знает) будет идентифицировать названный грех с их личностью. Но этот страх тоже напрасен. Когда священник видит искренность исповеди человека, то этот человек сразу вырастает в его глазах — только сильный человек может признаться в своих согрешениях и покаяться.
А еще у священников есть уникальный дар блаженного забывания. Это действительно очень интересное состояние, когда ты помнишь человека, но совершенно не помнишь, в чем он исповедовался. Даже если священник имеет прекрасную память, то большинство грехов, исповеданных его духовными чадами, Господь стирает из его памяти.
Кроме того, скрывать грехи на исповеди от своего духовника — значит лукавить, обманывать его, что тоже является грехом. Ваш духовник, как ваш личный лечащий врач, должен знать всю историю болезни — от него не должно быть никаких секретов.
Во-вторых, боязнью осуждения. И этого вы тоже зря опасаетесь: священник не осудит вас, а, наоборот, порадуется, что вы каетесь в совершенном грехе, осознавая свои вину. Батюшка может быть строгим, но это не значит, что он гневается на вас, осуждает или презирает.
«Отругать» священник может только тогда, когда лично знает человека и понимает, что такая мера необходима и будет ему полезна. Обычно священники чувствуют, каким образом лучше воздействовать на духовное чадо, как его наставлять — «кнутом» или «пряником».
Если же вы наткнулись на эмоционального, несдержанного священника, который отругал вас, примите это со смирением, проявите кротость. И увидите, что вам воздастся за это. Помните, что не священник решает, кто войдет в Царствие Небесное. Да, священник будет свидетельствовать о Вашем покаянии, но не он является тем судьей, который будет судить вас на Страшном суде, — так что бояться надо не гнева священника, а гнева Божия.
В-третьих, страхом того, что священник наложит наказание — надолго отлучит от Причастия. Но по установлению Синода священник не имеет права отлучить человека от Причастия более чем на одну службу. На более долгий срок отлучить от Причастия может только правящий архиерей или епископ, если священник, которому вы исповедовались в каком-то тяжком грехе, обратится к нему по этому вопросу.
В-четвертых, убеждением, что священник вас не выслушает. Такое возможно только в том случае, если священник будет очень сильно ограничен во времени: например, в день большого церковного праздника, когда количество кающихся увеличивается в разы.
Исповедоваться лучше всего в будний день или в субботу, накануне воскресной службы. Если вы чувствуете, что ваша исповедь требует дополнительной беседы, лучше заранее договориться со священником о встрече и прийти к назначенному времени.
Более того, в такой исповеди нет никакого смысла. На исповеди всегда присутствуют трое: кающийся, священник и Бог, Которому вы и приносите покаяние. Прощение в грехах вы получаете, когда над вами священник, как свидетель вашего покаяния, читает разрешительную молитву. Это возможно, только когда есть факт личного присутствия, личного общения. А о каком личном общении может идти речь, когда вы обращаетесь к безликому сервису, даже если он обещает передать ваши признания некоему священнику?
В крайнем случае, как это было во время пандемии, вы можете позвонить священнику и принести покаяние по телефону или пригласить священника на дом для исповеди и причащения.
Протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ
Зачем нужна исповедь?
Исповедь — это одно из Таинств Церкви, в котором Бог освобождает человека от грехов, которые тот признал, в которых он попросил прощения при священнике-свидетеле. Исповедь лишает этот грех власти над человеком, дает ему силы, чтобы исправить свою жизнь.С точки зрения истории Церкви, первое предназначение исповеди — это примирение и воссоединение с Церковью отпадших от Бога — тех, кто от Него отрекся или совершил тяжкие смертные грехи, такие, например, как убийство, блуд, воровство. Но почему же мы говорим лишь о столь радикальных проступках? А потому, что в ранней Церкви от грубых грехов христиане всеми силами воздерживались, а в мелких, повседневных, возможно, каялись сразу же, не дожидаясь исповеди. То есть жизнь большинства христиан до поры до времени выстраивалась так, что необходимость в отдельной исповеди как регулярном таинстве не возникала: раз стал христианином, то во всем следуешь за Христом, не делаешь того, что могло бы поводом для исповеди стать.
