Почему Бог уничтожил Содом и Гоморру

Кем на самом деле были содомиты, которых упоминает Библия и которыми сегодня то и дело называют представителей так называемого ЛГБТ? И правда ли, что Бог покарал жителей Содома именно за склонность к однополым связям?
Все слышали библейскую историю о том, как Бог уничтожил города Содом и Гоморру, пролив на них дождем серу и огонь. Рассказ об этом содержится в 18-й и 19-й главах книги Бытия. Но, чтобы разобраться, что к чему в этой истории, давайте прежде внимательно изучим, что говорит о Содоме и Гоморре Библия.

Что мы знаем о Содоме и Гоморре?

Во-первых – то, что располагались эти города в прекрасной плодородной долине, которая орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская (Быт 13:10). Когда Авраам (который тогда еще носил имя Аврам, полученное при рождении) и его племянник Лот решили разойтись по разным землям, чтобы избежать имущественных разногласий, Лот выбрал именно плодородный Содом. При том, что и Ханаан, где остался Аврам, отнюдь не был пустыней: впоследствии Господь назовет его «землей, текущей молоком и медом» (Лев 20:24). Уже здесь мы читаем, что жители Содома были злы и весьма грешны пред Господом (Быт 13:13). Но чем именно грешны – Писание пока умалчивает.
Во-вторых, книга Бытия рассказывает о том, как правитель одного из местных племен Кедорлаомер с союзниками нанес поражение Содому и Гоморре, разграбил их и увел их жителей в плен. Аврам вступился за содомитов (ведь среди них жил и Лот), но отказался принять в благодарность от них дары. Даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама, – ответил он содомскому царю (Быт 14:23). Может, праведный Аврам не пожелал иметь ничего общего с заклятыми грешниками? Нет, все святые отцы толковали этот эпизод иначе: Аврам хотел лишь исполнить правду Божию, а до земного имущества соседей ему дела не было.

Авраам освобождает Лота. Антонио Темпеста, 1610

И, наконец, самый известный третий эпизод. Начинается он с того, что Бог предупреждает Авраама: Он идет испытать нечестивые города. Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю (Быт 18:20-21). Бог не спешит сразу карать грешников, Он устраивает им испытание, объясняет преподобный Ефрем Сирин. Последнее испытание. Господь обещает Аврааму пощадить весь город, если найдет в нем хотя бы десять праведников (Быт 18:23-33).
Но единственным праведником в развращенных городах оказался племянник Авраама Лот…

Так в чем же состоял грех их жителей?

Это становится ясно из описания того испытания, которое устраивает содомитам Бог. Господь посылает в Содом двух ангелов, которых встречает, ведет в свой дом и принимает как почетных гостей праведный Лот. Но, едва прослышав об этом, его жилище окружает целая толпа содомлян, от молодого до старого, и все как один кричат: где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам; мы познаем их (Быт 19:5). Лот умоляет горожан не причинять его гостям зла, но чуть сам не становится жертвой исступленной толпы. В итоге вмешаться в дело приходится ангелам: они поражают содомлян внезапной слепотой, и тем приходится убраться (см.: Быт 19:11). После этого Господь принимает решение истребить беззаконные города – и приводит его в исполнение, как только Лот с семьей покидают Содом.
«Познать» гостей значит вступить с ними в физическую близость, попросту говоря изнасиловать, объяснял известный библеист конца XIX – начала XX века, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин. В этом намерении выразилась крайняя степень развращенности содомлян. Ужасно и отвратительное любое насилие, но в данном случае это было бы насилие с отягчающими, если можно так выразиться, обстоятельствами. Надругаться хотели над гостями, совершенно посторонними и не знавшими местных «обычаев» людьми. Да еще и противоестественным образом – ведь вокруг дома Лота собрались сплошь мужчины.


Жители Содома у дома Лота, Виллиам ван дер Гувен и Питер де Хох, 1728

Суть греха обозначена в этом библейском повествовании вполне прозрачно. Профессор Лопухин говорит о «ненормальности и извращенности их (содомлян. – Прим. ред.) полового чувства», которое порождало такой противоестественный порок, как мужеложество. С тех пор этот порок принято именовать «содомским грехом». А содомитами – людей «нетрадиционной ориентации», которые, подобно жителям Содома, не видят в нем ничего греховного, противоестественного, а порой еще и активно пропагандируют свой образ жизни и навязывают его окружающим.

То есть история об уничтоженных городах подчеркивает, что содомский грех – особенно тяжкий, а совершившие его в смертельной опасности?

