Суета мира и Божественная благодать
Во второе воскресенье Великого поста Церковь вспоминала великого святителя Григория Паламу. Человека, который всю свою жизнь посвятил познанию Бога, очень много трудился и постоянно испытывал жестокую борьбу с еретиками, с лжеучителями.
Часто учение, которое он проповедовал, подвергалось сомнению, так что ему приходилось всю жизнь доказывать свою правоту, доказывать, что тот путь, по которому идет он и люди, которые слушают его и Христа, ‒ истинный, спасительный. Это путь особых подвигов с вниманием к своему сердцу и к своей жизни. Он очень много говорил о Божественной благодати, о том, без чего мы не можем жить, без чего всякая душа христианина и человека просто погибает, слепнет, глохнет, умирает, засыхает, и жизнь его превращается в бессмысленный набор событий.
Очень часто нас отвращает от Божественной благодати именно суета этого мира, которая не кажется на первый взгляд настолько греховной: стяжание, утешение своего тщеславия, гордыни, – именно это сейчас больше всего отводит людей от Бога и от памяти о том, чем нужно постоянно питать свою жизнь, свою душу.
Человек стяжает огромные богатства, стремится к чему-то всю жизнь, и потом с каждым из нас происходит одно и то же. Нет человека, живущего на земле, которого не настигнет смерть. Все мы умрем, все, здесь стоящие, предстанут пред Господом, и тогда мы увидим, что эта наша жизнь, все эти заботы и помышления, заполняющие нашу душу, ‒ ничто. И не только ничто…, но это именно то, что и мешало нам соединиться с Господом. Но будет уже поздно. «Когда весь мир приобрящем, тогда во гроб вселимся», ‒ есть такие замечательные слова из заупокойного богослужения. Действительно, весь мир человек приобретает, и что его ждет? – он ложится в гроб и вселяется в могилу. Нищий, богатый, царь, раб – все лежат во гробе, «бездыханные, безобразные, не имущие вида». И тогда люди, которые стоят у этого гроба, вдруг понимают, что вот она какая – жизнь человека: все оказалось суетой и пустотой.
Но не напрасно сегодня мы вспоминаем имя Григория Паламы, и не напрасно он жил и трудился во имя Христа и ради всех нас. А для того, чтобы оставить нам спасительное учение о Божественной благодати, о том, что именно она нас исцеляет, она движет нашей жизнью, она спасает и избавляет нас от этой убийственной суеты.
В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как принесли расслабленного ко Христу. Мы сейчас живем, пользуемся своими талантами, своими способностями, тем положением, в котором находимся, ‒ и мы не ищем Христа. И часто для того, чтобы начать возлагать именно на Него надежду и все упование, и понять суетность нашей жизни, Господь посылает нам болезни, немощи и расслабление.
Григорий Палама тоже рассуждает по поводу этого Евангельского чтения во вторую неделю поста, и говорит о том, что этого расслабленного надежда на Христа привела к вере. Надежда – все, что у него осталось, последнее в этом мире: нет уже ни здоровья, ни славы, ни силы, и только одна надежда на Христа привела его к спасению, к исцелению.
Так часто происходит и с нами, а мы с обидой говорим: за что, почему, я все правильно делаю, я хорошо себя веду! Почему мне посылаются эти болезни, испытания? Они посылаются для того, чтобы в нашем сердце поселилась надежда на Божественную благодать! Чтобы соединиться со Христом тем людям, которые, будучи здоровы и сильны, не находят в себе сил, чтобы побороть суету этого мира.
Четыре человека принесли расслабленного, разобрали кровлю дома, чтобы спустить его ко Христу. И нам тоже, говорит Григорий Палама, надо разгрести, разбросать эту черепицу ежедневных ненужных, пустых, никчемных забот, тщеславия, гордыни ‒ для того, чтобы попасть ко Христу, для того, чтобы спустить к Нему нашу несчастную, расслабленную, голодную, изможденную душу.
Божественная благодать сегодня соединяется с каждой душой, и мы соединяемся с Богом. Никакое великое богословское знание, ученость, хотя и их значение нельзя принижать, не способны так подействовать на человеческое сердце и душу, как Божественная благодать. Посмотрите, сколько примеров вокруг нас того, как люди, получив самое высокое образование, в том числе и богословское, говорят правильные вещи, а народ Божий им не верит. Они говорят, а это не действует на их сердце, потому что эти люди не стяжали Божественную благодать, а она стяжается, конечно же, в ежедневном аскетическом подвиге, в смирении, в посте и молитве, в любви и в отзывчивости к страданиям ближнего. Божественная благодать да пребудет со всеми нами молитвами святителя Григория Паламы, святых новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех святых.