Но в период гонений на христиан, во время правления римского императора Деция (249-251 годы), многие христиане убоялись мучений и произошло массовое отступление от веры. Когда гонения прекратились, встал вопрос: что делать с теми, кто испугался, не выдержал и отрекся от Христа?
Таких людей надо было снова воссоединить с Церковью. Поскольку не существует таинства повторного крещения, люди и обратились к исповеди —покаянию. Собственно, отсюда и идет образное именование исповеди «вторым Крещением», тем, что вновь приобщает человека Господу и Его Церкви.
Со временем для верующих становилась все более очевидной необходимость прибегать к исповеди — не только в случае совершения каких-то особо тяжких грехов, но постоянно.
Ведь у исповеди есть еще одно важное значение: это средство борьбы со страстями. Страсти — это наши греховные зависимости и склонности, которые не так легко искореняются, как хотелось бы, и отдаляют нас от Христа. Поэтому мы прилагаем все усилия, чтобы справиться с ними и стать ближе к Богу.
И, конечно, еще одно значение исповеди в том, что она является важной ступенькой на пути подготовки к главному Таинству — Причастию. В Русской Церкви вообще исповедь традиционно предшествует причащению. Чтобы принять Тело и Кровь Христовы, нам надо очиститься, быть максимально готовым к этому дару. Поэтому перед причастием мы подходим на исповедь и приносим покаяние: «Согрешил, Господи, делом, словом, помышлением», называя свои текущие грехи: «раздражался, гневался, унывал, обижался». Человек просит прощения у Бога, священник читает над ним разрешительную молитву и благословляет причаститься.
Какая бывает исповедь?
Исповедь — таинство — всегда имеет один смысл: покаяние в грехах. Но иногда она может иметь несколько разные формы: в зависимости от внешних и личных обстоятельств. МыЧто такое общая исповедь? Во время общей исповеди человек не называет сам свои грехи, за него это делает священник. Чтобы детальнее ответить на вопрос, что такое общая исповедь, я опишу процесс — как происходит это Таинство. А выглядит это примерно так.
Перед собранием молящихся и кающихся священник читает чинопоследование таинства Покаяния. Потом, руководствуясь пособием из разряда «В помощь кающемуся» или собственным разумением и совестью произносит что-то среднее между перечислением наиболее распространенных грехов и проповедью. Он пробуждает в народе покаянные чувства, называя грехи примерно следующим образом: «Согрешили чревоугодием, тем, что слишком старались угодить своему желудку, выбрать пищу повкуснее… Прости нас, милосердный Господи!» И все стоящие в храме крестятся и говорят про себя или хором: «Прости нас, милосердный Господи!» Так священник озвучивает все основные грехи. После этого люди по очереди подходят под епитрахиль, и священник читает разрешительную молитву над каждым человеком.
Общая исповедь часто практиковалась на исходе советской эпохи, когда произошел резкий наплыв людей в храмы и священники физически не успевали исповедовать каждого желающего. Однако эта практика справедливо критиковалась, и сегодня общая исповедь проходит только в редких случаях.
И все-таки иногда такое «совместное» исповедование грехов полезно. Я, например, устраиваю общую исповедь в Рождественский сочельник, на Страстной седмице или в Великую субботу — в то время, когда мы подводим итог нашего постного покаянного пути, еще раз перечисляя наиболее распространенные грехи. Благодаря такой практике человек может обратить внимание на те грехи, которые раньше не замечал.
Однако у общей исповеди есть по крайней мере одно жесткое «противопоказание»: если у человека есть смертный грех или грех, который тяжким грузом лежит на его совести, он должен исповедовать его лично. Такой грех должен быть обличен вслух, иначе он не будет «обезврежен» и человек не сможет от него исцелиться.
Что такое генеральная исповедь?
