В чём истинная цель Великого поста
Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2; Мф 4:17). Вот первое, что мы читаем о покаянии в Евангелии. В этих словах заключалась главное зерно проповеди Иоанна Крестителя, пришедшего на Иордан, чтобы подготовить иудейский народ к встрече с воплотившимся Богом, Господом Иисусом Христом. Этими же словами начинал Свою проповедь и Сам Христос. Есть в них, очевидно, что-то очень важное.
Слово «покаяние» русские переводчики Евангелия выбрали, чтобы объяснить греческое понятие μετάνοια (метанойя). В буквальном переводе μετάνοια — «перемена мыслей», «переосмысление». Поэтому евангельский призыв к покаянию можно передать и так: «Переосмыслите вашу жизнь, потому что приблизилось Царство Небесное».
Есть один важный факт, из которого исходят все христиане: мы живем в исковерканном мире и сами в духовном смысле исковерканы и разодраны. Эта разодранность — результат катастрофы, случившейся на заре человеческой истории в Эдемском саду, когда первые люди поверили клевете на Бога, исходившей от диавола, и захотели сами стать богами — но помимо Бога. Эту катастрофу, затронувшую и изменившую весь мир, христиане называют грехопадением.
Проявление этой разодранности в нашей повседневной жизни замечательно изобразил апостол Павел: …Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю тó, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим 7:18–24).
Никто не считает доблестью раздражаться, ссориться, завидовать, обижаться — и тем не менее мы все раздражаемся, ссоримся, завидуем и обижаемся друг на друга. Удержаться от этого невероятно трудно! Более того, часто мы даже испытываем какое-то иррациональное, темное удовольствие, когда перемываем кому-то кости, на кого-то срываемся или даже страдаем от обиды. Вроде бы нам плохо, горько, но отчего-то мы эту горечь смакуем, жалеем себя — и втайне наслаждаемся этим.
И потому, положа руку на сердце, мало кто из нас может сказать, что действительно стремится в Царство Небесное, где всего этого нет. Страдать в аду падший человек, конечно же, не хочет, но и к Богу он не сказать чтобы сильно хотел. Он не представляет, чем там, у Бога, ему заниматься. Петь псалмы день и ночь? Молиться?..
Самое желанное для большинства из нас — это сохранить всё как есть здесь, на земле. Большинству нужно не Царство Небесное, о котором действительно мало что можно сказать нашим ограниченным человеческим языком; апостол Павел, при жизни побывавший в том мире, мог потом только невнятно передать, что слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор 12:4), и что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9). Большинству же нужно нечто гораздо более банальное и приземленное: здоровье, благополучие, спокойствие — дурная бесконечность земного «рая», в котором всегда «всё хорошо».
Только Бог создал человека не для этого.
Часто человек живет, не задумываясь об этом. Оставьте ему его маленькие «половинные» радости, и, пожалуй, он скажет, что счастлив. Но если задуматься на минуту, станет ясно, что в действительности его счастье очень призрачно. Оно всегда ускользает, всегда уже случилось, всегда где-то в прошлом. Полноты жизни человек не чувствует и способен только на то, чтобы утешаться воспоминаниями о чем-то давно ушедшем. Или мечтать о том, чего вообще нет.
А Царство Небесное, как понимают его христиане, — это полнота жизни, переливающаяся через край. Это абсолютное отсутствие тревоги и страха. Это целостность, когда все на своем месте и нет ничего лишнего или случайного. Это такое искреннее и неподдельное счастье, которое ничто не может омрачить. Это подлинность во всем и способность быть до конца тем, кем хочется быть. И по такой жизни на самом деле тоскует всякий человек.
Но покаяние — это не только когда человек что-то понял. Это обязательно и дела. Тот же Иоанн Креститель говорил: Сотворите… достойный плод покаяния (Мф 3:8). Если я жадный — постараюсь начать хоть чуть-чуть делиться. Если раздражительный — постараюсь не взрываться сразу, сдержусь хоть на минуту. Если обидчивый — попробую пропустить хоть одно обидное слово мимо ушей.
Может быть, мы не продвинемся далеко, но хотя бы кое-что — это уже совсем неплохо. Не зря же Бог наделил нас, людей, свободной волей — в чем-то мы можем себя и заставить, где-то и ограничить. Для этого, собственно, и пост.
Недаром последний раз, когда в православных храмах звучит великопостная молитва Ефрема Сирина со словами «Даруй ми зрети моя прегрешения», — это утро Великой Среды Страстной седмицы. Недаром в Великую Субботу и на самую Пасху священники часто разрешают прихожанам причащаться без предварительной исповеди. Последние несколько дней перед Пасхой — это уже время не покаяния, а следования за Христом. В эти дни стоит переключить все внимание с себя на Христа и присоединиться к самым верным из Его учеников, которые неотступно следовали за Ним и разделяли Его скорби и страдания, стояли на Голгофе подле Креста, а затем спешили к гробу. И наконец, — стали свидетелями Его Воскресения! Нет радости выше Пасхальной, радости сопричастности Тому, Кто воскрес из мертвых и спас все творение от греха и вечной смерти. Ощутить эту радость, сродниться с ней и сделать ее постоянной частью своей жизни — вот цель, к которой стремятся христиане. Хотя и покаяние тоже останется с нами как лучший из способов возгревать в себе любовь к Богу и желание быть с Ним, как надежное противоядие от самоуспокоения.
Слово «покаяние» русские переводчики Евангелия выбрали, чтобы объяснить греческое понятие μετάνοια (метанойя). В буквальном переводе μετάνοια — «перемена мыслей», «переосмысление». Поэтому евангельский призыв к покаянию можно передать и так: «Переосмыслите вашу жизнь, потому что приблизилось Царство Небесное».
