Интересно о Соловках

Соловки, а точнее Соловецкие острова, — самый большой по площади архипелаг в Белом море. Административно они относятся к Приморскому муниципальному району Архангельской области. Многие из нас знают Соловки по знаменитому Соловецкому монастырю (включенному, кстати, в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), популярному месту паломничества.
Соловки называют краем света, и это удачное название, потому что, во-первых, здесь действительно много света: летом — белые ночи, зимой — полярное сияние.
Во-вторых, Соловки действительно далеко, от них 160 км до Полярного круга. Сюда ссылали, сюда сбегали и уходили от мирской суеты. В-третьих, для тысяч людей это место стало настоящим краем жизни — местом окончания страданий, где они увидели последний луч света. Святые и суровые, прекрасные и кровожадные — что мы знаем и не знаем о знаменитых островах в Белом море?

Название «Соловки» происходят не от «соловья», и не от соли Соль на островах стали добывать позже, чем появилось название, а соловьи здесь не водятся. В книге профессора Александра Минкина «Топонимы Мурмана» приводится интерпретация саамского слова «СУОЛ». «Сулле, суоллы, суоллэ, сыллы» — острова, а «Суол, сыэл, сыэлай» — остров. «Суоленч, суолгиш, суолнеч» — небольшой островок. Часто географические названия с таким звучанием переиначивались, превращаясь со временем в современное «СОЛО». По другой версии название произошло от промысловиков: «со-ловки», то есть место лова рыбы и морского зверя, не закрепленное ни за кем в особенности, где промысел ведется совместно. Есть и третья версия: с моря острова почти всегда окружает туман, отсюда и название — «соловый», то есть туманный, белёсый.


Поморы ловят рыбу. Фото конца XIX века

Соловки — острова «молодые». Около 7-6 тысяч лет до нашей эры ледник, отступавший на север, покрыл кристаллическое основание будущих островов мощным слоем валунов гальки и песка. Камни покрылись зеленью, леса заполнили звери и птицы… Соловецкий архипелаг в самом южном из морей Северного Ледовитого океана раскинулся на той же долготе, на которой несколькими тысячами километрами южнее находится Иерусалим. Между прочим, и там, и там есть гора Голгофа.

Площадь Соловецких островов больше, чем территория Мальдивов Большой Соловецкий остров — самый крупный на Белом море, он больше острова Мальта. Остров Анзер — в десять раз меньше Большого Соловецкого, но тоже немаленький. Есть еще четыре острова, которые обязательно обозначают на картах и схемах Соловков: Большая и Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкий.
Но в Соловецкий архипелаг входят более сотни маленьких островков, названия и историю которых мало кто знает. Между тем у многих из них — свои тайны.


Английская карта Соловецких островов, 1893

Например, на острове Бабья Луда, которая отлично видна с башен Соловецкого монастыря, по преданиям, раньше была гостиница для женского пола — на остров женщин не пускали. У Бабьей Луды в январе 1676 года казнили «соловецких сидельцев». А в ХХ веке на Луде рыли военные траншеи. У одной из Сенных Луд можно увидеть два полузатопленных корабля, полученных после войны от Финляндии, «Актюбинск» и «Хибины». С Песьей Луды открывается прекрасный вид на Спасо-Преображенский монастырь.
На Кузовах — части другого архипелага, мимо больших и малых островов которого суда проплывают, двигаясь от Кеми к Большому Соловецкому, — в XVII веке высадился шведский отряд, который собирался внезапно напасть на соловецких монахов. Русский отряд их выследил, шведы решили от своего плана отказаться, но… по легенде, окаменели. Вот и появились Кузов Немецкий и Кузов Русский.


Затопленные корабли о. Сенная Луда

Есть острова Игуменский и Воронья луда, Парусный и Петропавловские, Большой и Малый Топ, Немецкий и Русский Кузова… Но больше всего достопримечательностей, конечно, находятся на Большом Соловецком острове.

Люди знали о Соловках еще со времен неолита Приплывали саамы, карелы, останавливались рыбаки и звероловы, но до XV века здесь никто постоянно не жил.
Первыми постоянными жителями Соловков стали монахи. Преподобный Герман Соловецкий, уроженец Тотьмы, первый (вместе с поморами) побывал на островах, но не решился там жить. Вернулся на берег, там встретил преподобного Савватия. В 1429 году подвижники переселились на Большой Соловецкий остров, шесть лет прожили там в трудах, посте и молитве.

Когда умер Савватий, Герман вернулся на материк и встретил пустынника Зосиму. В 1436 году они прибыли на остров и вскоре основали общежительный монастырь. Настоятели, которых присылали на Соловки из Новгорода, не выдерживали жизни в непривычно трудных условиях, и братья избрали игуменом преподобного Зосиму. Герман более 40 лет трудился при нем. По его устным повествованиям были позже составлены жития Савватия и Зосимы.