Генеральная исповедь — это исповедь во всех грехах, совершенных человеком за жизнь, от самого детства до настоящего дня. К такой исповеди специально готовятся, заранее, договариваются со священником и приходят в такое время, когда у них обоих будет достаточно времени и ничто не будет отвлекать или торопить.Это необязательная практика, и далеко не каждый священник готов принимать такого рода исповедь. Я, например, не сторонник генеральных исповедей — мне не совсем понятно, зачем каяться в грехах, в которых человек уже получил прощение ранее, во время предыдущих «негенеральных» исповедей. Но вот в каких случаях генеральная исповедь все же может быть необходима:
Перед крещением в осознанном возрасте. Отмечу, что эта исповедь таинством не является, потому что священник не читает разрешительную молитву — грехи прощаются в самом таинстве Крещения. То есть человек кается, священник выслушивает его, после этого человек принимает крещение, во время которого он и получает прощение своих грехов.
В ситуации, когда человек был крещен в детстве, но ни разу не исповедовался. Но даже в этом случае не обязательно делать свою первую исповедь генеральной. Можно начать с того, что лежит у вас на совести, а затем, постепенно начиная входить в церковную жизнь, больше читая и узнавая, приблизиться к исповеди более глубокой.
Во время тяжелой болезни, на смертном одре. Если человек долго не исповедовался, то перед смертью, готовясь к встрече с Богом, он в прямом смысле слова подводит итог своей жизни, вспоминая все грехи от детства до настоящего момента. Но, опять-таки: если человек регулярно исповедовался до этого, я не вижу смысла в генеральной исповеди перед смертью. Также генеральная исповедь может носить характер встряски: это один из инструментов покаяния, обновления духовной жизни человека. Есть люди, которые взяли за правило приходить на генеральную исповедь раз в пять, десять лет, чтобы грехи не «замыливались», чтобы покаяние не становилось формальностью.
В последний раз мне довелось принимать генеральную исповедь родителей, у которых серьезнейшим образом пострадал малолетний ребенок. Они чувствовали свою вину и восприняли горе как призыв не просто поисповедоваться, а как бы поднять из самой глубины души то, что лежит там давно, и очиститься, принеся покаяние.
Что такое частная исповедь?
В православии нет такого понятия, как «частная исповедь». Употребляющие его чаще всего имеют в виду просто личную исповедь или духовную душепопечительную беседу.Личная исповедь — это исповедь индивидуальная, когда человек подходит к священнику и кается — неважно, по бумажке ли, по памяти, просто по порыву совести. Он открывает священнику свою душу и просит у Бога прощения в грехах. Таинство исповеди, как бы внешне оно ни выглядело, всегда происходит в присутствии троих: кающегося, Бога и священника, который свидетельствует перед Богом о покаянии пришедшего на исповедь человека.
А вот духовную беседу от исповеди нужно отличать. Беседа может предварять исповедь, но сама по себе она не является таинством.
С просьбой о беседе к священнику можно обратиться, если вас мучают какие-то сомнения, вопросы, вы не понимаете, в чем конкретно каяться в определенной ситуации, у вас не получается бороться с грехом или вам нужен пастырский совет.
Такую беседу нужно назначать на отдельное время и закладывать на нее, по моему опыту, около часа. Инициатором этой беседы может стать как священник, так и прихожанин. Вы можете прийти и сказать: «Батюшка, мне надо поговорить, у меня проблемы». Или, допустим, вы пришли на исповедь, а священник говорит вам: «Поступим так: сейчас проси у Бога прощения, говори: „прости меня, милосердный Господи“, а вообще находи время, приходи: нам надо с тобой серьезно и основательно поговорить». В любом случае, повторюсь, такой разговор будет являться частной духовной беседой, но не «частной исповедью».
Исповедь перед венчанием
Венчание — это таинство, а любое церковное таинство, будь то Крещение, Покаяние, Соборование, восполняется, то есть доводится до полноты Причащением Святых Христовых Тайн. А перед причастием, как мы знаем, необходимо исповедоваться — принести покаяние в совершенных грехах, чтобы принять Тело и Кровь Христовы с чистой душой.Есть мнение, что в древности венчание совершалось прямо на Божественной литургии, в конце которой жених и невеста, а, точнее, уже муж и жена причащались из общей Чаши Святых Христовых Тайн. В наши дни молодоженов венчают отдельно, вне службы, но следы древнего чина венчания остались и сегодня — это и чтение Священного Писания, и общая чаша с вином, и пение «Отче наш».
