Дед Мороз: откуда он взялся в Великом Устюге?

Загадочный персонаж этот Дед Мороз! Кто-то считает, что это отечественный вариант западного Санта-Клауса, кто-то уверен, что это советская придумка, кто-то думает, что настоящий Дед Мороз живет в Великом Устюге, хотя в России есть места похолоднее. Давайте же разберемся, что мы о нем знаем.

Языческое происхождение

Все анкетные данные Деда Мороза вызывают множество вопросов — и возраст, и местожительства, и «классовая принадлежность»… Или, допустим, родственные связи. Вот у Санты, как известно из диснеевских фильмов, имеется жена. Живет в Лапландии. А у нашего дедушки? По опере «Снегурочка» смутно представляется, что Дед Мороз имеет дочь Весну, Снегурочкину маму. Стало быть, должна быть и супруга. Видимо, Зимушка-Зима. Сама Снегурочка тоже сомнительна — принято считать, что она Морозу «внученька», но есть вариант, что снежная девочка дедушке вовсе даже племянница. В советские годы на детских елках и открытках присутствовал еще странный мальчик Новый год, которого любили наряжать в костюмы космонавта или юного лыжника.


«Дед Мороз», В. М. Васнецов, 1885

Понятно, что Весна, Зима, Новый год — персонажи искусственные, «авторские». А вот Снегурочка все-таки имеет прототип в русском фольклоре. Фольклорный сюжет о вылепленной из снега девочке Снегурке этнографы фиксировали в разных областях России еще в середине XIX века. Островский на основе сказок Афанасьева написал свою пьесу «Снегурочка» в 1873 году, в 1882-м появилась опера Римского-Корсакова, уже в конце XIX века образ снежной девочки «внедрялся» педагогами в сценарии детских рождественских елок, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, фигурки персонажа вешались на елку, но тогда Снегурочка еще не была связана с Морозом. Первое официальное появление Снегурочки в качестве помощницы Деда Мороза произошло на встрече 1937 года в московском Доме Союзов.

А когда появился сам Дед Мороз?

Персонаж этот собирательный. На Русском Севере (в том числе и на Вологодчине, и в Великоустюжских землях) был свой фольклорный Мороз или Морозко, Студенец, Трескун, Карачун — существо суровое, часто недружелюбное, которое нужно было задабривать, выносить ему в святочные вечера за порог обрядовое угощенье, приговаривая: «Морозушко, батюшко, иди киселю хлебать!», «Мороз, мороз, не бей наш овес, нашу рожь!..» То есть от того, языческого, Мороза, способного заморозить, загубить, лишить урожая, добра особенно не ждали и всеми силами старались его задобрить.


Иллюстрация В. Конашевича к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»

В 1840 году известный писатель, князь Владимир Одоевский написал сказку «Мороз Иванович», где седой дед одаривал детей за их труды. Эти образы Мороза и чародея соединились в один. Так к концу XIX — началу ХХ века появился в России первый Дед Мороз, который был уже заметно добрее и человечнее Карачуна — над людьми не издевался, работы по-прежнему требовал, но мог и наградить: дарил детям и взрослым подарки.

Связи с Сантой

А чуть позже образу Деда Мороза начал передаваться черты христианского прототипа, святителя Николая. К концу XIX века легенды о милостивом святителе Николае и традиция одаривания детей в день его именин и в рождественские праздники пришла из Европы в Россию.
На Руси Николин день (называвшийся Никола зимний, 6 декабря по старому стилю и 19-го по новому) был выходным и отмечался особенно торжественно. Люди всей семьей шли в храм на литургию, после нее собирались на обеде за праздничным столом, а потом устраивали массовые гулянья на зимних улицах. Торжества рождественские и никольские постепенно сливались в массовом сознании. Многие рождественские открытки издавались не только в России, но и на Западе, а рисовали их одни и те же художники. Так в России впервые увидели старичка в красной шубе с мешком подарков за плечами. Образ Санта-Клауса в те годы был схож с нашим Дедом Морозом, такого, как теперь, заметного «размежевания» Санты и Мороза еще не произошло.


Николай Мирликийский в прообразе Санта Клауса

Это спустя несколько десятилетий, в 1931 году, Санта получил на Западе новый имидж и после «ребрендинга» стал сильно отличаться от своего святого христианского прототипа. Художник Х. Сандблом сделал его лицом рекламной кампании знаменитой газировки. И тогда вокруг западного рождественского персонажа начала выстраиваться новая мифология — выяснилось, что Санта-Клаус живет в Лапландии, что там у него есть мастерская, где эльфы производят игрушки, что он женат, летает по небу на санях, запряженных оленями, причем у каждого из них есть имя, а когда люди засыпают, пузатый старичок в короткой красной куртке, подпоясанной широким ремнем, очках и красном колпаке пролезает в каминные трубы и оставляет подарки в рождественских носках. А еще позже вдруг оказалось, что главное занятие Санты вовсе даже не поздравление с Рождеством, а вояжи на огромных фурах со светящейся рекламой той самой газировки и объявление грандиозных рождественских скидок и распродаж, приносящих корпорациям несметные барыши.

