Как правильно понимать церковную роспись
Есть канон для иконы, есть канон и для росписи. Он возник еще в Византии. Сюжеты выстраивают в строгой иерархии.
«Читать» росписи можно, начиная с притвора, — тогда они ведут нас от земных событий к горнему Иерусалиму. По направлению к алтарю сюжеты располагают согласно библейской истории, а по направлению к главному куполу — по степени откровения о Божественном Промысле, соединении земли и Неба.
Чем выше, тем сакральнее пространство. Свод под куполом — символ Неба. Здесь чаще всего пишут образ Спасителя. Ниже изображают ангелов, затем пророков. Под ними — четырех евангелистов. Верхняя часть храма обычно отведена под новозаветные сюжеты. Ближе к молящимся располагают образы святых, житийные сцены. На своде алтаря помещают образ Богоматери или Христа, под ними — «Тайную Вечерю» или «Причащение апостолов».
Апостол Иоанн. Эскиз росписи Ивана Макарова
Этот путь — от земного к небесному — мы видим неизменным в русских храмах разных эпох. Хотя стиль и предпочтения в сюжетах менялись. Приведу пример Спасского кафедрального собора в Пензе, взорванного в XX веке. Сейчас его восстанавливают. Собор в 1851 году расписали отец и сын, Кузьма и Иван Макаровы. Последний был блестящим портретистом, но много трудился и для Церкви. Сохранились описания, фотографии убранства и, что особенно ценно, эскизы. На них мы видим полные сосредоточенности фигуры евангелистов.
Первую половину храма занимали сцены из Ветхого Завета, а вторую — новозаветные. Сюжеты сопоставлялись, выявляя символические связи. Например, над «Моисеем при неопалимой купине» была изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем. Напротив «Плача Иеремии о разрушении Иерусалима» находилась Казанская икона, перед которой люди, подобно ветхозаветному пророку, плакали о грехах.
«Везде взор христианина встречает поучительные события и примеры святых, необходимые на пути к нашему спасению», — писали в местной прессе. В ту эпоху прихожанам хотелось видеть живописную Священную историю, изображенную достоверно, живо, может быть, чересчур эмоционально. Но от простого наставления образная система всегда ведет к тайне нашего спасения, ко Христу.
Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
«Читать» росписи можно, начиная с притвора, — тогда они ведут нас от земных событий к горнему Иерусалиму. По направлению к алтарю сюжеты располагают согласно библейской истории, а по направлению к главному куполу — по степени откровения о Божественном Промысле, соединении земли и Неба.
Чем выше, тем сакральнее пространство. Свод под куполом — символ Неба. Здесь чаще всего пишут образ Спасителя. Ниже изображают ангелов, затем пророков. Под ними — четырех евангелистов. Верхняя часть храма обычно отведена под новозаветные сюжеты. Ближе к молящимся располагают образы святых, житийные сцены. На своде алтаря помещают образ Богоматери или Христа, под ними — «Тайную Вечерю» или «Причащение апостолов».
Апостол Иоанн. Эскиз росписи Ивана Макарова
Этот путь — от земного к небесному — мы видим неизменным в русских храмах разных эпох. Хотя стиль и предпочтения в сюжетах менялись. Приведу пример Спасского кафедрального собора в Пензе, взорванного в XX веке. Сейчас его восстанавливают. Собор в 1851 году расписали отец и сын, Кузьма и Иван Макаровы. Последний был блестящим портретистом, но много трудился и для Церкви. Сохранились описания, фотографии убранства и, что особенно ценно, эскизы. На них мы видим полные сосредоточенности фигуры евангелистов.
Первую половину храма занимали сцены из Ветхого Завета, а вторую — новозаветные. Сюжеты сопоставлялись, выявляя символические связи. Например, над «Моисеем при неопалимой купине» была изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем. Напротив «Плача Иеремии о разрушении Иерусалима» находилась Казанская икона, перед которой люди, подобно ветхозаветному пророку, плакали о грехах.
«Везде взор христианина встречает поучительные события и примеры святых, необходимые на пути к нашему спасению», — писали в местной прессе. В ту эпоху прихожанам хотелось видеть живописную Священную историю, изображенную достоверно, живо, может быть, чересчур эмоционально. Но от простого наставления образная система всегда ведет к тайне нашего спасения, ко Христу.
Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.