Когда венчаются церковные люди, которые регулярно исповедуются и причащаются, никакой специальной исповеди перед венчанием не нужно. Но венчаются и те, кто ходит в храм редко, редко исповедуется и причащается. В таком случае настоятельно рекомендуется перед тем, как венчаться, все-таки прийти на исповедь и покаяться. Дело не в том, что перед венчанием надо каяться в каких-то специфических грехах: исповедь перед венчанием ничем не отличается от любой другой исповеди. Хотя, если свадьбе предшествовал блуд, в этом надо покаяться особенно.
Если венчание проходит в день торжественной свадьбы, то не вполне удобно в этот же день исповедоваться и причащаться, и тогда сделать это можно накануне или за несколько дней до насыщенной программы. Если же свадебной суматохи нет, то можно прийти в день венчания на утреннюю службу, исповедаться, причаститься, а после службы обвенчаться.
Исповедь перед смертью
Перед смертью человек особо переживает свою неготовность предстать перед Богом, так что его покаяние может отличаться особой глубиной — для этого и нужна исповедь перед смертью.Все мы стремимся к тому, чтобы быть удостоенными исповеди и причастия перед смертью, но сподобиться этого удается не каждому. Чаще всего истории о том, как человек исповедовался, причастился и отошел ко Господу, мы можем встретить в житиях святых. Возможность покаяния перед смертью — это знак особой милости Божией.
Именно поэтому в Церкви нас призывают исповедоваться как можно чаще, стремиться работать над собой на протяжении всей жизни, чтобы приблизиться ко Христу и быть готовым отойти в Царство Божие в любой момент.
А для верующего человека, который находится на смертном одре или болеет смертельной болезнью, совершенно естественно пригласить священника для исповеди, соборования и причастия.
Протоиерей Игорь ФОМИН
Как подготовиться к исповеди?
Первый шаг — увидеть свой грех. Осознать греховность поступка, почувствовать укор совести. С этой ступени и начинается подготовка к исповеди — именно факт того, что вы согрешили, и приводит вас на нее.Второй шаг — понять, насколько грех ужасен, страшен, губителен для вас. Кто-то в полной мере ощущает это уже во время исповедания грехов в храме. Но искреннее чувство сожаления о содеянном может настигнуть вас и раньше, в любой момент, в любой ситуации. Вы можете заплакать о своем грехе, гуляя по лесу, ухаживая за больными, находясь в метро или в храме на службе. И тогда на самой исповеди вы уже констатируете свое раскаяние.
Третий шаг — назвать грех, озвучить, вынести его из своей души, то есть исповедоваться. Для чего это нужно? В Евангелии есть замечательные слова: если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф 6:23). Когда мы выносим грех из своей души на свет Божий, то перед нами он предстает совершенно в другом виде. Мы начинаем видеть нюансы: осознаем тяжесть греха, или, наоборот, понимаем, что то, что мы считали грехом, не является им.
Озвучить грех надо на исповеди, в присутствии священника как друга, которому дана власть отпускать грехи. Священник становится свидетелем вашего покаяния, а затем прочитывает разрешительную молитву — как знак того, что Бог вас простил.
Если вы очень волнуетесь перед исповедью, боитесь забыть все, о чем хотите сказать, — запишите свои грехи. Идти на исповедь всегда страшно, так что я уверен: исповедь — это единственное место, где можно пользоваться такими письменными шпаргалками. Зачитайте грехи с бумажки или подсмотрите в нее в конце исповеди, чтобы убедиться, что вы ничего не забыли. Богу не так важно, прочитаете вы свои грехи или назовете по памяти — Ему важно, чтобы вы это сделали искренне.
Четвертый шаг — получить прощение. Вы должны почувствовать это прощение, понять, что прощение настигло вас. Это момент крайне важен, потому что Иуда, например, смог пройти только первые три ступени, но не дошел до четвертой. Он не поверил, что Бог его может простить. А мы, приходя на исповедь, должны помнить о любви и милости Божьей, о том, что Господь прощает искренне кающегося человека, который намерен изменить свою жизнь.
