О настоящем смирении
Очень часто в православной среде можно встретить людей, которые прочитав в книгах, что смирение является фундаментом всех добродетелей, стараются всеми силами побыстрее эту добродетель приобрести. Но не до конца понимая, что это за добродетель, обычно идут по пути наименьшего сопротивления. Таких людей очень легко узнать по тихому говору, потупленному взору, употреблению к месту и не к месту слов «простите, благословите». «Какие они смиренные!» — восхищаются окружающие.
Смирение — это, прежде всего, примирение.
Так что же такое смирение? Смирение — это дар Божий человеку. Даруется этот дар христианину, проведшему много времени в борьбе со страстями и глубоко познавшему свою немощь и немощь человеческой природы. Дар этот дается Богом тогда, когда Господь посчитает это полезным для спасения человека.
Добродетель смирения находится в руках Промысла Божьего. Господь может даровать этот дар тогда и тому, когда увидит, что подвижник усердно подвизается в другой добродетели. Имя этой добродетели — смиренномудрие. Смиренномудрие — это добродетель опытной христианской жизни. Это смиренное мудрование о себе. Эта добродетель происходит в глубинах сердца, где только Бог и душа. А желание внешними формами приобрести смирение, в виде вышеупомянутых упражнений— всего лишь жалкая карикатура добродетели. Смирение и смиренномудрие имеют корень «МИР». Это прежде всего примирение с окружающими тебя людьми. Примирение с обстоятельствами жизни, которые Богом тебе уготованы. Это опытная вера или доверие Богу, и вручение всего себя Его Промыслу.
В молитве Оптинских старцев есть такие слова: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Какие бы известия я не получал, дай мне помнить, что все ниспослано мне Тобой». Об этом необходимо помнить и нам. И если что-то происходит, то спрашивать Бога не «За что мне это, Господи?», а «Для чего мне это, Господи? Что Ты хочешь от меня, посылая мне какого-либо человека, или ставя меня в какое-либо положение?»
Смирение — это тайна, которую знают всего двое: Бог и душа. Это внутреннее состояние человека, который на всякий час может сказать словами Иоанна Златоуста: «Слава Богу за всё!».
Смирение — это, прежде всего, примирение.
Так что же такое смирение? Смирение — это дар Божий человеку. Даруется этот дар христианину, проведшему много времени в борьбе со страстями и глубоко познавшему свою немощь и немощь человеческой природы. Дар этот дается Богом тогда, когда Господь посчитает это полезным для спасения человека.
Добродетель смирения находится в руках Промысла Божьего. Господь может даровать этот дар тогда и тому, когда увидит, что подвижник усердно подвизается в другой добродетели. Имя этой добродетели — смиренномудрие. Смиренномудрие — это добродетель опытной христианской жизни. Это смиренное мудрование о себе. Эта добродетель происходит в глубинах сердца, где только Бог и душа. А желание внешними формами приобрести смирение, в виде вышеупомянутых упражнений— всего лишь жалкая карикатура добродетели. Смирение и смиренномудрие имеют корень «МИР». Это прежде всего примирение с окружающими тебя людьми. Примирение с обстоятельствами жизни, которые Богом тебе уготованы. Это опытная вера или доверие Богу, и вручение всего себя Его Промыслу.
В молитве Оптинских старцев есть такие слова: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Какие бы известия я не получал, дай мне помнить, что все ниспослано мне Тобой». Об этом необходимо помнить и нам. И если что-то происходит, то спрашивать Бога не «За что мне это, Господи?», а «Для чего мне это, Господи? Что Ты хочешь от меня, посылая мне какого-либо человека, или ставя меня в какое-либо положение?»
Смирение — это тайна, которую знают всего двое: Бог и душа. Это внутреннее состояние человека, который на всякий час может сказать словами Иоанна Златоуста: «Слава Богу за всё!».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.