Но какая связь между переменой мыслей и Царством Небесным?
Самая прямая. Ведь вот что по сути дела Иоанн Креститель говорил народу: идет Христос, и с Ним Его Царство. Но вы не сможете войти в него, если не захотите этого сами. А захотеть вы сможете, только если переменитесь, если перемените строй ваших мыслей и желаний. Иными словами, если покаетесь.Неужели есть такие, кто не хочет в Царство Небесное?
Вы удивитесь, но таких людей совсем немало.Есть один важный факт, из которого исходят все христиане: мы живем в исковерканном мире и сами в духовном смысле исковерканы и разодраны. Эта разодранность — результат катастрофы, случившейся на заре человеческой истории в Эдемском саду, когда первые люди поверили клевете на Бога, исходившей от диавола, и захотели сами стать богами — но помимо Бога. Эту катастрофу, затронувшую и изменившую весь мир, христиане называют грехопадением.
Никто не считает доблестью раздражаться, ссориться, завидовать, обижаться — и тем не менее мы все раздражаемся, ссоримся, завидуем и обижаемся друг на друга. Удержаться от этого невероятно трудно! Более того, часто мы даже испытываем какое-то иррациональное, темное удовольствие, когда перемываем кому-то кости, на кого-то срываемся или даже страдаем от обиды. Вроде бы нам плохо, горько, но отчего-то мы эту горечь смакуем, жалеем себя — и втайне наслаждаемся этим.
И потому, положа руку на сердце, мало кто из нас может сказать, что действительно стремится в Царство Небесное, где всего этого нет. Страдать в аду падший человек, конечно же, не хочет, но и к Богу он не сказать чтобы сильно хотел. Он не представляет, чем там, у Бога, ему заниматься. Петь псалмы день и ночь? Молиться?..
Самое желанное для большинства из нас — это сохранить всё как есть здесь, на земле. Большинству нужно не Царство Небесное, о котором действительно мало что можно сказать нашим ограниченным человеческим языком; апостол Павел, при жизни побывавший в том мире, мог потом только невнятно передать, что слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор 12:4), и что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9). Большинству же нужно нечто гораздо более банальное и приземленное: здоровье, благополучие, спокойствие — дурная бесконечность земного «рая», в котором всегда «всё хорошо».
Только Бог создал человека не для этого.
Что такое хорошо?
Мы живем в лучшем случае вполсилы. Вспомните, как мы радовались в детстве, как в юности умели поговорить по душам! А сейчас и радость сплошь и рядом какая-то искусственная, и дружба только на словах, и вместо любви — «отношения», и вместо сердечного участия — простая вежливость…Часто человек живет, не задумываясь об этом. Оставьте ему его маленькие «половинные» радости, и, пожалуй, он скажет, что счастлив. Но если задуматься на минуту, станет ясно, что в действительности его счастье очень призрачно. Оно всегда ускользает, всегда уже случилось, всегда где-то в прошлом. Полноты жизни человек не чувствует и способен только на то, чтобы утешаться воспоминаниями о чем-то давно ушедшем. Или мечтать о том, чего вообще нет.
Да разве такая жизнь возможна?
Не просто возможна — человек был некогда создан таким. А потом утратил эту полноту жизни в грехопадении. Чтобы вновь сделаться теми, кем нас замыслил наш Творец, нам нужно повернуться к Нему. А это невозможно без покаяния, без внутреннего перерождения, когда начинаешь ненавидеть в себе всё испорченное, кривое, лживое, злобное — и в конце концов возвращаешь себе способность любить правду и красоту Божию, радоваться им. Когда понимаешь, что только жизнь по заповедям и есть настоящая.Но покаяние — это не только когда человек что-то понял. Это обязательно и дела. Тот же Иоанн Креститель говорил: Сотворите… достойный плод покаяния (Мф 3:8). Если я жадный — постараюсь начать хоть чуть-чуть делиться. Если раздражительный — постараюсь не взрываться сразу, сдержусь хоть на минуту. Если обидчивый — попробую пропустить хоть одно обидное слово мимо ушей.
Может быть, мы не продвинемся далеко, но хотя бы кое-что — это уже совсем неплохо. Не зря же Бог наделил нас, людей, свободной волей — в чем-то мы можем себя и заставить, где-то и ограничить. Для этого, собственно, и пост.
И как это приблизит нас к Царству Небесному?
Если мы будем стараться и сделаем хотя бы полшага на пути к тому, настоящему человеку, каким нам хотелось бы стать, то дальше нам Бог будет помогать. Мы сделаем шаг, а Он за нас — три. Мы еще шажок, а Он — пять. И вот тогда мы потихоньку вернем себе способность любить Бога и захотим быть с Ним в вечности. Тут всё дело в том, чтобы захотеть. Недаром богослужебная подготовка к Великому посту начинается с чтения евангельского рассказа о Закхее — начальнике мытарей, грешном и многих обижавшем человеке, который так захотел посмотреть на проходившего мимо Иисуса Христа, что даже влез ради этого на дерево. Христос ответил на его желание, вошел к нему в дом — и после этого Закхей стал совсем другим человеком (Лк 19:1–10).Так, значит, цель поста не в покаянии? Тогда в чем?
Цель поста — научиться хотя бы немного больше любить Бога, вернуть себе умение радоваться жизни согласно заповедям, чтобы в нас возникло желание Царства Небесного. А покаяние — очень важное, но средство. Это усилие нашей воли. Наша искренняя попытка исполнить заповедь в надежде на Бога, Который обязательно поможет.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.