Последствия греха могут продолжить мучить человека и после исповеди. И это нормально: как телесная рана заживает не сразу, так и рана душевная, оставленная грехом, будет еще некоторое время болеть. Лукавый может воспользоваться вашими сомнениями в милости Божьей, но не стоит поддаваться этим соблазнам: верьте в милосердие Господа и работайте над тем, чтобы больше никогда этот грех не повторить. Покаяние в греческой традиции называется «метанойя», что переводится как «изменение ума». Это значит, что вы должны изменить отношение к тому или иному поступку, положив начало следующему этапу жизни — жизни без этого греха.
Молитвы читать перед исповедью
Перед исповедью читать какие-то определенные молитвы не предлагается. Да, будет прекрасно, если вы прочтете покаянный канон, но это не обязательно.Другое дело, что исповедь — это часть процесса покаяния. А вот уже полноценное покаяние без молитвы, без беседы с Богом совершить невозможно. Поэтому так важна постоянная молитва, в том числе утреннее и вечернее правила, которые верующий читает дома. В молитве вы обращаетесь к Богу с конкретной просьбой: «Господи, вразуми меня, наставь, просвети мое сердце, дай мне возможность увидеть свой грех. Дай мне возможность его возненавидеть, избавиться от него. Дай мне для этого благодатные силы». Когда вы ежедневно утром и вечером обращаетесь к Богу с такой просьбой, Он видит ваши старания и посылает просимое.
Нужно ли поститься перед исповедью?
Поститься перед исповедью не нужно, и никакой другой специальной подготовки именно перед исповедью тоже не требуется.Поститься необходимо перед причащением, а поскольку причащение в русской церковной традиции предваряется исповедью, чаще всего пост перед причащением просто совпадает со временем совершения исповеди. Но, повторю, от этого условием самой исповеди пост не становится.
Как начать исповедь?
Подойти к незнакомому человеку и открыть ему душу очень непросто из-за волнения, поэтому люди часто теряются и не знают, как начать исповедь. У меня есть несколько простых советов.Первое — поздоровайтесь со священником и представьтесь. Вежливость, культура общения, воспитанность не отменяется нигде. Скажите «здравствуйте», назовите свое имя. Священник и сам может уточнить ваше имя в конце, чтобы прочитать разрешительную молитву, но вы можете это сделать в начале.
Второе — встаньте так, чтоб вас было слышно священнику. Если батюшка сильно ниже вас ростом или он немощен и поэтому сидит — встаньте на колени (но только если вы сами в состоянии физически это сделать). В других случаях вставать на колени на исповеди не обязательно. На колени лучше вставать перед причащением, когда священник выносит из алтаря чашу со Святыми Дарами, или перед теми людьми, против которых вы согрешили.
Третье — начните с «я». Это правило, которое лучше не применять нигде, кроме исповеди. Да, с детского сада нам твердят, что «я» — это последняя буква в алфавите, но именно на исповеди нужно сосредоточиться на своем «я» и говорить только о себе, о своих грехах: «я согрешил, я — лгун, гордец, пьяница» и все в таком духе.
Раскаиваясь, не обвиняйте в грехе никого, кроме себя. Это сложно. Очень хочется объяснить, «почему я пьяница»: потому, что меня никто не любит, потому что все кругом плохо, начальник — самодур, жена — истеричка, теща мозги клюет и т. д., но в покаянии нет места самооправданиям. Надо иметь смелость признаться себе: это я такой-сякой, а не кто-то еще.
Само перечисление грехов: «раздражался, гневался, осуждал, завидовал, поссорился, обиделся, обманул» — займет не больше пары минут. Но священник может задать вам уточняющий вопрос, спросить про тот или иной момент в жизни. И тогда надо рассказать о грехе более подробно.
Самостоятельно же пересказывать обстоятельства ваших грехов не нужно. Это стоит сделать только в том случае, если вас мучает какой-то определенный грех и вам нужно обличить себя, проговорив детали ситуации.
Конечно, желательно, чтобы у человека был духовник, то есть постоянно исповедующий его священник. Когда вы будете ходить регулярно на исповедь к одному и тому же батюшке, у него сложится картина вашей духовной жизни и он сможет лучше помочь вам советом или наставлением.