Один из символов Соловков — пчела, хотя пчел на Соловках нет Cоловецкие святые Зосима и Савватий считаются покровителями пчеловодства, есть даже икона этих святых «с сотом», то есть с ульями! Существует древняя легенда, будто до преподобных Зосимы и Савватия пчел на Руси не водилось, но они отправились в какие-то дальние страны и привезли оттуда пчелиную матку, спрятав ее в набалдашнике посоха. Те, кто придумал эту легенду, явно не знали, что преподобные Зосима и Савватий друг с другом никогда не встречались, на Соловках Зосима появился уже после кончины Савватия.
И пчел на Соловках нет — их сдувает ветрами. Нет здесь также змей и клещей. На остров Анзер когда-то завезли северных оленей, сейчас они вымерли. Зато комаров здесь аж 30 видов! Из зверей есть лисы, лоси, белки, зайцы, мыши, лягушки и ящерицы. В Белом море возле берегов Белужьего мыса плещутся беломорские белухи — небольшие белые киты. Встречаются нерпы и тюлени. Очень много птиц — от вездесущих чаек до редких глухарей, дятлы, утки, совы и куропатки. Останавливаются на озерах перелетные лебеди и гуси. Рыбы огромное количество — и морской, и пресноводной. Самая знаменитая, конечно, соловецкая селедка.

Тюлени на Соловках. Фото Валерия Гречихина

На Соловках около 550 видов растений. Есть своя тундра — на Большой Муксалме, например. Есть таежные леса, болота. Рек нет, зато более 600 озер — и ледниковых, и торфяных. Огромные ягодники — черника, голубика, морошка, шикша… Много грибов.

Еще один из главных символов Соловков — водоросль Водоросли здесь косят, сушат и продают.
В северо-восточной части Большого Соловецкого острова напротив Анзера есть крошечное рыбацкое поселение Реболда. Постоянных жителей там с недавних пор нет, но с середины июня до середины сентября работают драгировщики — крепкие мужчины, которые добывают и заготавливают ламинарию (это научное название морской капусты).
Ламинария — морская бурая водоросль, длинная, похожая на ленту — может достигать 20 метров. Растет вдоль берегов на глубине 4–10 метров густыми зарослями. Многие виды этого растения можно есть и использовать для медицинских и косметических целей. Кроме того, морская капуста — великолепный корм для скота, удобрение, используют ее и при изготовлении красок для тканей и отделке кож, осветлении вина и бурении сверхглубоких скважин, приготовлении маргарина и производстве пластмасс — и даже в космической промышленности!
Выловленные водоросли развешивают на больших рамах — вешалах с натянутой колючей проволокой, как белье, высушивают на открытом воздухе и сдают на Архангельский водорослевый комбинат, где ее досушивают в сушильных печах и перемалывают в порошок. Сезон добычи капусты — с середины июня до середины сентября.

На одной из колоколен Соловецкого монастыря уже полтора века работает маяк Расположен он на высшей точке острова — на верхнем ярусе-колокольне церкви Вознесения Господнего на Секирной горе (высота 98 метров от уровня моря). До 1904 года в нем были установлены керосиновые лампы, затем уже электрические прожектора. Маяк до сих пор применяется в навигации по Белому морю.

Маяк на колокольне церкви Вознесения на Секирной горе. Фото Алексея Ососкова

Но это лишь одна из множества достопримечательностей Соловков: уникальных сооружений, памятников природы и истории здесь более двухсот. Причем самые древние относятся к II веку до Р. Х. (как, например, каменные спиралевидные лабиринты на Большом Заяцком острове).

На Соловках сидел дядя Пушкина Соловецкий монастырь — это еще и тюрьма. Сюда ссылали и вольнодумцев, и политических противников самодержавия. А отдаленность и труднодоступность Соловков провоцировала власть ссылать неугодных именно сюда. Соловецкая тюрьма — самая древняя и самая суровая из монастырских тюрем.
Тюрьма просуществовала на Большом Соловецком с начала XVI до 1903 года. До 1883 года через нее прошло до 550 узников, среди которых были известные люди: состоявший на службе у Ивана Грозного крещеный касимовский хан Симеон Бекбулатович, государственный деятель и дипломат Петр Толстой, автор повествующего о событиях Смутного времени «Сказания» Авраамий (Палицын), министр Василий Долгорукий, последний атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский, двоюродный дядя Александра Пушкина Павел Ганнибал…

Соловецкая тюрьма. В этой камере содержался последний атаман Запорожской сечи Петр Кальнишевский. Фото Павла Львова

Условия содержания в тюрьме были тяжелые, но, как ни странно, некоторые узники «исправлялись» и даже после освобождения пополняли ряды монашеской братии. Во время обстрела Соловков англичанами в 1854 году заключенные даже помогали отразить нападение. В 1883 году монастырская тюрьма перестала существовать.