Вселение в Великий Устюг

…Наш Мороз эволюционировал своим путем. После революции о нем, как и вообще о рождественских торжествах, елке, вертепах, подарках и прочих «буржуазных пережитках», надолго забыли, пока в 1935 году 28 декабря в газете «Правда» не появилась статья кандидата в члены Политбюро и 2-го секретаря ЦК КП(б) Украины Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». С этого момента началось возрождение, а во многом и придумывание новых новогодних традиций. И через два года к детям впервые вышли вместе Дед Мороз и Снегурочка. Веселые, нарядные, но идеологизированные, вышколенные и, разумеется, никаким намеком не отсылающие ребятню ни к событиям Рождества, ни вообще к христианству.

Окончательно спутал карты Великий Устюг, когда в 1998 году объявил себя родиной Деда Мороза. Под это дело за двадцать с лишним лет в городе образовалась мощная инфраструктура. У Мороза есть городская резиденция с Тронным залом, «Книгой добрых дел», Домом моды, Музеем поздравительной открытки и так далее. Есть Почта Деда Мороза, куда ежедневно приходят более тысячи писем со всех концов России и из-за рубежа. В городе открыт Музей новогодней и рождественской игрушки. Есть и огромная Вотчина в 11 километрах от Великого Устюга. Там зоопарк, зимний сад с тропическими растениями, ледяной дом и масса возможностей потратить деньги на фото, сувениры, различные увеселения… Похожая «новогодняя индустрия» складывается сегодня в Костроме, которая, вслед за Устюгом, назвала себя «родиной Снегурочки». Там тоже уже есть и терем Снегурки, и ее модный дом, и скульптуры, и музеи…

Христианский вектор

И все же «Санта» в переводе — «святой». А Клаус — это Николай. И наш Дед Мороз тоже многое перенял у своего христианского прототипа — и доброту, и милосердие, и любовь к детям… Он помогает слабым и защищает их.
Николу Угодника на Руси любили и почитали, пожалуй, как никакого другого святого. Был у нас свой Никола Вешний, Никола Зимний (малограмотные люди даже считали, что это два разных святых). Образов Николая Чудотворца, храмов и монастырей, посвященных ему, — великое множество. Святитель считался покровителем путешествующих, паломников, моряков, рыбаков, воинов, купцов, детей, да вообще всего русского народа. И вот уж от него, от Николая Чудотворца, Угодника как раз всегда ждали и добра, и помощи, и милости, и… подарков! Поэтому связь Николая Чудотворца и Деда Мороза несомненна.

Святой Николай. Художник Наталья Деревянко

Что же мы вспоминаем из жития Николая Мирликийского, когда говорим о рождественских торжествах?
Святитель родился в III веке в малоазиатской провинции Византийской империи Ликия, в приморском городе Патары в семье знатных пожилых супругов. Еще будучи ребенком, он помогал всем, кто нуждался в помощи. Семья Николая переехала в портовый город Миры. Когда будущий святитель подрос, за добрые дела его избрали архиепископом Мир — центра провинции Ликия. Всю свою жизнь сердечный и милосердный святой посвятил заботам о тех, кто терпел нужду и поругания: спасал несправедливо осужденных на казнь, незаслуженно брошенных в тюрьму… В городе Миры и сейчас стоит церковь Деда Мороза или, как называют ее турки, Баба Ноэль Килизе. По преданию, под Рождество святитель Николай, узнав, что обанкротившийся горожанин из-за крайней нужды хочет отдать своих дочерей «на блудодеяние», ночью тайно подбросил в сад этого горожанина три мешочка с золотом. Семья была спасена от голода, а девушки — от поругания и позора.
Тот милосердный поступок «святого дедушки с мешком подарков» и отразился в образе Санта-Клауса (а потом — и Деда Мороза), по ночам приносящего подарки детям.
* * *

Да, мы помним, что Дед Мороз — персонаж сказочный, выдуманный и игровой. Да, мы знаем, что святитель Николай не Дед Мороз и Дед Мороз даже близко не святой. Но детская вера в Деда Мороза ничего вредного душе не приносит. И к тому же у родителей есть все возможности, «зацепившись» за интерес к сказочному персонажу, рассказать ребенку самую настоящую историю о чудотворце и его чудесах, причем рассказать прямо в Великом Устюге. Для этого можно зайти в великолепную церковь Николая Чудотворца на старой торговой площади города (Николо-Гостинская церковь XVII–XIX веков). Сейчас в здании храма располагается Музей этнографии, отделение Великоустюгского государственного музея-заповедника. В нем посетителям подробно рассказывают в том числе и о том, как праздновали на Руси Рождество. И у экскурсоводов здесь, в Никольском храме, вполне уместно будет уточнить, откуда же он взялся и кто же такой — наш, российский Дед Мороз…
« «Спасители» в язычестве: были ли они на самом...
С Ним мы — семья »
  • +4

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.