Нужно ли говорить на исповеди о дурных мыслях?
Исповедование помыслов — это скорее удел монахов, которые ведут особую духовную жизнь. Постом и молитвой они борются с грехом уже на стадии его зарождения в мысли, отсекая возможность даже помыслить греховно. Мирянину, тем более человеку, который только воцерковляется, сделать это непросто, поэтому упражняться в исповедовании помыслов не советую.Если вас мучают какие-то определенные греховные мысли, которые не дают вам покоя, расскажите об этом своему духовнику. Исповедовать помыслы первому встречному священнику не надо — в этом не будет смысла. Он не знает вас и не сможет дать вам конкретного совета.
Духовник же может и сам попросить вас рассказать о своих намерениях, мыслях. Спросить, например: «Какие козни ты строишь своей жене? Что ты испытываешь по отношению к родителям? Какие мысли тебя посещают при виде этой девушки?»
Как часто нужно ходить на исповедь?
Исповедь — не повинность, которую мы должны отработать какое-то обязательное количество раз. Исповедь — это одно из семи таинств Церкви, которое помогает нам в главном деле каждого христианина — стремлении к Богу. Избавляя свою душу от грехов, мы освобождаем в ней место для Бога.Так что исповедоваться можно всегда, когда этого просит душа, когда мы точно знаем, что нам есть, в чем раскаиваться. Если же вы чувствуете, что каяться вам не в чем — это тоже тревожный звоночек, и нужно тем более идти на исповедь и сообщать об этом вашему духовнику.
Регулярная исповедь учит нас быть внимательнее к себе, своему внутреннему миру, а как итог — к своей духовной жизни. В целом исповедоваться рекомендуется не реже одного раза в месяц. Если промежутки между исповедью будут больше, тяжелее будет вспомнить и перечислить грехи, тяжелее будет выстраивать духовную жизнь, следить за изменениями в ней и бороться с грехами.
Для примера, даже те, кто исповедуются еженедельно, имеют практику записывать в конце дня свои прегрешения, чтобы более осознанно подходить к исповеди.
Кроме того, в практике церковной жизни Русской Православной Церкви установилось правило: перед Причастием мы почти всегда исповедуемся (могут быть исключения, но их всегда надо обсуждать со священником, у которого вы обычно исповедуетесь). Соответственно, чем чаще вы причащаетесь, тем чаще исповедуетесь.
Можно ли причащаться без исповеди?
Хотя прямого запрета на причастие без исповеди нет, в русской церковной традиции исповедь, за исключением особых, оговоренных со священником случаев, обязательно предшествует причащению. Причащаясь, человек приобщается Тела и Крови Христовых. И перед принятием такого Дара нужно постараться максимально очиститься, приблизиться к Богу. Это возможно сделать, покаявшись: недаром исповедь образно называют «вторым крещением» — воссоединением с Богом.Почему же в Церкви появилась такая традиция обязательной исповеди перед причащением? Это связано с принципиальными изменениями, которые произошли в устройстве приходской жизни после того, как в перипетиях XX века люди потеряли возможность постоянно, на протяжении многих лет пребывать в одном приходе, окормляться у одного священника. Ведь раньше священник, как правило, хорошо знал каждого из прихожан, мог выработать личный подход к духовному руководству конкретного человека и в зависимости от его текущего духовного состояния позволить или не позволить в какой-то момент причащаться без исповеди. Однако такая практика стала со временем невозможна.
Другое дело, что исповедоваться можно за несколько дней до причащения, взяв на этот «временной зазор» благословение у священника.
А также есть те самые исключительные случаи, когда человека по особому благословению священника могут причастить без исповеди:
Если умирает или тяжело болеет воцерковленный человек, и он физически не может исповедоваться.
На Страстной седмице и в Пасху, если человек регулярно исповедовался на протяжении поста. В эти дни, по благословению священника, можно обойтись без подробной исповеди.
На Светлой Седмице для верных христиан есть возможность по благословению священника причащаться без исповеди, потому что исповедь — это обращение взгляда на себя, а в Пасху мы должны воспевать Христа, смотреть только в Его сторону Конечно, нельзя регламентировать все сложные жизненные ситуации, поэтому в остальных случаях возможность причаститься без исповеди отельно оговаривается со священником, который по результатам беседы дает или не дает на это благословение.