Было время, когда все Соловецкие острова превратились в одну большую тюрьму С 1920 года, когда закрыли монастырь, по 1933 годы тут был устроен исправительно-трудовой лагерь, называвшийся Соловецкий лагерь особого назначения, а сокращенно — СЛОН. За годы его существования через него прошли не менее 70 тысяч человек, умерло от голода, холода и побоев более 10 тысяч.

Заключенные Соловецкого лагеря особого назначения

Для верующих людей Соловки — это еще и место, где сравнительно недавно по историческим меркам множество православных христиан приняло мученическую смерть за свою веру. Это были и миряне, и духовенство, в том числе и иерархи Церкви (8 митрополитов, 46 архиепископов, 49 епископов). Более 50 священнослужителей, отбывавших срок в Соловецком лагере особого назначения, причислены Русской Православной Церковью к лику святых как новомученики земли Русской.

Среди известных заключенных СЛОНа — академик Дмитрий Лихачев, этнограф Николай Виноградов, священномученик Иларион (Троицкий), философ и ученый священник Павел Флоренский, писатель Борис Ширяев…

Когда-то у Соловецкого монастыря не было каменных стен Сначала и храмов не было — Савватий, Герман, Зосима жили на острове в хижине в версте от моря.
Потом с возникновением обители возвели деревянную церковь. Каменное строительство на Соловках началось с возведения Успенского трапезного комплекса: Успенской церкви, Трапезной и Келарской палаты.
Но более всего впечатляют, конечно, крепостные стены, возведенные в конце XVI века. Их строили больше десяти лет для защиты от шведов, датчан, немцев, голландцев и англичан. Вологодский зодчий и городовой мастер Иван Михайлов начал преображение Соловецкого монастыря в крепость. Продолжил его дело монах Трифон Кологривов. В качестве строительного материала взяли местные валуны, промежутки заполняли мелким камнем, кирпичным щебнем и связывали всё известковым раствором.

Оборона Соловецкого монастыря 1854 года от англичан

Башни по углам выступают за периметр стен, чтобы во время нападений и осад защитникам открывался обзор стен, по которым пытаются забраться штурмующие, и по ним можно было бы вести прицельный огонь.
Крепость получилась неприступная, что доказало «соловецкое сидение» 1668–1676 годов. Это трагическая страница в истории монастыря: соловецкие монахи отказались принять церковные реформы Патриарха Никона, против них были отправлены войска, и семь с лишним лет продолжалась осада. «Сидельцев» удалось захватить только с помощью предателя.
А во время Крымской войны, в 1854 году, английские корабли обстреляли монастырь, но их мощные пушки не смогли нанести значительного урона обители.

Потрудиться на Соловках может каждый С самого момента основания монастыря на Соловки начали приезжать люди, чтобы принести пользу и потрудиться во славу Божию и на благо обители. Тысячи трудников, насельников, послушников внесли свой вклад в устройство местного хозяйства.

Ребята помогают благоустройству монастыря Волонтерский проект Вереница

В наши годы с самых первых лет создания Соловецкого музея-заповедника в восстановлении архитектурных памятников и благоустройстве территории принимали участие добровольческие группы — и студенты, и семьи с детьми, и просто любители истории, архитектуры и северной природы. Некоторые отряды — например, из МГУ или содружество «Рождественка», — приезжают на Соловки и трудятся там десятилетиями. Активное участие в возрождении Соловков принимают благотворительный фонд «Белый ирис» и общероссийская общественная организация «Общее дело».
Сегодня в продолжение доброй традиции в Соловецком музее-заповеднике действует программа «Волонтерское агентство». Это организационная работа по приему волонтеров. Летом на острова приезжают желающие из разных уголков страны и даже из-за рубежа, чтобы внести свой посильный вклад в общее достойное дело по сохранению природного и культурного наследия архипелага.

Волонтеры и археологи во время раскопок на территории Соловецкого монастыря. Фото Владимира Трефилова

В Ботаническом саду Соловецкого музея-заповедника организован палаточный лагерь, в котором могут разместиться волонтерские группы. Большинство их работ связано с сезонной помощью на территории сада. Отдельные группы школьников и молодежи приезжают через Образовательный центр. Они занимаются благоустройством поселка и историко-архитектурного комплекса, помогают Соловецкому музею, иногда участвуют в реставрационных работах или археологических раскопках.
Кроме того, большинство участников Летней культурно-экологической школы также участвуют в волонтерском движении. В их программы включены от 3 до 12 часов волонтерских работ в Ботаническом саду или на территории поселка. Приятным вознаграждением за помощь служат бесплатные экскурсии от Соловецкого музея-заповедника.
« Дед Мороз, он же святитель Николай
О святителе Николае — скором помощнике и... »
  • +14

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.