Смертельно опасен – любой грех. Сделанный грех рождает смерть, – пишет апостол Иаков (Иак 1:15) и не уточняет – какой именно. А преподобный Исаак Сирин говорит: любой нераскаянный грех – смертный. Всякий грех, в котором человек не покаялся, отделяет его от Источника жизни – Бога.
Да, в истории про Содом и Гоморру мы читаем о конкретном грехе. Причем грехе, о котором библейские авторы говорят не раз и дают ему предельно четкую характеристику: «мерзость» (Лев 20:13), «постыдная страсть», «срам», «непотребство» (Рим 1:26, 27, 28). Апостол Павел пишет твердо и однозначно: мужеложники… Царства Божия не наследуют (1 Кор 6:9,10). Но можно ли сделать вывод, что эта история лишь про последствия определенного греха? Что ко всем остальным, «не таким вызывающим» грехам она отношения не имеет?
Обратим внимание: мы видим не только, каким грехом заражены содомиты, но наблюдаем картину полной моральной деградации целого сообщества, в котором различие греховного и негреховного, допустимого и недопустимого стерлось вообще. Библейское повествование лаконично, но сказанного достаточно, чтобы понять: жители Содома действовали с таким неистовством, агрессией и бесстыдством, что уже едва напоминали людей. Святитель Московский Филарет (Дроздов) назвал их «зверской толпой» – и еще мягко выразился: ведь редко когда животные ведут себя так вызывающе нагло, и уж точно не выставляют напоказ свои пороки. Содомлян вполне уместно было бы назвать «сборищем сатанинским» – вслед за автором книги Откровения, который выразился так о гонителях христиан (Откр 2:9).
Проблема жителей Содома и Гоморры далеко не исчерпывалась их противоестественными наклонностями. Это были люди давно и прочно сросшиеся с грехом. И в упор не замечавшие попыток Бога раскрыть им глаза на тот ад, который они сами себе организовали в своих плодородных городах.
Ведь не случайно среди них поселился племянник Авраама Лот – судя по всему, еще за несколько лет до гибели двух городов. Господь намеренно устроил так, говорит святитель Иоанн Златоуст, чтобы у этих неистово развратных (2 Пет 2:7) людей был перед глазами пример праведника, и чтобы Лот, подобно врачу, мог бы «обуздывать силу их злых болезней». Но содомляне не воспользовались добрым примером; они «не только не оставили зла, но более и более умножали его», так что Лот, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные (2 Пет 2:8). Содомляне ослепли еще прежде, чем их лишили зрения ангелы, причем – по собственной воле. Они сделали все, чтобы затоптать в себе образ Божий, то, что еще делало их людьми. И в итоге, как говорит Златоуст, «лишились всякого прощения».

Чем история о гибели Содома и Гоморры важна для нас?

Уничтожение двух городов, населенных кончеными злодеями и развратниками, – страшный, но выразительный пример того, чем завершается всякая попытка жить по закону греха, игнорируя заповеди Бога и отвергая всякий призыв переосмыслить свою жизнь. И пресловутый «содомский грех» в данном случае – не более чем отправная точка того длинного пути, который закончился для жителей Содома и Гоморры гибелью под огненным дождем (неважно, какое явление природы Бог использовал, чтобы покончить с этим злом). «По пути» на этот грех налипло много чего еще: и злоба, и любовь к самоуслаждению, и абсолютная безнравственность, и хамское отношение к ближнему, не говоря уже о Боге… До чего-то в этом же духе докатилось, вероятно, человечество во времена Ноя, и для тогдашних людей это кончилось Потопом. А теперь Богу пришлось выжигать источники заразы огнем.
Только не стоит думать, что жители этих городов были какие-то необыкновенные грешники, до которых нам с вами далеко.

Разрушение Содома, Уильям Тёрнер, 1805


Очень характерный вопрос задал однажды Своим слушателям воплотившийся Бог Иисус Христос. Думаете ли, – спросил Он у них, – что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? И Сам же ответил: нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк 13:4-5). Господь имел в виду очень простую вещь: никогда не нужно обольщаться на свой счет. Ведь и содомлян Он предупреждал, когда показал им пример Лота, наслал на них войско грабителей, привел в город ангелов. А нас предупреждает другими примерами, в том числе примером Содома. Вопрос только в том, обратим мы внимание на эти примеры – или зажмурим глаза и заткнем уши. Изменим свою жизнь – или продолжим жить как привыкли. Содомляне держались за свой привычный образ жизни до самого конца. И конец этой жизни был страшным.
« Почему Церковь запрещает делать земные поклоны...
Дед Мороз, он же святитель Николай »
  • +17

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.