Боюсь идти на исповедь, что делать?
Страх исповеди может быть обусловлен несколькими причинами.Во-первых, чувством стыда. Стыд — это замечательное чувство, свидетельствующее об остроте совести, в нем нет ничего плохого. Но чувство стыда не должно отвращать вас от исповеди. Поверьте, если священник служит хотя бы пять лет, удивить его вашим грехом невозможно — как бы грустно это ни звучало.
Люди боятся идти на исповедь, потому что думают, что священник (тем более тот, который уже их знает) будет идентифицировать названный грех с их личностью. Но этот страх тоже напрасен. Когда священник видит искренность исповеди человека, то этот человек сразу вырастает в его глазах — только сильный человек может признаться в своих согрешениях и покаяться.
А еще у священников есть уникальный дар блаженного забывания. Это действительно очень интересное состояние, когда ты помнишь человека, но совершенно не помнишь, в чем он исповедовался. Даже если священник имеет прекрасную память, то большинство грехов, исповеданных его духовными чадами, Господь стирает из его памяти.
Кроме того, скрывать грехи на исповеди от своего духовника — значит лукавить, обманывать его, что тоже является грехом. Ваш духовник, как ваш личный лечащий врач, должен знать всю историю болезни — от него не должно быть никаких секретов.
Во-вторых, боязнью осуждения. И этого вы тоже зря опасаетесь: священник не осудит вас, а, наоборот, порадуется, что вы каетесь в совершенном грехе, осознавая свои вину. Батюшка может быть строгим, но это не значит, что он гневается на вас, осуждает или презирает.
«Отругать» священник может только тогда, когда лично знает человека и понимает, что такая мера необходима и будет ему полезна. Обычно священники чувствуют, каким образом лучше воздействовать на духовное чадо, как его наставлять — «кнутом» или «пряником».
Если же вы наткнулись на эмоционального, несдержанного священника, который отругал вас, примите это со смирением, проявите кротость. И увидите, что вам воздастся за это. Помните, что не священник решает, кто войдет в Царствие Небесное. Да, священник будет свидетельствовать о Вашем покаянии, но не он является тем судьей, который будет судить вас на Страшном суде, — так что бояться надо не гнева священника, а гнева Божия.
В-третьих, страхом того, что священник наложит наказание — надолго отлучит от Причастия. Но по установлению Синода священник не имеет права отлучить человека от Причастия более чем на одну службу. На более долгий срок отлучить от Причастия может только правящий архиерей или епископ, если священник, которому вы исповедовались в каком-то тяжком грехе, обратится к нему по этому вопросу.
В-четвертых, убеждением, что священник вас не выслушает. Такое возможно только в том случае, если священник будет очень сильно ограничен во времени: например, в день большого церковного праздника, когда количество кающихся увеличивается в разы.
Исповедоваться лучше всего в будний день или в субботу, накануне воскресной службы. Если вы чувствуете, что ваша исповедь требует дополнительной беседы, лучше заранее договориться со священником о встрече и прийти к назначенному времени.
Сервисы для исповеди онлайн
В последнее время на просторах Интернета стали встречаться сервисы для исповеди онлайн. Я думаю, что сам факт создания такого сайта — это чье-то своеволие, которое не могло быть благословлено священноначалием. Уже поэтому исповедь на сервисах онлайн не несет ничего хорошего.Более того, в такой исповеди нет никакого смысла. На исповеди всегда присутствуют трое: кающийся, священник и Бог, Которому вы и приносите покаяние. Прощение в грехах вы получаете, когда над вами священник, как свидетель вашего покаяния, читает разрешительную молитву. Это возможно, только когда есть факт личного присутствия, личного общения. А о каком личном общении может идти речь, когда вы обращаетесь к безликому сервису, даже если он обещает передать ваши признания некоему священнику?
В крайнем случае, как это было во время пандемии, вы можете позвонить священнику и принести покаяние по телефону или пригласить священника на дом для исповеди и причащения.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.