Голод, недосып и усталость: могут ли они исправить всё сразу?
Каяться, что не можешь выполнить все предписания Типикона, или «главное — людей не есть»? Об этом до сих пор спорят. Светлана Охрименко объясняет, зачем она постится, что дается ей сложнее всего и почему в борьбе с грехом важна стратегия.
На днях я услышала от своего архиерея: в пост мы искусственно загоняем себя в состояние, в котором склонны поступать максимально неадекватно, и если мы научимся в таких условиях вести себя достойно, то тем более будем делать так в обычной жизни. Голод, усталость и недосып — если ходить на первой седмице на службы дополнительно ко всем своим обязанностям — способны сделать из нас «людоедов», но только если мы сами это позволим.
Получается, что соблюдать соответствующие аскетические предписания стоит только тем, кто хочет меняться к лучшему и готов прилагать к этому усилия. Если такого намерения нет, надо честно это признать и не мучить себя и окружающих. Разве что карго-культ поста необходим для имиджа, но это уже совсем не про христианство.
Более интересный вопрос — а что такое «вести себя достойно»? Ответ здесь у каждого будет свой, они даже могут быть диаметрально противоположными.
Над чем именно в своей душе трудиться — моя личная ответственность и мое творчество.
«Батюшка, с какой страстью благословите бороться» — послушать проповеди, почитать наугад святых отцов или статьи в интернете — не работает, проверено неоднократно.
Что мешает мне быть счастливой? Что становится препятствием в моем взаимодействии с другими людьми — обижает их или портит жизнь мне самой? Что препятствует моему общению с Богом?
Могу сказать точно: я буду поститься не потому, что «Церковь велит, а мы должны быть ее послушными чадами», а чтобы дальше жить в другой реальности — той, которую еще предстоит создать. Великий пост — один из самых качественных инструментов, позволяющих это сделать. К тому же это бесплатно.
Интересно, можно ли разработать некие универсальные чек-листы борьбы с той или иной страстью или у каждого это индивидуально? В православном информационном поле есть только разрозненные советы, доброкачественность которых приходится проверять на собственном опыте, и общие фразы типа «надо не грешить, соблюдать заповеди, и будет вам счастье». А как именно надо?
Если мы говорим, например, о чревоугодии, то «с завтрашнего дня я не буду есть лишнего» — не работает. Работает адаптированное под себя типиконовское «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными» — максимально простые и четкие правила, которые приходится придумывать самостоятельно.
Примерно об этом же говорят психологи, диетологи и ведущие кулинарных интернет-курсов: никаких «вредных» продуктов в холодильнике, планирование покупок и меню на неделю, график приема пищи, если сорвался — два дня подряд не срываться. Но умение вычленить в Типиконе именно логику предписаний, а не «святые отцы сказали, что в среду масло есть нельзя, костьми лягу, но не нарушу», приходит с опытом — и духовным, и просто жизненным.
История про еду может оказаться и совсем про другое. Я с удивлением обнаружила, что ем лишнее, потому что делаю это под интересные видео на YouTube — надо же уплотнять время и всячески оптимизировать процессы. А потом оказалось, что нет еды — нет YouTube, зато есть много работы, делать которую далеко не всегда интересно. И привет, хоровод из лишних калорий, прокрастинации, чувства вины, сорванных дедлайнов и прочих прелестей. Проблема решается не аскетическими средствами, а выделением специального времени для отдыха — так тоже бывает. А можно было броситься на амбразуру, запрещая себе все подряд, мужественно страдать, ничего не добиться в итоге, но говорить, что это и есть духовная жизнь.
Мы можем просить помощи Того, Кто призывает нас к совершенству — в том числе и помощи в том, чтобы для начала разобраться в самом себе и понять, чего вообще хочешь от этой жизни.
Бог помогает и тем, кто робко или решительно делает первый шаг, и тем, кто барахтается в грязи, пытаясь снова встать на ноги в середине пути, и тем, кто ошибся и заблудился.
Эта помощь может выглядеть по-разному — быть и непосредственной, и через людей, и через внешние обстоятельства. Есть одно но: нужно научиться отличать настоящие ответы на свои вопросы от контекстной рекламы, а для этого снова необходим опыт, которого всегда не хватает. Мудрый старец, который возьмет за ручку и проведет по этому пути, — еще одна иллюзия из мира розовых пони и единорогов.
Христианская жизнь вообще и Великий пост в частности похожи на изумрудную лужайку, по которой приходится идти медленно и с палкой, потому что после абсолютно любого шага можно провалиться в трясину. Карта лишь приблизительная. Инструкций нет. Но утонуть нам не дадут.