Аминь.
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Часто учение, которое он проповедовал, подвергалось сомнению, так что ему приходилось всю жизнь доказывать свою правоту, доказывать, что тот путь, по которому идет он и люди, которые слушают его и Христа, ‒ истинный, спасительный. Это путь особых подвигов с вниманием к своему сердцу и к своей жизни. Он очень много говорил о Божественной благодати, о том, без чего мы не можем жить, без чего всякая душа христианина и человека просто погибает, слепнет, глохнет, умирает, засыхает, и жизнь его превращается в бессмысленный набор событий.
Очень часто нас отвращает от Божественной благодати именно суета этого мира, которая не кажется на первый взгляд настолько греховной: стяжание, утешение своего тщеславия, гордыни, – именно это сейчас больше всего отводит людей от Бога и от памяти о том, чем нужно постоянно питать свою жизнь, свою душу.
Человек стяжает огромные богатства, стремится к чему-то всю жизнь, и потом с каждым из нас происходит одно и то же. Нет человека, живущего на земле, которого не настигнет смерть. Все мы умрем, все, здесь стоящие, предстанут пред Господом, и тогда мы увидим, что эта наша жизнь, все эти заботы и помышления, заполняющие нашу душу, ‒ ничто. И не только ничто…, но это именно то, что и мешало нам соединиться с Господом. Но будет уже поздно. «Когда весь мир приобрящем, тогда во гроб вселимся», ‒ есть такие замечательные слова из заупокойного богослужения. Действительно, весь мир человек приобретает, и что его ждет? – он ложится в гроб и вселяется в могилу. Нищий, богатый, царь, раб – все лежат во гробе, «бездыханные, безобразные, не имущие вида». И тогда люди, которые стоят у этого гроба, вдруг понимают, что вот она какая – жизнь человека: все оказалось суетой и пустотой.
Но не напрасно сегодня мы вспоминаем имя Григория Паламы, и не напрасно он жил и трудился во имя Христа и ради всех нас. А для того, чтобы оставить нам спасительное учение о Божественной благодати, о том, что именно она нас исцеляет, она движет нашей жизнью, она спасает и избавляет нас от этой убийственной суеты.
В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как принесли расслабленного ко Христу. Мы сейчас живем, пользуемся своими талантами, своими способностями, тем положением, в котором находимся, ‒ и мы не ищем Христа. И часто для того, чтобы начать возлагать именно на Него надежду и все упование, и понять суетность нашей жизни, Господь посылает нам болезни, немощи и расслабление.
Григорий Палама тоже рассуждает по поводу этого Евангельского чтения во вторую неделю поста, и говорит о том, что этого расслабленного надежда на Христа привела к вере. Надежда – все, что у него осталось, последнее в этом мире: нет уже ни здоровья, ни славы, ни силы, и только одна надежда на Христа привела его к спасению, к исцелению.
Так часто происходит и с нами, а мы с обидой говорим: за что, почему, я все правильно делаю, я хорошо себя веду! Почему мне посылаются эти болезни, испытания? Они посылаются для того, чтобы в нашем сердце поселилась надежда на Божественную благодать! Чтобы соединиться со Христом тем людям, которые, будучи здоровы и сильны, не находят в себе сил, чтобы побороть суету этого мира.
Четыре человека принесли расслабленного, разобрали кровлю дома, чтобы спустить его ко Христу. И нам тоже, говорит Григорий Палама, надо разгрести, разбросать эту черепицу ежедневных ненужных, пустых, никчемных забот, тщеславия, гордыни ‒ для того, чтобы попасть ко Христу, для того, чтобы спустить к Нему нашу несчастную, расслабленную, голодную, изможденную душу.
Божественная благодать сегодня соединяется с каждой душой, и мы соединяемся с Богом. Никакое великое богословское знание, ученость, хотя и их значение нельзя принижать, не способны так подействовать на человеческое сердце и душу, как Божественная благодать. Посмотрите, сколько примеров вокруг нас того, как люди, получив самое высокое образование, в том числе и богословское, говорят правильные вещи, а народ Божий им не верит. Они говорят, а это не действует на их сердце, потому что эти люди не стяжали Божественную благодать, а она стяжается, конечно же, в ежедневном аскетическом подвиге, в смирении, в посте и молитве, в любви и в отзывчивости к страданиям ближнего. Божественная благодать да пребудет со всеми нами молитвами святителя Григория Паламы, святых новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех святых.
Аминь.
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.