Зачем это лично мне
Каждый Великий пост для многих становится поводом поразмышлять, зачем вообще поститься, почему и в какой мере это должен делать лично я. Каяться, что не можешь выполнить все предписания Типикона, или «главное — людей не есть»? Об этом до сих пор спорят. Понимание, что эти вещи взаимосвязаны и пост как воздержание от пищи нужен далеко не всем людям, формально подпадающим под критерии здоровых и ничем не обремененных, приходит далеко не сразу.На днях я услышала от своего архиерея: в пост мы искусственно загоняем себя в состояние, в котором склонны поступать максимально неадекватно, и если мы научимся в таких условиях вести себя достойно, то тем более будем делать так в обычной жизни. Голод, усталость и недосып — если ходить на первой седмице на службы дополнительно ко всем своим обязанностям — способны сделать из нас «людоедов», но только если мы сами это позволим.
Получается, что соблюдать соответствующие аскетические предписания стоит только тем, кто хочет меняться к лучшему и готов прилагать к этому усилия. Если такого намерения нет, надо честно это признать и не мучить себя и окружающих. Разве что карго-культ поста необходим для имиджа, но это уже совсем не про христианство.
Более интересный вопрос — а что такое «вести себя достойно»? Ответ здесь у каждого будет свой, они даже могут быть диаметрально противоположными.
Над чем именно в своей душе трудиться — моя личная ответственность и мое творчество.
«Батюшка, с какой страстью благословите бороться» — послушать проповеди, почитать наугад святых отцов или статьи в интернете — не работает, проверено неоднократно.
Что мешает мне быть счастливой? Что становится препятствием в моем взаимодействии с другими людьми — обижает их или портит жизнь мне самой? Что препятствует моему общению с Богом?
Могу сказать точно: я буду поститься не потому, что «Церковь велит, а мы должны быть ее послушными чадами», а чтобы дальше жить в другой реальности — той, которую еще предстоит создать. Великий пост — один из самых качественных инструментов, позволяющих это сделать. К тому же это бесплатно.
Чек-лист борьбы со страстью
Обычно умножает на ноль все перемены даже не лень и прокрастинация, а мощная иллюзия, что можно исправить все и сразу. Немного жаль, что мне об этом не сказали в первые годы церковной жизни — а может, и говорили, но я не придала этим словам значения. О том, что в борьбе с грехом нужна стратегия, точно не говорили.Интересно, можно ли разработать некие универсальные чек-листы борьбы с той или иной страстью или у каждого это индивидуально? В православном информационном поле есть только разрозненные советы, доброкачественность которых приходится проверять на собственном опыте, и общие фразы типа «надо не грешить, соблюдать заповеди, и будет вам счастье». А как именно надо?
Если мы говорим, например, о чревоугодии, то «с завтрашнего дня я не буду есть лишнего» — не работает. Работает адаптированное под себя типиконовское «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными» — максимально простые и четкие правила, которые приходится придумывать самостоятельно.
Примерно об этом же говорят психологи, диетологи и ведущие кулинарных интернет-курсов: никаких «вредных» продуктов в холодильнике, планирование покупок и меню на неделю, график приема пищи, если сорвался — два дня подряд не срываться. Но умение вычленить в Типиконе именно логику предписаний, а не «святые отцы сказали, что в среду масло есть нельзя, костьми лягу, но не нарушу», приходит с опытом — и духовным, и просто жизненным.
История про еду может оказаться и совсем про другое. Я с удивлением обнаружила, что ем лишнее, потому что делаю это под интересные видео на YouTube — надо же уплотнять время и всячески оптимизировать процессы. А потом оказалось, что нет еды — нет YouTube, зато есть много работы, делать которую далеко не всегда интересно. И привет, хоровод из лишних калорий, прокрастинации, чувства вины, сорванных дедлайнов и прочих прелестей. Проблема решается не аскетическими средствами, а выделением специального времени для отдыха — так тоже бывает. А можно было броситься на амбразуру, запрещая себе все подряд, мужественно страдать, ничего не добиться в итоге, но говорить, что это и есть духовная жизнь.
Ответы надо услышать
У христиан есть важное преимущество по отношению к неверующим людям, которые тоже преследуют благородные цели стать лучшими версиями себя. Мы на этом пути не одни.Мы можем просить помощи Того, Кто призывает нас к совершенству — в том числе и помощи в том, чтобы для начала разобраться в самом себе и понять, чего вообще хочешь от этой жизни.
Бог помогает и тем, кто робко или решительно делает первый шаг, и тем, кто барахтается в грязи, пытаясь снова встать на ноги в середине пути, и тем, кто ошибся и заблудился.
Эта помощь может выглядеть по-разному — быть и непосредственной, и через людей, и через внешние обстоятельства. Есть одно но: нужно научиться отличать настоящие ответы на свои вопросы от контекстной рекламы, а для этого снова необходим опыт, которого всегда не хватает. Мудрый старец, который возьмет за ручку и проведет по этому пути, — еще одна иллюзия из мира розовых пони и единорогов.
Христианская жизнь вообще и Великий пост в частности похожи на изумрудную лужайку, по которой приходится идти медленно и с палкой, потому что после абсолютно любого шага можно провалиться в трясину. Карта лишь приблизительная. Инструкций нет. Но утонуть нам не дадут.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.